СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой ребёнок – жадина…

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период раннего детства преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Когда ребенок взаимодействует с предметами, он познает не только их свойства, но и собственные возможности и способности. Таким образом формируется и представление о себе, образ "Я". Развитие самосознания, ощущение себя как отдельной личности тесно связано с появлением чувства собственности. Ребенок рассматривает свои вещи как часть самого себя, своего образа. Поэтому всякое посягательство на собственность встречает "с боем". Ребенок определяет понятие "своих" вещей, если он с ними взаимодействует. Например: мама с малышом находятся на прогулке или в игровом центре, и ребенок взял какие-то вещи из предложенных для игры, если к нему подойти и взять эти вещи, он будет сопротивляться и отстаивать собственное право на них (хотя они ему не принадлежат). Исходя из этого, малыши берут себе понравившиеся игрушки у других – таким образом, они пытаются сделать эти вещи "собственными", заявить свое право на них. Малыши часто слышать от родителей: "Жадничать нехорошо!" - но здесь совершенно неуместно это слово. Ребенок только защищает свою собственность. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В таком случае человек не понимает, с чем можно расстаться легко и без усилий, а что следует "отстаивать". Так формируется взрослый, не умеющий защитить честь семьи, или родного человека. Мы говорим ребенку: "Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!". Мы сами приучаем его к тому, что чужую собственность необходимо уважать. Но почему мы делаем такое исключение для него? Разве он не достоин такого же уважения? К тому же, взрослые и дети по-разному оценивают вещи – для нас это вещь, и не более того, а для ребенка, как мы уже упомянули – это часть его самого. Очень плохо, если родители встают на сторону "обидчика", и уговаривают своего малыша "обязательно поделиться". Ребенок ищет у вас защиты, даже если он принял решение, с которым вы несогласны, не отвергайте его. Постарайтесь встать на его место: подошел незнакомый (или малознакомый) человек, хочет отобрать ценную вещь. Мама (или другой могущественный взрослый) вместо того, чтобы броситься на помощь и отстоять ценности, спокойно отдают это чужому. Если вы видите, что любимая игрушка вашего ребенка может создать стрессовую ситуацию – не показывайте ее гостям, и не берите с собой на прогулку. Ребенок еще не в состоянии разрешить такую сложную задачу. Другие дети тоже не могут справиться с нею. Получается, что "играют" родители – решают, что кому и как давать.

Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:

  • если ребенок старше четырех лет никогда и ни под каким видом не соглашается давать напрокат свои вещи;
  • болезненно реагирует на малейшее изменение порядка вещей и любит, чтобы все всегда стояло на местах;
  • наоборот, ребенок старше трех лет никогда не защищает свои вещи, у него нет личных любимых вещичек;
  • стремится "подкупить" окружающих раздариванием собственных вещей;
  • намеренно отбирает чужие вещи, раззадоривая других детей, вызывая драки и потасовки.

Как научить ребенка делиться?

     Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость и порадоваться вместе с другими. Можно заставить ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но  в этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие меду эмоциями и действиями. Также очень важен пример близких людей (мамы, папы, бабушки, дедушки и.т.д). Если же в семь принято дарить подарки друзьям и близким, то ребенок будет уверен, что такое поведение «обычное дело». Поговорите с ребенком, что из игрушек, он  может отдать, в бедную семью. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал.  Важно чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен и сказал добрые слова дарителю. Уже в 2 года ребенок может делать сам подарки близким  своими руками (естественно, пока совместно  с помощью взрослого). Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно чтобы  подарок на оказался  для ребенка тем, что он хочет иметь. Пусть ребенок учувствует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя. Желательно чтобы у ребенка большой круг общения, в дом часто приходили, гости, он сам ходил в гости. Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождение мишки (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных ситуаций.