СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой педагогический опыт

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

может кому-то пригодится

Просмотр содержимого документа
«Мой педагогический опыт»

Раскельдиева  Фатима  Ольядиновна Образование: высшее, Кабардино-Балкарский Государственный университет, 1988-1994, квалификация – «филолог, преподаватель русского языка и литературы, родного языка и литературы» ; Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева, 2014 -2017 квалификация – магистр исторического педобразования Педагогический стаж – 26 года Место работы – МКОУ «СОШ а. Кызыл-Юрт» Стаж работы в данном ОУ – 26 года Занимаемая должность – учитель истории и обществознания  Квалификационная категория - высшая

Раскельдиева Фатима Ольядиновна

Образование: высшее, Кабардино-Балкарский Государственный университет, 1988-1994, квалификация – «филолог, преподаватель русского языка и литературы, родного языка и литературы» ; Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева, 2014 -2017 квалификация – магистр исторического педобразования

Педагогический стаж – 26 года

Место работы – МКОУ «СОШ а. Кызыл-Юрт»

Стаж работы в данном ОУ – 26 года

Занимаемая должность – учитель истории и обществознания

Квалификационная категория - высшая

Методическая тема  Как развивать способность ученика к рефлексивной деятельности? Цель педагогической деятельности Создать условия для понимания учащимися себя, своих притязаний и возможностей, для самостроительства, самопроектирования, самореализации и самоутверждения .

Методическая тема

Как развивать способность ученика к рефлексивной деятельности?

Цель

педагогической деятельности

Создать условия для понимания учащимися себя, своих притязаний и возможностей, для самостроительства, самопроектирования, самореализации и самоутверждения .

Теоретические основы деятельности компетентностный подход  (А.В. Хуторской, А.В. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов) ситуативная педагогика  (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.Р.Битянова, И.Ю.Шустова) практика организации рефлексивной деятельности  (В.И. Слободчиков,  Т.А. Цукерман, С.С. Кашлев, Н.Н. Суртаева, Г.П. Щедровицкий)

Теоретические основы деятельности

компетентностный подход

(А.В. Хуторской, А.В. Болотов,

Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов)

ситуативная педагогика

(Я. Корчак, В.А. Сухомлинский,

А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили,

В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.Р.Битянова, И.Ю.Шустова)

практика организации

рефлексивной деятельности

(В.И. Слободчиков, Т.А. Цукерман,

С.С. Кашлев, Н.Н. Суртаева,

Г.П. Щедровицкий)

Принципы деятельности действие «Я не один и ты не один - мы вместе!» «В процессе общения мы отдаем много, но еще больше получаем!» обогащение уважение «Каждый человек достоин уважения - и даже невзрослый!»  понимание «Плыть по одной реке слаженно и безопасно!»

Принципы деятельности

действие

«Я не один и ты не один - мы вместе!»

«В процессе общения мы отдаем много, но еще больше получаем!»

обогащение

уважение

«Каждый человек достоин уважения - и даже невзрослый!»

понимание

«Плыть по одной реке слаженно и безопасно!»

Принципы педагогического кредо: Справедливость и обоснованность требований.    Принцип осуждения поступка ребёнка, а не его самого. Первая реакция – это эмоциональная оценка поступка. Важно остановиться, разобраться, помочь ребёнку взглянуть на себя со стороны, правильно оценить самого себя. ​  Принцип равных возможностей. Данный принцип строится на понимании того, что все дети разные, и моя главная задача – дать возможность каждому из них проявить свои способности.

Принципы педагогического кредо:

  • Справедливость и обоснованность требований.
  •   Принцип осуждения поступка ребёнка, а не его самого. Первая реакция – это эмоциональная оценка поступка. Важно остановиться, разобраться, помочь ребёнку взглянуть на себя со стороны, правильно оценить самого себя.
  • ​  Принцип равных возможностей. Данный принцип строится на понимании того, что все дети разные, и моя главная задача – дать возможность каждому из них проявить свои способности.
Три моих «всегда»:  всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти к нему на помощь;  всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;  всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.

Три моих «всегда»:

  • всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти к нему на помощь;
  • всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.
Три моих «никогда»:  никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям учеников;  никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, одного ученика над другим;  никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности .

Три моих «никогда»:

  • никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям учеников;
  • никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, одного ученика над другим;
  • никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности .
Критерии разработки(подбора) педагогических приёмов Целенаправленность – ориентированность на обеспечение оптимальных условий обучения на основе учебных ситуаций Алгоритмичность –  наличие четких и последовательных действий «внутри» приема - Уместность – наличие точно определенного места и времени  (запланированность) применения приема - Результативность – обеспечение достижения цели - Вариативность – возможность нескольких вариантов применения - Органичность (естественность) – «незаметность» для участников, введенных в ситуацию

Критерии разработки(подбора) педагогических приёмов

  • Целенаправленность ориентированность на обеспечение оптимальных условий обучения на основе учебных ситуаций
  • Алгоритмичность – наличие четких и последовательных действий «внутри» приема

- Уместность – наличие точно определенного места и времени (запланированность) применения приема

- Результативность – обеспечение достижения цели

- Вариативность – возможность нескольких вариантов применения

- Органичность (естественность) – «незаметность» для участников, введенных в ситуацию

Применение приёмов развития рефлексивной деятельности на этапах решения ситуаций «Остановись, мгновенье» 1.Внутренняя остановка педагога «Вдох-выдох», «Невероятно, но факт» 2. Стоп  «Платон мне друг, но истина дороже», «Реакция нейтрализации», «Душа на распашку», «Дойти до самой сути», «Дорожка Аристотеля», «Остановись, мгновенье», «Вдох-выдох», «Невероятно, но факт» 3. Фиксация ситуации

Применение приёмов развития

рефлексивной деятельности

на этапах решения ситуаций

«Остановись, мгновенье»

1.Внутренняя остановка педагога

«Вдох-выдох», «Невероятно, но факт»

2. Стоп

«Платон мне друг, но истина дороже», «Реакция нейтрализации», «Душа на распашку», «Дойти до самой сути», «Дорожка Аристотеля», «Остановись, мгновенье», «Вдох-выдох», «Невероятно, но факт»

3. Фиксация

ситуации

 Применение приёмов развития рефлексивной деятельности на этапах решения ситуаций  4.Преобразование ситуации в образовательную для отдельного субъекта и для группы субъек- тов  «Свет в конце тоннеля», «Полцарства за идею», «Мозаика суждений», «Театральные подмостки», «Остановись, мгновенье», «Невероятно, но факт», «Дорожка Аристотеля»    5. Завершение ситуации  «Рефлекторное кольцо», «Дорожка Аристотеля» 11

Применение приёмов развития рефлексивной деятельности

на этапах решения ситуаций

4.Преобразование ситуации в образовательную для отдельного

субъекта и для группы субъек-

тов

«Свет в конце тоннеля»,

«Полцарства за идею», «Мозаика суждений», «Театральные подмостки», «Остановись, мгновенье», «Невероятно,

но факт», «Дорожка Аристотеля»

5. Завершение ситуации

«Рефлекторное кольцо»,

«Дорожка Аристотеля»

11

Алгоритм реализации  приёма «Остановись, мгновенье» внимательно выслушать ученика (учеников) «подавить» эмоции восприятия ситуации взять паузу для осмысления происходящего Первый этап решения ситуации «Внутренняя остановка педагога»  не производить никаких действий  наметить план действий

Алгоритм реализации приёма «Остановись, мгновенье»

внимательно выслушать ученика (учеников)

«подавить» эмоции восприятия ситуации

взять паузу для осмысления происходящего

Первый этап решения ситуации «Внутренняя остановка педагога»

не производить никаких действий

наметить план действий

Алгоритм  реализации  приёма «Вдох-выдох»    приготовиться к выполнению намеченного плана действий  остановить стихийно растущий процесс  поставить общую задачу ученикам переосмыслить произошедшее   привлечь учеников к активному разрешению трудностей  Второй этап решения ситуации «Стоп»   включить участников в контролируемую ситуацию

Алгоритм реализации приёма «Вдох-выдох»

приготовиться к выполнению намеченного плана действий

остановить стихийно растущий процесс

поставить общую задачу ученикам переосмыслить произошедшее

привлечь учеников к активному разрешению трудностей

Второй этап решения ситуации «Стоп»

включить участников

в контролируемую ситуацию

Алгоритм реализации приёма «Невероятно,  но факт» поиск благоприятных обстоятельств для создания острого момента (взрыва, потрясения, удивления) проживание ситуации вместе с ребятами поиск каждым учеником своего смысла происходящего и выработка общего смысла Второй этап решения ситуации «Стоп» вызов позитивных эмоций  активное включение участников в решение ситуации через удивление

Алгоритм реализации приёма «Невероятно, но факт»

поиск благоприятных обстоятельств для создания острого момента (взрыва, потрясения, удивления)

проживание ситуации вместе с ребятами

поиск каждым учеником своего смысла происходящего и выработка общего смысла

Второй этап решения ситуации «Стоп»

вызов позитивных эмоций

активное включение участников в решение ситуации через удивление

 Алгоритм реализации приёма «Платон  мне друг, но истина дороже» рождение ролевого сценария, прогнозирование развития ситуации подготовка нескольких позиций, суждений по поводу ситуации разных точек зрения участников выявление сути ситуации вне зависимости от эмоций и личностей Третий этап решения « Фиксация ситуации»  провокация участников на включение к осознанию и проявлению своей позиции объективирование ситуации, выстраивание общей позиции

Алгоритм реализации приёма «Платон мне друг, но истина дороже»

рождение ролевого сценария, прогнозирование развития ситуации

подготовка нескольких позиций, суждений по поводу ситуации разных точек зрения участников

выявление сути ситуации вне зависимости от эмоций и личностей

Третий этап решения « Фиксация ситуации»

провокация участников на включение к осознанию и проявлению своей позиции

объективирование ситуации, выстраивание общей позиции

Алгоритм реализации приёма «Душа на  распашку» выдвижение идей учащимися, исходя из жизненного опыта поддержка педагогом неуверенного и слабого ученика удерживание позитивного развития ситуации, преобразование ситуации в образовательную Третий этап решения « Фиксация ситуации»  включение учебных задач в контекст жизненных проблем формирование детско-взрослой общности на основе общих ценностей и смыслов

Алгоритм реализации приёма «Душа на распашку»

выдвижение идей учащимися, исходя из жизненного опыта

поддержка педагогом неуверенного и слабого ученика

удерживание позитивного развития ситуации, преобразование ситуации в образовательную

Третий этап решения « Фиксация ситуации»

включение учебных задач в контекст жизненных проблем

формирование детско-взрослой общности на основе общих ценностей и смыслов

Алгоритм реализации приёма «Мозаика  суждений» обсуждение, групповая работа, мозговой штурм, совместная деятельность (дискурсивные техники) анализ и систематизация жизненных наблюдений и наблюдений в ходе эксперимента фиксация направлений и способов преобразования ситуации Четвёртый этап  «Преобразование ситуации в образовательную для отдельного субъекта и для группы субъектов» определение из «калейдоскопа» направлений наиболее результативного выведение ситуации на решение конкретных задач – частных задач для каждого и общей задачи для всех

Алгоритм реализации приёма «Мозаика суждений»

обсуждение, групповая работа, мозговой штурм, совместная деятельность (дискурсивные техники)

анализ и систематизация жизненных наблюдений и наблюдений в ходе эксперимента

фиксация направлений и способов преобразования ситуации

Четвёртый этап «Преобразование ситуации в образовательную для отдельного субъекта и для группы субъектов»

определение из «калейдоскопа» направлений наиболее результативного

выведение ситуации на решение конкретных задач – частных задач для каждого и общей задачи для всех

Алгоритм реализации  приёма «Свет в конце  тоннеля» подготовка нескольких векторов решения ситуации в зависимости от различных условий совместное решение ситуации в каждом предлагаемом направлении с выявлением противоречий и условий анализ путей решения, детализация шагов, прогноз результатов Четвёртый этап  « Преобразование ситуации в образовательную для отдельного субъекта и для группы субъектов »  выбор наиболее перспективных направлений решения ситуации преобразование проблемы (ситуации неопределенности), моделирование путей выхода из ситуации неопределенности (определение условий)

Алгоритм реализации приёма «Свет в конце тоннеля»

подготовка нескольких векторов решения ситуации в зависимости от различных условий

совместное решение ситуации в каждом предлагаемом направлении с выявлением противоречий и условий

анализ путей решения, детализация шагов, прогноз результатов

Четвёртый этап « Преобразование ситуации в образовательную для отдельного субъекта и для группы субъектов »

выбор наиболее перспективных направлений решения ситуации

преобразование проблемы (ситуации неопределенности), моделирование путей выхода из ситуации неопределенности (определение условий)

Алгоритм реализации приёма «Рефлекторное  кольцо» организация участников на рассмотрение решаемой ситуации «со стороны» формулирование общих ценностей и смыслов, полученных в ходе решения ситуации анализ полученного опыта по способам решения ситуации Пятый этап решения «Завершение ситуации» организация участников на осознание личных и общих результатов выведение участников на создание новой ситуации

Алгоритм реализации приёма «Рефлекторное кольцо»

организация участников на рассмотрение решаемой ситуации «со стороны»

формулирование общих ценностей и смыслов, полученных в ходе решения ситуации

анализ полученного опыта по способам решения ситуации

Пятый этап решения «Завершение ситуации»

организация участников на осознание личных и общих результатов

выведение участников на создание новой ситуации

Алгоритм реализации  приёма «Дорожка Аристотеля» детализация факторов, определяющих ситуацию поиск взаимосвязи факторов и условий программирование этапов решения ситуации Пятый этап решения « Завершение ситуации»  объединение этапов, условий, факторов и пр. в единую систему проектирование конкретных шагов совместной деятельности по разрешению ситуации

Алгоритм реализации приёма «Дорожка Аристотеля»

детализация факторов, определяющих ситуацию

поиск взаимосвязи факторов и условий

программирование этапов решения ситуации

Пятый этап решения « Завершение ситуации»

объединение этапов, условий, факторов и пр. в единую систему

проектирование конкретных шагов совместной деятельности по разрешению ситуации

Распространение педагогического опыта:  Социальная сеть работников образования: http://n - infourok: Учительский сайт. Раскельдиева Фатима Ольядиновна «Методичка. о rg » - публикация «Игра – как средство повышения мотивации учащихся к изучению истории» Участие в вебинаре: «Организация проектной деятельности.» Мир-олимпиад.рф – публикация разработки урока-повторения полученных знаний http://www. мир-олимпиад.рф /publ.php

Распространение педагогического опыта:

  • Социальная сеть работников образования: http://n
  • - infourok: Учительский сайт. Раскельдиева Фатима Ольядиновна
  • «Методичка. о rg » - публикация «Игра – как средство повышения мотивации учащихся к изучению истории»
  • Участие в вебинаре: «Организация проектной деятельности.»
  • Мир-олимпиад.рф – публикация разработки урока-повторения полученных знаний
  • http://www. мир-олимпиад.рф /publ.php

Достижения учащихся:

Достижения учащихся:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!