«Мой друг- особенный! Мой особенный друг». Занятие в группе дополнительного образования, где есть дети с ОВЗ.
Разработала: Педагог дополнительного образования Симакова О.М.
МГБОУ ДТДиМ «Восточный»
г.Москва, 2024г.
Цели занятия:
- повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством применения опорных схем;
- коррекция и развитие связной устной речи;
- воспитание самостоятельности, внимания, умения сосредотачиваться;
- воспитание позитивного эмоционального отношения к окружающим, стремления к поддержанию положительного настроя.
Прогнозируемый результат:
- Воспитанники научатся пользоваться опорами-схемами, приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Оборудование:
магнитная доска, магниты, видеопроектор, ноутбук, большие опоры - схемы, малые опоры - карточки. ручки и листы для участников.
Принципы работы с обучающимися с ОВЗ.
- Посильные задания. Нельзя допускать перегрузок, переутомления.
- Смена видов деятельности и форм работы на занятии.
- Оказание индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.
- Поэтапное формирование умственных действий, поэтапное разъяснение инструкции.
- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
- Наглядные опоры в обучении: схемы, рисунки.
- Связь предметного содержания с жизнью.
- Чтение с проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика.
- Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Тема занятия. О чем пойдет разговор?
А.П.Чехов: «Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, это дружба».
Ник Вуйчич:
«Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что всё делается к лучшему. Терпение – вот ключ к победе»
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Деятельности для учащихся с ОВЗ и остальных учащихся не разделяются на этом этапе.
- Визуализация внутреннего мира ребят. Коллаж «Познакомимся»
Доска делится на две части:
1-ая часть – «Я такой как все!»,
2-ая часть – «Я не такой как все!»
(фото и картинки)
Практическая деятельность. Включение каждого ученика в активную деятельность. Правила взаимодействия на занятии:
- Вести себя естественно и общаться на равных.
- Прежде, чем помогать, следует сначала предложить помощь, дождаться, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как
- При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, – слушать его внимательно, быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Как подружиться с одноклассником с ОВЗ ?
- Не забывай, что твой друг может повести себя странно, во время разговора может тебя перебивать, у него может резко меняться настроение. С таким другом бывает непросто общаться, так как он может говорить только о своих интересах.
- «Я хочу узнать подробнее о твоей особенности. Ты не будешь против, если я тебя поспрашиваю?» Если твой друг рассказал тебе о своем нарушении, это не значит, что ты можешь сообщать об этом всем подряд. Тебе рассказали — значит, доверяют. Чем больше ты узнаешь о своём друге, тем проще тебе будет при необходимости сохранять терпение и проявлять заботу.
- Нельзя обвинять человека в том, что он странно себя ведет. Но все же тактично показать, что какое-то поведение тебе не нравится, можно. Всем очень хочется найти друзей, и каждый из нас способен быть хорошим другом.
- У нас у всех могут быть общие интересы, и мы можете прекрасно проводить время вместе. Учитывая особенности поведения приятеля, ты становишься более чутким, терпеливым, психологически зрелым. Защищая друга, ты проявляешь смелость и заботу, а это очень важные качества.
Комментированное письмо. Деятельности учащихся с ОВЗ и остальных учащихся не разделяются на этом этапе.
С.Н.Лысенкова:
«Если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль». При многократных повторениях дети с ограниченными возможностями здоровья постигают трудный материал и не отстают от класса.
Актуализация знаний . Разделение типов заданий для учащихся с ОВЗ и для остальных учащихся.
Большие опоры - схемы
Малые опоры - карточки.
- 1. Думай, когда пишешь предложение
- 2. Безударные гласные в корне слова
- 3. Парные согласные на конце и в середине слова
- 4. Состав слова
- 5. Предлоги и приставки
- 6. Сложные слова
- 7. Имена существительные склоняются
- 8. Три склонения имен существительных
- 9. Глаголы спрягаются
- 10. Окончания прилагательных проверяй вопросами
- 11. Главные и второстепенные члены предложения
- 12. Помни о знаках препинания
- 1. Буквы, слоги, слова - развитие навыка чтения
- 2. Гласные после шипящих
- 3. Мягкий знак разделительный
- 4. Безударные гласные
- 5. Парные согласные на конце и в середине слова
- 6. Непроизносимые согласные
- 7. Предлоги со словами
- 8. Глагол
- 9. Наречия
- 10. Сводные таблицы слов: с удвоенными согласными; с ь разделительным; с непроизносимыми согласными; с приставкой с, с буквой ё.
-
«Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса….Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Через знающего ученика учить незнающего, дети учат друг друга».
С.Н. Лысенкова
Применения и закрепления знаний. Разделение типов заданий для учащихся с ОВЗ и для остальных учащихся.
Обучающиеся с ОВЗ
Прочитайте. Помогите ребятам закончить пословицу.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести. Из-за нового приятеля не теряй старого. Над другом посмеёшься — над собой поплачешь. Назвался другом — помогай в беде. Расстояние дружбе не мешает. Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Обучающиеся
Закончите пословицы и поговорки, объясните орфограммы:
Знал дружка в радости, не оставляй в…. Из-за нового приятеля не теряй….. Над другом посмеёшься — над собой….. Назвался другом — помогай в…... Расстояние дружбе не…... Кто ищет друга без недостатков, тот останется без... Единственный способ иметь друга — это быть…. тот останется без друга. Единственный способ иметь друга — это быть другом.
Приём «цветной» диктант.
Обучающиеся
Обучающиеся с ОВЗ
- Записывают слова под диктовку
- Получают карточки. Слова с пропущенными буквами.
Найдите поле для «цветного» диктанта.
Найдите поле для «цветного» диктанта.
- 1.Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
- Единственный способ
- Драгоценный камень
- Проверенный товарищ
- Испытанный друг и т.д.
-
- Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
- Единственный способ
- Драгоценный камень
- Проверенный товарищ
- Испытанный друг и т.д.
2. Если в слове пишется - тся , то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если - ться – красным.
2. Если в слове пишется - тся , то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если - ться – красным.
- Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
- Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
- С иным водиться — что в крапиву садиться. 3.разобьешь — не сложишь.
- в лесу не найдешь,
- вещь потеряешь – ещё наживёшь,
- друга потеряешь – уже не вернёшь,
- с кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
- Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
- Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
- С иным водиться — что в крапиву садиться.
- 3.разобьешь — не сложишь.
- в лесу не найдешь,
- вещь потеряешь – ещё наживёшь,
- друга потеряешь – уже не вернёшь,
- с кем хлеб – соль водишь, на того и походишь
Работа с текстом.
Обучающиеся
Обучающиеся с ОВЗ
1.Докажите, что это текст.
2.Определите его тему, основную мысль.
3.К какому типу речи относится данный текст? Докажите это.
4.Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм.
5.Объясните графически употребление запятых в 1, 2, 3 и 5 предложениях.
Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.
Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.
Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа, лебед..ая верность.
Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость
- 1. Определите тему текста, основную мысль.
- 2. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм.
- Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.
- Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.
- Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа, лебед..ая верность.
- Подлинным их творцом является народ.
-
Рефлексия (подведение итогов занятия). Деятельности для учащихся и учащихся с ОВЗ не разделяются.
Дружба – «бескорыстная стойкая приязнь” – так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
- Как вы считаете, полезным ли было для вас сегодняшнее занятие?
- Что запомнилось больше всего?