СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа кружка "Мой край в истории страны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу содержания программы кружка "Мой край в истории страны" составляет история Аргаяшского района Челябинской области, в частности история десяти деревень Яраткуловского сельского поселения.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка "Мой край в истории страны"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яраткуловская средняя школа»




«Утверждаю»:

Заместитель по ВР:

Рахматуллина М.А.

________________

«_____» ___________2016 г.











ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Название программы: «Мой край в истории страны»

Название предмета образовательной деятельности: «История»

Для какого возраста рассчитана программа: 11 – 16 лет

Наполняемость группы: 15 человек

Количество часов: по 2 часа в неделю

Срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Кутлузаманова Сария Закиевна -

учитель истории,

руководитель школьного музея





Яраткулова, 2016 – 2017 учебный год


2.1 Пояснительная записка


Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Мой край в истории страны» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 13-17 лет в течение 1 года в объеме 68 часов и предназначена для учащихся основной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

В 2017 год – год 45-летия средней школы, поэтому основу содержания программы составляет история развития образования в нашем образовательном учреждении, в частности деревни Яраткулова.

Программа кружка «Мой край в истории страны» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка - изучение истории родного края, подготовка и проведение операций «Узнай прошлое своей школы» и «Выпускник – гордость школы» в рамках подготовки к юбилею Яраткуловской средней школы.

2.2 Организационные условия реализации программы


Состав группы – 15 человек из учащихся 5-11 классов и члены Совета школьного музея «Яраткуловская старина», постоянный. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, практических работ, проектов и т.д.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной (при написании исследовательских работ учащихся) форме, 1 раз в неделю по 2 часа, в среду.

2.3 Характеристика программы

По способу организации программа носит поэтапный и интегрированный характер и включает в себя Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами тыла.

По характеру образовательной деятельности программа обучающая, развивающая и воспитывающая.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для учащихся средних и старших классов.

2.4 Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм.

2.5 Задачи:


Образовательные:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные:



  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.


Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

  • 2.6 Требования к уровню подготовки учащихся

  • По окончании обучения по программе дети должны знать историю родного края в контексте истории страны, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых земляков – участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

  • Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

  • Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

2.7 Предполагаемые результаты обучения.



  • Изучение истории родной школы.

  • Сбор материала о выпускниках Яраткуловской средней школы.

  • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

  • В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
    2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
    3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.


3. Тематическое планирование занятий кружка

«Мой край в истории страны»


Раздел I. Введение (9 часов).


Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК.


Раздел II. 2017 год – год 45-летия Яраткуловской СРЕДНЕЙ школы

(7 часов).

Раздел посвящен событиям становления и развития среднего образования в стенах нашей школы.

Подготовка к встрече выпускников ЯСОШ, посвященного 45-летию средней школы. Подготовка и проведение операций «Узнай прошлое своей школы» и «Выпускник – гордость школы». Сбор материалов о ветеранах педагогического труда. Сбор материалов о пионерской организации школы для летописи, посвященной 95-летию пионерской организации (19 мая 2017 г. – сбор у пионерского костра)

Раздел III. Ратные и трудовые подвиги земляков (12 часов).


Исследовательская работа. Сбор материала о земляках.


Раздел IV. Летопись школы (6 часов).


Оформление и защита творческих работ. Оформление Летописи школы. Отчёт о работе кружка.


Всего: 68 часов.






Учебно-тематический план.



Раздел


Тема


Количество часов

I.



1. Содержание и задачи работы кружка. Организация занятий. Правила ТБ при работе с экспонатами музея.

1

2. Поиск и систематизация информации по истории школы

10

3. Поиск и систематизации информации для разработки обзорной экскурсии в школьном музее «Яраткуловская старина»

20

4. Поиск и систематизация информации для проведения программы для достойной встречи 45-летия СРЕДНЕЙ школы.:

12

II.

1. Разработка плана подготовки к юбилею школы.

1

2. Операция «Узнай прошлое своей школы»

2

3. Сбор материалов о ветеранах педагогического труда.

4

III.

1. Формы и методы исследовательской работы.

2

2. Исследовательский проект.

2

3. Разработка исследовательских проектов.

1

4. История войны на страницах районной газеты «Восход».

2

5 Встречи с жителями сельского поселения – выпускниками нашей школы с целью сбора материала.

2

6. Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

2

7. Анализ и обработка информации.

2

IV.


1.Оформление и защита творческих работ.

2.Оформление Летописи школы. Отчёт о работе кружка.


3


3


Итого:

68

















План работы музея на 2016 – 2017 учебный год


Направление работы

Сроки

Ожидаемый результат

I


Научно- исследовательская работа(поисковая)







1

Поиск и систематизация информации:

Первые учителя школы

Медалисты школы

Выпускники школы:

-участники Афганской войны

-участники Чеченской войны

-курсанты военных училищ , кадровые офицеры

- студенты ВУЗов, колледжей

-первые пионеры школы и т.д.



В течение

года




Создание и пополнение альбомов по указанным направлениям





2

Поиск и систематизации информации для разработки обзорной экскурсии по истории:

1) Яраткуловской школы,

2) малокомплектных школ д. Саитова, Уразбаева, Биккулова, Ялтырова, Халитова, Южный Горняк, Куянбаева

3) пионерской организации школы и создания летописи «По следам пионерской истории»

В течение

года



Классные руководители

3

Сбор материалов для обновления музейных экспозиций (стендов), информации о выпускниках и директорах школы для школьного сайта

Октябрь


Создание фотоальбома «История Яраткуловской школы в фотографиях»

4

Проведение школьного фотоконкурса «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Конкурс на лучшую презентацию по итогам школьного фотоконкурса


Ноябрь


Показ презентации по итогам школьного фотоконкурса «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

5

Участие в научно-практической конференции с научно-исследовательскими работами

Апрель


II


Экспозиционно-выставочная деятельность




1

Создание электронного каталога музейных экспонатов

В течение

год


2

Проведение Выставок одного дня «Семейная коллекция»


Декабрь


Классные руководители

3

Освещение мероприятий, проводимых Советом музея на страницах школьной газеты

В течение года


4

Пополнение школьного сайта материалами об истории школы (создание пионерской организации школы)

Январь


III

Экскурсионная деятельность






1

Проведение обзорных лекций по истории школы для учащихся (подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий )

В течение

года


2

Проведение циклов радиопередач об истории школы

Разработка сценариев, познавательных игр, викторин, посвященных истории школы «Что я знаю об истории родной школы».

В течение

года



4

Встреча с ветеранами педагогического труда.

В течение

года


5

Встреча с членами клуба «Афганец»

Февраль



Учет поступающих экспонатов.

Учет и обеспечение сохранности экспонатов.

В течение

года


8

Сотрудничество и обмен информацией с работниками районного краеведческого музея с. Аргаяш.

Сотрудничество с районным Советом Ветеранов

В течение

года



10

Тема: «Итоги работы музея».

Работа с документами.

Оформление папок.

Экскурсия для участников летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Подбор материала.

Подведение итогов работы музея. Планирование работы на новый уч. год.

В течение

года



4. Организация техники безопасности


1. Занятия проводятся в кабинете истории – школьном музее строго по расписанию.

2. Учитель встречает и провожает учащихся.

3. К приходу учащихся кабинет проветривается, в нем проводится влажная уборка.

4. Без разрешения учителя не менять свое рабочее место.

5. Не трогать руками розетки и другие электрические приборы.

6. После занятий дети наводят порядок на своем рабочем месте


5. Литература:


  • Земля Аргаяшская: история и современность/ Р.Ш.Хакимов. – Челябинск: ЧПО «Книга», 2005. – 301 с.

  • Легенды и были села Тютняры: ист. экскурс села, очерки о знаменитых тютнярцах, картинки быта, раритеты нар. Культуры, песни, частушки, наигрыши тютнярцев/ Анатолий Морозов. – Челябинск: Книга, 2007.

  • Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

  • Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

  • Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002

План заседаний Совета музея на 2014-2015 учебный год

Сентябрь.

1.Утверждение нового состава Совета музея. Работа по обновлению музейной экспозиции. Оформление альбома о земляках – участниках Афганской войны 1979 – 1989 гг. «Афганистан. Служу Советскому Союзу!», посвященного 25-летию вывода советских войск из Афганистана

2.Утверждения плана работы на год.

Октябрь.

1.Планирование мероприятий на месяц. Создание фотоальбома «История Яраткуловской школы в фотографиях».

2.Утверждение поступивших экспонатов.

Ноябрь.

1.Планирование мероприятий на месяц. Проведение школьного фотоконкурса «Вот моя деревня, вот мой дом родной!».

2.Утверждение поступивших экспонатов.

Декабрь.

1.Планирование мероприятий на месяц. Подготовка и сбор информации по проведению Выставки одного дня «Семейная коллекция».

2.Утверждение поступивших экспонатов.

Январь.

1.Планирование мероприятий на месяц. Выставка одного дня «Семейная коллекция»

2. Утверждение поступивших экспонатов.

Февраль

1.Планирование мероприятий на месяц. Уточнение адресов и поздравление воинов – интернационалистов. Встреча с членами клуба «Афганец»

2. Утверждение поступивших экспонатов.

Март

1.Планирование мероприятий на месяц. Подготовка к районной научно-практической конференции, проводимой Аргаяшским ЦДТ.

2. Утверждение поступивших экспонатов.

Апрель

1.Планирование мероприятий на месяц. Подготовка к проведению мероприятий, посвященных 70-летию ПОБЕДЫ в ВОв.

2. Утверждение поступивших экспонатов.

Май

1.Планирование мероприятий на месяц. Подведение итогов за год.

2. Утверждение поступивших экспонатов.



Циклограмма руководителя музея на 2014-2015 учебный год



1

2

3

4

Среда

13.00-15.00

Заседание Совета музея. Планирование работы на месяц. Заседание кружка

Работа с экспонатами и музейной документацией Заседание кружка.

Работа с экспонатами и музейной документацией Заседание кружка.

Генеральная уборка. Заседание кружка

Четверг

13.00-15.00

Экскурсионная деятельность


Экскурсионная деятельность


Экскурсионная деятельность


Экскурсионная деятельность. Посещение музеев района для обмена информацией.




календарно-тематическое планирование


Тема занятия кружка

«Мой край в истории страны»

дата проведения.

ТСО занятия

По плану

По факту

1.

Содержание и задачи работы кружка. Организация занятий. Правила ТБ при работе с экспонатами музея. История моей малой Родины. История деревни Южный Горняк

10.09


Альбом «История деревни Южный Горняк».

2.

17.09


м\м презентация: «История дервни Южный Горняк».

3.



Поиск и систематизация информации о выпускниках – участниках Афганской войны 1979 – 1989 гг.

24.09


Альбом «Афганистан. Служу Советскому Союзу!»

4.

1.10.


м\м презентация: «Афганистан. Служу Советскому Союзу!»

5.

Сбор и обработка материалов для фотоальбома «История Яраткуловской школы в фотографиях»

Экскурсия в г. Екатеринбург. Посещение Храма на крови и комплекса Ганина яма.

8.10


Музейные экспонаты

6


15.10




7.

Подготовка к «Дню учителя». (Сбор и обработка материалов о ветеранах педагогического труда)

Встреча с ветеранами педагогического труда.

22.10


м\м презентация.


8.


29.10


Альбом «Ветераны педагогического труда»

9.


Подготовка и проведение школьного фотоконкурса «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Конкурс на лучшую презентацию по итогам школьного конкурса.

12.11


м\м презентация.

10.

19.11





Показ лучших презентаций


11.

Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и т.д. подготовка и сбор информации для проведения Выставки одного дня «Семейная коллекция»

26.11


Музейные материалы

12.

3.12


Материалы семейных архивов

13.

Проведения Выставки одного дня «Семейная коллекция»


Поиск и систематизация информации для создания альбома об участниках Вов и тыла

10.12




Фотоматериалы, стенды.


14


17.12


Работа над созданием альбомов об участниках Вов Гилязове Г.Г. и Зальбаширове Д.Ш.

15

Сбор материалов о земляках. Исследовательская работа о ратных и трудовых подвигах земляков:

«Преданность аргаяшской земле» (о Камалове М.Р.), «О чем рассказал блокнот афганца» (о Гизатуллине Ш), «Пока молчат афганцы…» (о Шаимове С.), о Кулубаевой З.

24.12




Альбомы, презентации, исследовательские работы


16

14.01



17.

Экскурсии для учащихся начальных классов:

« Археологические находки на территории нашего поселения»

21.01




Музейные экспонаты


18


28.01



19

Сбор информации и оформление альбомов о военнослужащих побывавших в Чечне, Афганистане, участниках Вов и тыла.

Уточнение адресов и поздравление воинов – интернационалистов.

4.02




Стенды, презентации, рефераты.

20


11.02



21.

Встреча с членами клуба «Афганец».

18.02


DVD, телевизор.

22.

Эссе или выставка «След войны в моей семье».

25.02


Музейные материалы

23.


Исследовательский проект «Аргаяшцы – фронту» или вклад земляков в победу над врагом (запись воспоминаний бабушек и дедушек)

4.03


Альбом о тыловиках.

24


11.03



25


Встречи с жителями Яраткуловского сельского поселения, детьми ветеранов войны и тружениками тыла с целью сбора информации, материала.

18.03


Мультимедиа проектор, стенды

26.


25.03



27.

Анализ и обработка информации

1.04


презентация

28.

Подготовка стенда «70 лет великой Победы. 1945 – 2015 гг.» (сбор материала, разработка макета )

8.04



28.

15.04




29.

Оформление и выпуск стенда 70 лет великой Победы. 1945 – 2015 гг.»

22.04


Стенд


30

29.04



31.


Разработка тематических экскурсий по экспозициям школьного музея

6.05



32

13.05



34.

Проведение обзорных тематических экскурсий по истории школы, деревень, об участниках Вов, и т.д.

20.05







35.

Подведение итогов работы кружка.

27.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!