СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой край в истории страны

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь времен - значит связь поколений. Сохранить связь времен , поддержать интерес подрастающего поколения к истории родного края поможет исследовательская деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Мой край в истории страны»

Проект

«Мой край в истории страны»



«Любой из нас, думая о своей стране, в частности о России,

представляет себе не нечто обширное и туманное,

а, наоборот, ясное, знакомое ему место в России –

свою подлинную родину, родину своего сердца».

К.Г. Паустовский

Русским людям всегда было свойственно обостренное чувство любви к своей земле, к своей Родине. Об этом свидетельствуют и многие страницы истории нашего Отечества.

С чего начинается чувство Родины?

С годами мы узнаем, что наша Родина – это Россия – страна, раскинувшаяся на громадных просторах. На ее территории много городов, по ней текут могучие реки, у берегов плещут океаны и моря. И все- таки, когда мы слышим слово «Родина» в нашем сознании возникает образ родного села. Именно здесь началась твоя жизнь, здесь живут твои родные и близкие, здесь – твои друзья.

С этим чувством человек рождается, 
С ним растёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному селу, к отчему краю. Тысячи населенных пунктов на карте нашей страны. История каждого из них - это частица истории целого государства.

Введение

Заметно стало, что в последнее время люди тянутся к своим корням. Стараются не забывать прошлого. Ведь без него не будет у нас будущего. Вот почему я занимаюсь исследованиями в области краеведения. Стараюсь, чтобы люди не забывали своего прошлого.
Связь времен – это значит и связь поколений. А как нам сохранить эту связь? Как сделать так, чтобы не порвалась та тоненькая ниточка, что связывает прошлое с настоящим? Ответ всему этому – память.
Память о том, что было до нас и та память, которую мы можем дать последующим поколениям.
Сохранить же  связь времен, поддержать интерес подрастающего поколения нам помогает исследовательская работа по истории родных мест.


«Помежа от рождения звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои,

Птицы, летающие по воздуху, ведают гнёзда свои,

Рыбы, плавающие по морю и в реках, чуют глубины свои,

Так и люди, где родились и вскормлены, и к тому месту

великую любовь имеют».

Георгий Скарин

русский ученый начала XVI в.,

медик (д-р лекарских наук),

типографщик (в Праге и в Вильне)

и переводчик Библии на русский язык.


Цель на основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников восстановить историю окружающих село Верховино населенных пунктов


Задачи заключаются в следующем:

  1. Изучить историю образования и развития деревень в округе села Верховино;

  2. Познакомиться с культурной жизнью земляков;

  3. Проследить исторические процессы, происходящие в стране и отражение их на жизнедеятельность наших деревень.

  4. Представить свои выводы по заявленной теме.


Актуальность В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине. И изучение истории родного края, родного села, поможет в этом.

«… В наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении». Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из самых замечательных наших современников, подчеркивают необычайную актуальность, которую приобретают сегодня проблемы истории, культуры, духовного наследия. Историю страны можно изучать не только по произошедшим событиям, но и по воспоминаниям людей. Ведь каждый человек и делает эту историю.

Научная новизна исследования заключается в попытке изучить историю прилегающих к Верховино сел в свете государственной политики.

Объектом исследования стали деревни, находящиеся и находившиеся вокруг села Верховино.

Предметом исследования выступает процесс заселения территории, связанное с ним этнокультурное развития населенных пунктов, исторические процессы.

Гипотезой предложенной работы является предположение, что изучив историю возникновения населенных пунктов, хозяйственную и культурную деятельность, познакомившись с замечательными людьми территории, можно проследить взаимосвязь исторических событий страны с жизнью забытых деревень.

Методы исследования: опрос, сбор воспоминаний, изучение музейного материала, изучение собранных материалов, анализ изученных данных, сравнение полученных данных.


Хочется надеяться, что данная работа заинтересует наших сверстников и привлечет их к дальнейшему изучению истории своего села, ведь остались не изученными еще многие направления.

Для выполнения задачи данной работы, музееведы были разделены на группы:

  1. Изучение истории деревни Орлы.

  2. Изучение истории деревни Сажино.

  3. Изучение истории деревни Пискулино, Полушино.

  4. Изучение истории деревни Рябово.

  5. Аналитическая группа.













Глава I.

Прежде, чем определиться с темой нашей исследовательской работы «Мой край в истории страны», была проведена большая поисковая работа.

Время неумолимо, старожилы уходят из жизни, и наша задача как музееведов собрать как можно больше материала о родном селе, о деревушках, которые находятся или находились около Верховино, чтобы не быть «Иванами не помнящими родства». Собранный материал – итог кропотливой работы нескольких поколений музееведов нашей школы.

Великая история, как мозайка, собирается из человеческих судеб. История семьи вливается в историю края, сплетается с ней, становится ее частью.

Когда изучаешь историю России на уроках, вряд ли кто видит связь с событиями, происходящими в том или ином месте, где мы живем. Листая страницы историй населенных пунктов, находишь яркие примеры, отражающие те или иные события в государстве.


  1. Первое упоминание.

Рябово.

К 1701 году, согласно чертежной книги С.У. Ремезова, на территории района уже числилось 21 деревня. По речке Кармак – восемь деревень, в том числе деревня Рябова. 1

Основателем деревни считается тюменский ямщик Мокей Рябов. В Сибирь он пришел из Соли Вычегодской в 1658 году. Получил грамоту на владение землей, которую, как и другие крестьяне, вначале пахал наездом.

В 1700 году в деревне было 13 домов, и в 9 из них жили ямщики. Три двора занимали Рябовы. Проживало здесь 33 жителя мужского пола, на подворьях было 38 лошадей, 48 голов крупного рогатого скота и 21овца. Жители деревни пахали 29,7 десятины. Имели 179 десятин годной под пашню земли. Площадь сенокосных угодий позволяла заготовить 2050 копен сена.

На речке Кармак жители деревни имели мельницу. За нее жители платили государю 18 алтын и 2 деньги.

Деревня продолжала оставаться ямщицкой, но жители наряду с ямщиной успешно занимались хлебопашеством и животноводством.2

  1. Л.Поротников. Летопись местных деревень.// «Знамя труда», 07 августа 2010г., с.3

  1. Н.Киров. Дерево и колос Тугулыма. Сведения о первожителях тугулымской округа взяты автором из материалов тобольского архива, собранного Г.А.Кайгородовым. Новопашин М. и др. Крестьянский сарафан Малахитницы: Культурно – исторические очерки / Колл.авт.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. –368с.: ил.)

Рябовцам пришлось пережить как работу на зажиточного Мокея, так и повстречаться с белой армией Колчака.

В 1921 году во время Гражданской войны в деревню пришли белые. Сам Колчак шел по Ирбитскому тракту, около Дубровино, а его армия шла вдоль железной дороги. Штаб – квартира находилась в Верховино по адресу ул. Ленина, 56. Пробыли белогвардейцы недолго – две недели. Не выдержав натиска Красной армии, они отступали на восток, при этом грабили и избивали местных жителей. Ими был взорван железнодорожный мост.


  1. Исчезнувшие деревни.

Исчезнувшие в небытие деревни. Сколько их? Какие названия носили? Тихо и незаметно ушли они из нашей памяти. Теперь отбывших деревень и поселков мало что осталось, разве только уцелевшие отдельные полуразрушенные домики, остатки садов на крестьянских усадьбах или только чистое поле.

Многие деревушки остались только в памяти старожилов села. Деревни, думаю, исчезали и раньше – были же моры, наводнения, менялись направления дорог. Но это были единичные случаи.


    1. Белорусские походы на Урал – история деревни Орлы.

Основной причиной исчезновения маленьких деревень становилась политика партии. Интересным примером воздействия политики на судьбы людей является жизнь деревни Орлы.

История населенного пункта под названием «Орлы» оказалась недолгой. С этим именем у старшего поколения верховинцев связано только название «Орловские выпаса». Раскинулись они на месте этой самобытной деревеньки.

До революции 1917 года восточные славяне на Урале были представлены почти исключительно русскими. Первые малороссы появились у нас в начале 1740- ых годов, тогда насчитывалось 209 семей. А уже перепись1989 года зарегистрировала в регионе 442,8 тысяч (2,2% всего населения) и 114 тысяч белорусов (0,6%); общая численность восточных славян составляла 15325,8 тысяч человек.1

В 1928 году из Белоруссии приехали 18 переселенцев. На родине жили они зажиточно, свои дома имели.


  1. Бабенко В.Я. История. Этнография. Уфа, 1990; Национальный состав населения РСФСР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). М., 1990.

Историческая справка:

В начале XIX в. в западных губерниях Российской империи нарастала тенденция к обеднению и росту малоземелья государственных крестьян. Реформа управления

государственными деревнями, разработанная П.Д. Киселевым (1837–1941 гг.), предусматривала переселение государственных крестьян на новые земли в качестве одного из путей разрешения сложившейся проблемы.

Министр государственных имуществ П.Д. Киселев.


В начале ХХ века огромная армия белорусов двинулась на завоевание Урала и Сибири. Ехали на телегах, груженных домашним скарбом, шли пешком, вместе с женами и детьми, мчались в вагонах поездов недавно построенной Транссибирской магистрали, через всю Россию почти от западных границ её через Уральские горы – в тайгу, на вольные земли. Трудно сейчас представить, но по оценкам специалистов западные районы Империи в начале ХХ века были перенаселены более чем на треть при почти пустующих в процентном отношении землях Урала.

Шли они за свободной землицей, которой в западных землях не было вовсе, а на Урале среди глухих лесов, напоенных малыми речками и озерами – сколько угодно.

Огромная мирная крестьянская армия…

Обратились в Дубровинский сельский совет, чтобы им дали земли для крестьянского хозяйства. Отвели участок в лесу, который они раскорчевали. Вот и поселились белорусы в 7 км от Полушиной, построили себе 12 домов из березовых и осиновых бревен. Так зажила новая деревня Орлы. Такое название она получила от того, что местные жители называли белорусов «орлами», то есть людьми, перелетающими с места на место. Поселились семьи Жмачинских, Якубовских, Ефимовых, Мелиховых, Ларькович, Семеновых, Боровиковых.

Орловцы отличались большой работоспособностью и отменным здоровьем. Этой теме было посвящено исследовательская работа «Орловские долгожители» (руководители Уткина А.И., Жмачинская О.В.). Она заняла в 2010 году 1 место на районной краеведческой конференции и отмечена дипломом на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век.»


    1. Коллективизация.

Изучая историю, можно проследить, что российские крестьяне более – менее спокойно жили всего 8 лет – с 1921 года, когда большевики дали землю крестьянам и до 1929 года, когда началась коллективизация. Наша территория также не осталась в стороне от процессов, происходящих в стране.

Основанием для этого послужили материалы, собранные прошлыми поколениями учеников нашей школы, и сведения, взятые в сборнике «Руководители предприятий и организаций Тугулымского района Свердловской области. 1 том.1925 г. – 1950 г.», автором которого является Сидоров Виктор Васильевич.

  • В 1929 году на территории деревни Верховино был организован колхоз «Победа», первым директором был Власов Марк Евгеньевич.

  • В 1932 выделился из совхоза «Тугулымский» совхоз «Октябрьский», главная контора которого находилась в Стародумском сельском совете. 1-ое отделение совхоза находилось в Верховино.

2 –ое отделение организовано в Полушино, в него вошли селения: Речкино, Александровка, Орлы, находящиеся в государственных фондах. Управляющим отделения был Назаров Петр (брат его жил в Гилево), а директором совхоза был Жилин Иван Васильевич. Полушинское отделение сразу стало животноводческим.

Сначала здесь не было своих тракторов, землю обрабатывали вручную или на лошадях и коровах. Примерно было 60 лошадей, которые обрабатывали 700-800 га пахотной земли. Впервые пришли 3 трактора «Фордзон» из Верховино в 1932 году.


Вся деревня прибежала посмотреть на эту диковину. Старые люди с ужасом крестились, глядя на это урчащее чудо. К 1935 году в Полушино уже было 7 тракторов : 4 «Фордзона» и 3 интера- ХТЗ.

Интересный факт рассказал наш учитель физкультуры Уткин Николай Петрович. Техника постепенно пополнялась, но и ломалась тоже. Хорошие кузнецы были на вес золота. Петра Кузьмича Уткина, его отца, как хорошего кузнеца, выменяли на жатку из Тюменского района деревни ……………..

  • В 1935 году в деревне Сажино образовался колхоз «Пахарь». Председатель – Вяткин Михаил Варлаамович.

  • В 1936 году образовался колхоз «им. Ленина» в Пискулино. Его последним председателем был Никита Иванович Блиндарев. Разводили крупный рогатый скот, свиней, кур, чернобурых лис.


    1. Репрессии против крестьян.

Настоящим террором и беззаконием по отношению к крестьянам запомнились 30-ые годы. 1929 – 1931 года связаны с раскулачиванием, которое проводилось под лозунгом «ликвидации последнего эксплуататорского класса». История подтверждает, что под эксплуататоров («капиталистических предпринимателей в земледелии», «мелких капиталистов») властями были подведены наиболее крепкие и «прижимистые» в хозяйственном отношении крестьяне.

На конференции аграрников-марксистов 27 декабря 1929 года Сталин заявлял о раскулачивании как необходимой для развития и повсеместного внедрения колхозов мере:[12][23] «…раскулачивание производится самими бедняцко-середняцкими массами, осуществляющими сплошную коллективизацию».

Совет Народных Комисаров СССР и Центральный Исполнительный Комитет  СССР 

1 февраля 1930 года издали постановление «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

Попасть в списки кулаков, составлявшиеся на местах, мог практически любой крестьянин. В деревне раскулачивание проводилось специальными комиссиями сельсоветов, в которые входили и представители от бедноты. Деревенские активисты охотно откликались на клич «Грабь награбленное!». Часть конфискованного имущества так называемых «кулаков» передавалось организованным колхозам. Этим объясняется огромное количество раскулаченных, среди которых немало было «середняков» и бедняков, объявленных «подкулачниками», врагами советской власти.

Шарапова Валентина Ивановна, педагог – ветеран, учитель математики, первый руководитель школьного историко – краеведческого музея, записала рассказ своей мамы о том периоде.

Активистами, которые раскулачивали, были не всегда людьми уважаемыми. В деревне их называли «голотьбой». Это можно проследить даже по именам:

Возглавлял Марк Евгеньевич Власов – председатель колхоза;

Александр Иванович Тишенский;

Прохор – дед Кармакской (Суснопаровой) Елизаветы Николаевны;

Сана Лыса (все помнят ее только по прозвищу), про нее говорили: «Наглы ели – пили у наших»;

Клава Пакалючка (инвалид) – жила у Саны Лысой на квартире;

Уткин Петр (отчество не помнит никто) про него в деревне говорили: «Ни нуки ни пруки».

Активисты заходили в дом «кулака», могли на глазах хозяев одеть тулуп, валенки, взять что хотели, смело усаживались за стол и требовали, чтобы их накормили.

В 1930 году в Сретенье прошла первая партия раскулачивания.

Происходило это на сходе. Собирались в пожарке - самом большом помещении. Объявляли список раскулаченных. Известен такой случай. Когда была объявлена для раскулачивания семья Тишенского Гаврилы Алексеевича, он пришел домой, «кожанку одна об одну хлопнул, сел на голбчик и умер. Все пошло прахом: кони, сбруи, седла…».

Врагов народа после собрания, чтобы не сбежали, закрыли в бане для голотьбы, которая находилась в огороде Тихомирова Федора Ивановича на берегу реки Кармак. Держали три дня, после чего кто в чем был, в том и отправили в места поселения, в сторону Иркутска. 

Со слов жителей деревни того времени составлен список раскулаченных.

  1. Семья Вяткина Андрея Ивановича (дед Валентины Ивановны Шараповой).

Сам отец не доехал, на станции «Зима» умер от сердечного приступа. Мать – Капиталина Левишна умерла в Иркутске. Дети: Тимофей, Николай ,Мария, Ольга и ее муж Иван после вернулись в Верховино.

Часы семьи еще долгое время висели в Гилевском сельсовете.

  1. Семья Власова Якова Мартемьяновича и Лидии Еремеевны. Дети: Елиферий, Яков, Петр уехали на север.

  2. Семья Корчагина Федора Филипповича.

Дети: Михаил, Григорий, Адам, Иван, Антон. Сослали в город Черемхово, это 100 км от станции Иркутск, шахтерский город.

  1. Семья Барсукова Ивана Егоровича и Маремьян Тимофеевны.

  2. Корчагин Уколко Алексеевич.

  3. Братья Вяткины Уколко и Николай. Отправили пешком от Тугулымской церкви в Тюмень. С собой у них были гармошка, пимы и летнее одеяло. Заставили строить мосты.

  4. Семья Власова Николая Алексеевича и Марьи Степановны вместе со свекровью. Дети: Марьяна и Марфа. Сам отец в Масленку всегда наряжался гусаром.

  5. Власова Пелагея (муж погиб на фронте)

Сын Власов Никифор Дмитриевич и его жена Анисья Андреевна, их дочь Ольга. Уехали в Омск. По приезду дочь умерла. Раскулачили их за то, что у них была круподерга и маслобойка.

  1. Власов Федор Степанович с бабкой Степанидой. У них было очень много скота.

  2. Барсукова Степанида Семеновна. Муж погиб в 1-ой Германской войне.

Дети, которых раскулачили: Барсуков Павел Иванович с женой Евгенией Филимоновной. Их дети: Нина, Евграф, Михаил;

Барсуков Никон Иванович с женой Анной Арсентьевной. Их дети: Руфина, Павел, Просковья.

  1. Семья Тишенского Гаврилы Алексеевича и Агропины Тимофеевны и его 7 братьев. Жили очень хорошо. Имели 3 лошади, выездного серого жеребца, была большая завозня (т.е. может быть крытая ограда, где находились лошади). Их семью «обложили по твердому заданию».

Другие фамилии пока не восстановлены.

В деревне Дубровино были раскулачены:

1. Кормачев Иван Варлаамович и Евдокия Иосифовна. У них было 4 дочери и сын Осипатро.

2. Раскулачили и их дочь Татьяну Ивановну. Она в то время вышла замуж за Кулакова Ивана Семеновича. У них было3 коровы и 3 лошади.

Раскулачивали:

Нагибин Иван, Соколов Михаил Данилович, татарин Кулаков Иван Савейлович, Щедиков Моисей.


    1. Уничтожение неперспективных хуторов и деревень.

Настоящее уничтожение деревень началось с 1939 года, когда вышло постановление об уничтожении хуторов и мелких деревень, которые не вписывались в колхозную систему. Таким не перспективным хутором стали Орлы.

Когда началась коллективизация, то забрали всех лошадей. Трудно тогда пришлось с подвозом дров, сена и воды. У Ефимова Павлюка был бык, на котором и пришлось все возить. Многие впрягали коров, но некоторым приходилось самим возить на санках.

С 1936 года деревня начала вымирать.


Историческая справка

В результате создания колхозов и проведения политики коллективизации в конце 1930-х — начале 1940-х гг. большинство жителей таких хуторов было вынуждено переехать в близ лежащие наиболее крупные населенные пункты.

Выросли дети, стали уезжать и устраиваться на работу в совхоз. В 1956 году из деревни уехал последний житель. В настоящее время на месте Орлов поле в 32 гектара, оно так и называется – Орловское.


    1. Великая Отечественная война.

Потом деревни подчистила война. История победы Советского Союза в Великой Отечественной войне написана и судьбами жителей наших деревень. С территории ушло 428 человек, 205 из них погибло, 37 солдат вернулись с боевыми наградами. Эта страница истории постоянно исследуется членами школьного краеведческого музея. Интересные материалы представлены в работе «Солдат Отечества» (о Кроксе Анатолии Захаровиче, Белопухове Матвее Кондратьевиче, Коробейникове Киприяне Николаевиче), о жизни деревни в годы войны есть рассказ в проекте «Вся жизнь его – школа» (о Корчагине А. Н.), о работе подсобного хозяйства Уралвагонзавода в годы войны в совхозе «Октябрьский» д. Полушина рассказано в работе «Трудармейцы второго призыва». Данная работа была представлена на областном смотре музеев, где была отмечена грамотой и так же отмечена Дипломом Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век». Новый проект «70 лет защите Москвы» рассказывает о подвиге земляков, участвовавших в защите и наступлении под Москвой.

На данный момент на территории Верховинской администрации проживает один ветеран Великой Отечественной войны –Харитончик Павел Герасимович.


    1. . Первая заповедь колхозников «сначала отдай государству»

Пленум ЦК ВКП(б) в феврале 1947 года потребовал еще большей централизации сельскохозяйственного производства.

Колхозники кормились главным образом за счет продуктов, выращенных на их приусадебных участках. От них требовали обязательно сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть, которые они часто не производили. Поэтому семьи были вынуждены покупать эти продукты и сдавать их государству бесплатно.

Все старожилы, у которых мы интересовались этим фактом, с некоторым возмущением вспоминали это событие. Привели такие примеры: для того, чтобы купить килограмм масла, колхозник должен был отработать около 60 трудодней, а чтобы приобрести для хозяина дома скромный костюм, нужно было копить целый год.

Выплачивая государству в качестве «аренды за пастбище» примерно 750 литров молока в год, из оставшегося молока колхозники еще часть продавали, чтобы приобрести себе самые необходимые продукты, начиная с хлеба и соли, и промышленные товары — от одежды до керосина. Из-за этого даже колхозники, имеющие коров, не могли употреблять молока в достаточной мере. Воронов С.В. (отец Нагибиной Т.Б) рассказывал, что в их семье было 7 человек, из них 5 сыновей. Молоко или творог они ели 2 раза в неделю, а масло мать подкапливала только к праздникам, все остальное мать продавала.

Только после смерти Сталина крестьянину жить стало как будто полегче: в 1953 году изменили порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, с 1958 года отменили обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников. 1

Еще один факт заинтересовал нас – отсутствие паспортов у колхозников. Изученные документы нам подсказали, что  вопрос о паспортах возник еще в 1932 году. После сплошной коллективизации сельского хозяйства началось массовое бегство крестьян в города. Согласно положению о паспортах от 21 октября 1953 года жители сельских местностей все еще продолжали жить без паспортов.

Только 28 августа 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР “О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР” принимается решение о введении с 1976 года паспорта гражданина СССР нового образца 2 . Это положение о паспортной системе устанавливало, что “паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста”. (см. Приложение №….)


    1. Укрупнение колхозов .

5 0-ые годы – курс на укрупнение колхозов.

К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной структурной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому и более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. В марте 1951 г. появились проекты


1. Государственный архив РФ, ф. 9492, оп. 1, д. 284, л. 5.

2. “Собрание постановлений Правительства СССР”, 1974, № 19, ст. 109.

создания "агрогородов", которые в итоге могли привести к уничтожению крестьянства как такового.

До того почти в каждой деревне был колхоз, теперь из стало меньше. Документальное подтверждение мы нашли в сборнике «Руководители предприятий и организаций Тугулымского района Свердловской области. 1 том. 1925 г. – 1950 г.», а Виктор Васильевич предоставил нам сканированные протоколы, освещающие процесс объединения отдельных колхозов и преобразование в так называемые агрогорода.

В укрупненный колхоз «Путь к коммунизму» (первый директор – Понаморев Зиновий Михайлович) вошли:

Из Верховино – колхоз «Победа», «Пахарь»;

Из Гилева –колхоз «Коллективист»;

Из Месед – колхоз «14 –ая годовщина»;

Из Мальцево –колхоз «Искра», «им. Кирова», «Красный партизан»,;

Из Ядрышникова –колхоз «им.Чкалова», «им.Ленина»;

Из Брюханова – колхоз «Красный пахарь».

Деревня Дубровино стала центром укрупненного колхоза «им. Буденного» (первый директор – Легостаев).

Таким образом в Тугулымском районе образовалось 89 колхозов.

И, как следствие, центральным усадьбам уделялось больше внимание, а остальным деревням меньше.

В интернете мы нашли документальное подтверждение – статьи Хрущева и Сталина, их официальные обращения к народу, в которых И.Сталин поясняет свои идеи об укрупнении деревень, объясняет, почему лучше переселиться в более крупные деревни и как это лучше сделать. Нашелся и неравнодушный человек – Д. В. Соколов, который через Emeil прислал нам скан газеты «Правда» за 1950 год, где находится статья Н.С Хрущева «О строительстве и благоустройстве колхозов». (см. Приложение №…)

Укрупненный колхоз «Путь к коммунизму» просуществовал до 1958 года. В этом году в районе колхозов не стало. Все колхозники нашей территории перешли в совхоз «Октябрьский».

В связи с такими процессами, стали уезжать люди из маленьких деревень. Молодежь не возвращалась в родную деревню. В 1960 – ом году распалась деревня Пискулино. Главной усадьбой стала деревня Гилева. Все жители разъехались кто куда: в Сажино, Верховино, Тугулым и другие места. Последними уехали Бердинские.

Деревня Сажино с 1958 года вошла в состав совхоза «Октябрьский», в этом отделении появилась птицеферма. Вся округа огласилась веселым птичьим криком. Жители работали на «птичнике», там же был инкубатор. В отделении было 2-3 трактора.

Д еревня в 60-70-ые года разрасталась: появились новые совхозные дома. Всего их было уже 74. Из них 60 дворов частников, остальные совхозные одноквартирные и многоквартирные дома. Имелось 2 магазина, детский сад – ясли, начальная школа, медпункт, кузница.



Идея Никифоровна, завклубом, с книгами идет на птицеферму, где в перерыв она читала птичницам книги. Книги привозила из Верховинского клуба.






В основном все были заняты на работе на птицеводстве. Яйцо и мясо сдавали государству. Также занимались растениеводством. Для кур выращивали морковь. Отделение было в совхозе на хорошем счету, приносило каждый год миллионную прибыль.

На зерноскладе.

Но в результате политики специализации производства была уничтожена птицеферма. Деревня стала распадаться, молодежь уезжала в другие деревни или город. В 1980 году Сажино было присоединено к Верховинскому отделению №1. Постепенно все постройки или увозились или разрушались. С 1988 года там нет жителей.

Горестна судьба деревни Полушина. Когда –то одна из многолюдных деревня теряет свою живость. Тихо на улицах и этой деревни. Жилые дома расположены практически только вдоль главной дороги. Нет никаких учреждений, кроме магазина. Клуб пугает своими пустыми окнами, не звенят голоса в начальной школе. Деревня уже ничем не привлекает, когда –то красивое озеро стало мертвым.


История деревень не веселая. Так исчезли деревеньки с их традиционным укладом, индивидуальностью, к которому сейчас обращаются как к чему – то ушедшему.


























Заключение.

  Конечно, хочется, чтобы деревни были всегда. Чтобы они радовали глаз. Чтобы вдоль по улице, справа и слева – опрятные дома, резные окошки, трава во дворе и рябинка у калитки… Или даже пусть не так красиво. Пусть, как теперь, крапива у забора, покосившиеся ворота, грязь на улице – только бы она была, деревня…
Известны писатели, которые ценили деревню не только за то, что она дает еду, а за то, что она – вечное пристанище нравственности. Что вместе с ней пропадет и облик, и образ человека чистой души и чистых помыслов.
С  чего начинается Родина?  Наверное, со всего, что окружает нас  каждый день, каждый час…  Наш дом, наша улица, наша деревня. Кажется, часто и буднично мы произносим эти  слова, имеющие глубокий смысл…  Но как многое в них таится: и любовь к родному месту, и воспоминания о героическом прошлом…

Работая над данной темой, мы узнали много нового и интересного из истории сел – своей малой Родины. Поисковая работа – встречи с информаторами, работа в музее, изучение литературы, знакомство с документами - позволило нам окунуться в замечательное прошлое, ощутить связь времён и поколений. При этом мы испытываем гордость за своих предков, внёсших неоценимый вклад в историю не только села, но и всей России.

Далеко не все изучено. Кажется, чем дальше и глубже знакомишься с историей родного края, тем больше возникает тем для исследовательских работ. По этой теме у нас грандиозные планы: воссоздать до конца историю деревень, собрать как можно больше фотодокументов, намечается интересный проект «Престольные праздники наших сел», уже подготовлены планы расселения жителей деревень Рябова и Полушино, хотелось бы и по другим деревням продолжить такую работу и многое другое, что можно еще восстановить и передать будущим поколениям.

Главный же вывод, к которому мы пришли: даже маленькое село хранит в себе память культурного и духовного наследия наших предков.

Нет чувства Родина без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чувство бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу наречённую,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,

Любите Родину, но только не расчётливо.

Любите Родину, и только навсегда.

Е.А. Евтушенко.


Список литературы.


  1. Бабенко В.Я. История. Этнография. Уфа, 1990; Национальный состав населения РСФСР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). М., 1990.

  2. Государственный архив РФ, ф. 9492, оп. 1, д. 284, л. 5.

  3. Киров Н. Дерево и колос Тугулыма. Сведения о первожителях тугулымской округа взяты автором из материалов тобольского архива, собранного Г.А.Кайгородовым.

  4. Кукушкин Ю., Чистяков О. Очерк истории Советской конституции. М. 1987, стр. 316.

  5. Новопашин М. и др. Крестьянский сарафан Малахитницы: Культурно – исторические очерки / Колл. авт.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. –368с.: ил.)

  6. Попов В. Паспортная система советского крепостничества//«Новый Мир» 1996, №6

  7. Поротников Л. Летопись местных деревень.// «Знамя труда», 07 августа 2010г., с.3

  8. Сидоров В. В. Руководители предприятий и организаций Тугулымского района Свердловской области. 1 том.1925 г. – 1950 г.,

  9. Собрание постановлений Правительства СССР, 1974, № 19, ст. 109.

  10. Материалы школьного краеведческого музея.

  11. Материалы собеседования с жителями села Верховино.



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!