СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои презентации, конспекты. Урок географии 6 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геогафии в 6 лассе . Тема: "Атмосфера"

Просмотр содержимого документа
«Мои презентации, конспекты. Урок географии 6 класс.»























Тема урока: «Атмосферное давление»

























Цель урока Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. Научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.

Задачи урока

- обучающие Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. Научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.

-развивающие совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; стимулировать любознательность.

-воспитательные формировать умение высказывать своё мнение, воспитывать позитивное отношение к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников

Оборудование: карта, видеоролик, приборы для изучения атмосферы – термометр, барометр, анемометр,

Тип урока Изучение нового материала

ХОД УРОКА

1. Орг. момент: (приветствие) Сегодня мы работаем в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”. Работать мы будем по теме “Атмосферное давление”. Я вам буду рассказывать и показывать то, чего нет в вашем учебнике географии, а параграф № вы прочтете дома сами и добавите к тому, что узнаете на уроке еще дополнительную информацию из учебника. Поэтому запишем сразу дом. задание: №3 ; ? к нему; в сторону дневники, учебники.

I этап блиц-турнир:

2. Проверка домашнего задания

Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по дом. заданию. За каждый правильный ответ – жетон.

Итак, I вопрос – вопрос–загадка. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу).

- Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).

-Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).

- А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).

-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной? (Из воздуха - смеси газов).

- Каков состав воздуха? (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др).

- Какой газ обеспечивает жизнь на Земле? (Кислород).

- Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью).

-Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы).

- Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас? (Тропосфера).

- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться).

- Имеет ли воздух вес? (Да).

- Изменяется ли вес воздуха? Как? (Изменяется нагретый более легкий, холодный более тяжелый).

Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны – это первые баллы, заработанные вашей группой. Впишите в карту (лист оценок группы) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило – тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам).

II этап. Беседа по новой теме

Продолжаем работу.

Вопрос: как вы думаете, воздух имеет вес?

Ответ: да, имеет.

Опыт. Возьмем две колбы, одну нагреем, а другую нет. И взвесим их.

Вопрос: какая колба будет легче и почему?

Ответ: нагретая колба будет легче, потому что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче.

Вывод: значит, воздух имеет вес. У поверхности земли 1м3 воздуха весит 1кг 300 гр.

Задача. Длина комнаты – 8м

ширина – 6м

высота – 4м

Объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 1/4 тонны.

- Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

На 1 см2 – 1кг воздуха.

Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, ответ: на нее давит 300кг воздуха.

Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

Опыт. Возьмем воронку и, придерживая пальцем узкое отверстие, нальем в нее воду. Широкое отверстие прикроем листом бумаги. И перевернем воронку.

Вопрос: почему вода из воронки не выливается?

Ответ: потому что на лист бумаги снизу давит воздух. Он прижимает бумагу к кромкам воронки. Если же палец с узкого конца воронки снять, то воздух устремится в воронку, и вода из нее выльется.

С высотой давление падает. На 10,5м давление падает на 1мм рт. ст.

Давление воздуха измеряется с помощью прибора барометра («барос»-тяжесть, «метр»-мера).

Применяется два вида барометров – ртутный и анероид.

-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так?

Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол?

-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя?

Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться.

Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?

Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением.

Просмотр видеоролика «Атмосферное давление»

Прием "Домашняя заготовка"

Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. В 1943г. ученик Г.Галилея Эванджелиста Торричелли изобрел прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр. Он наполнил ртутью запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил ее открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Торричелли сделал выводы:

1) m(p) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не дает выливаться ртути из трубки;

2) колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления.

Нормальным принято считать давление 760 мм рт. ст. Оно определено на уровне моря на параллели 45° при температуре 0°с. Если давление более 760 мм, то оно повышенное, меньше – пониженное.

Ребята а как вы думаете из -за чего давление может меняться?

1. Правильно из- за температуры: При повышении температуры, давление уменьшается, при понижении – увеличивается.

2. Давление изменяется с высотой:

Представьте. что под нами горы.

И мы начинаем подъем

Все выше, и выше.

И вскоре мы не идем, а ползем.

Все признаки горной болезни:

Отдышка от высоты,

А не от простуды.

Из носа кровь сильно хлещет

От разрыва кровеносных сосудов.

Все это может привести

К потери человеком сознания.

Беду могут в горах отвести

О правилах поведения знания

Причина же этого

В горах сильно воздух разрежен.

Уменьшение кислорода, даже слегка,

Для организма человека вреден.

К тому же идет уменьшение давления,

Ведь воздух в горах меньше весит.

Давление человека уже несомненно

Не является противовесом.

Правило: при подъеме на каждые 10,5 м. давление уменьшается на 1мм ртутного столба.

Задание!

Представьте, что мы пошли в поход и решили подняться на гору высота которой 2100 м. Но прежде чем восходить нам надо узнать давление на вершине, чтобы взять необходимое оборудование. Мы знаем , что давление у подножия -760 мм. рт. ст. Определите давление на вершине горы.

2100: 10,5 = 200 мм. рт. ст.

760 – 200= 560 мм. рт. ст

Как мы себя будем чувствовать при таком давлении?

2 этап Решение задач

Задача 1. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?

Решение: 1) 2000 : 10,5 = 194

2) 750 – 194 = 556 мм рт.ст.

Ответ: 556 мм рт.ст. атмосферное давление воздуха на высоте 2 км.

Задача 2. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт.ст. Каково давление у подножия горы?

Решение: 1) 3500 : 10,5 = 333

2) 720 + 333 = 1053 мм рт.ст.

Ответ: 1053 мм рт.ст. давление у подножия горы.

(объяснительно – иллюстративный 10 мин.)

3.Физкультминутка видео

4. Закрепление материала:

Форма: тест

Тест

Выбрать правильный ответ: Атмосферное давление это-

а) Самая верхняя оболочка Земли.

б) Воздушная оболочка Земли.

в) Атмосферное давление- это сила. С которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.

2. Атмосферное давление измеряют с помощью:

а)Термометра

б) Флюгера

в) Барометра

3. Единицы измерения атмосферного давления:

а) в мм. рт. столба

б) в сантиметрах

в) в баллах

4.Определите нормальное атмосферное давление:

а) 780мм. рт. ст.

б) 700мм. рт. ст.

в) 755мм. рт. ст

Выбрать причины изменения атм. давления:

а) атмосферное давление изменяется в результате с нагреванием воды.

б) атмосферное давление изменяется в результате изменения температуры воздуха.

в) атмосферное давление изменяется в результате землетрясений.

г) атмосферное давление изменяется с высотой.

Шкала оценивания тестового задания:

«5» за пять правильных ответов.

«4» за четыре правильных ответа.

«3» за три правильных ответа.

«2» отсутствие ответов.

5.Подведение итогов урока:

Сегодня мы с вами познакомились с темой « Атмосферное давление».

А кто из вас сможет ответить: «Почему нас воздух не может раздавить?»

Модельный ответ

Человек не замечает давления воздуха потому, что внешнее давление уравновешивается давлением, существующим внутри человеческого организма.

6. Рефлексия Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?»

Предлагаются варианты ответов:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял, что…

5. Я научился…

6. Меня удивило…

7. Мне захотелось…

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Большое спасибо, ребята, за совместную работу.

7. Домашнее задание

Решить задачи:

1.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., у поверхности земли – 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.

2. Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине 720 мм рт.ст.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!