Формирование интереса учащихся к изучению
русского языка и литературы
Проблема утраты интереса учащихся к изучению отдельных предметов, впрочем, как и к обучению вообще, является актуальной.
Проблема угасания интереса особенно касается русского языка и литературы. Ярким доказательством этого является то, что мало кто из учеников называет русский язык самым любимым предметом. Не секрет, что многие ученики считают этот предмет скучным, однообразным, потому что привыкли видеть в нем свод пунктуационных и орфографических правил. На уроке они пишут, находят нужные орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса, они пассивны. Почему? Психологами доказано что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз».
Если говорить о литературе, то интерес к этому предмету если не угас совсем, то угасает с каждым годом.
А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Таким образом получается, что для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
Психологи указывают на три основных мотива, побуждающих школьников учиться:
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю русский язык и литературу не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Это высшая степень интереса – это увлечение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды.
Основная роль в воспитании интереса к предмету принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся на уроке. И здесь наиболее уместно вспомнить древнюю китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса возникают тогда, когда учитель не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся. Еще Сократ в эвристических беседах утверждал, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать. Например:
Фрагмент урока.
Апрель – настоящий водолей. Заиграют талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идёт лёд.
Б) беседа по тексту:
- Лексическое значение всех слов этого текста вам понятно?
- Что такое разводье?
- Почему в первом предложении поставлен знак тире?
- Составьте схему 4-го предложения?
- Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?
- Найдите и запишите глаголы, соответствующие схемам:
¬ᴖ˄˄□ ᴖ˄□˄
- Зададим вопросы к этим глаголам?
- Какой из глаголов обозначает законченность действия?
- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
2. Ученики пробуют самостоятельно сделать выводы о том, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида.
3. Сравним свои выводы с материалом учебника. Подписываем под глаголами их вид.
Проблемное обучение - один из способов применения деятельностного подхода.
Фрагмент урока. Тема: О чём заставил нас задуматься рассказ «Срезал» В.Шукшина.
Вопросы: Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает” и почему? Срезал ли Глеб Капустин интеллигентов?
Использование ИКТ – один из способов развития интереса к предмету.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, необходимо проводить его на новом современном уровне. А это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений и т.д.
Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, тестами, тренировочными упражнениями. Богатые возможности ЦОР мультимедийных ресурсов можно найти в Интернете. Использование ИКТ с его возможностями (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету.
Говоря о применении ИКТ и ЦОР на уроке нельзя не сказать о том, что они дают неисчерпаемые возможности для применения такого эффективного способа формирования интереса к предмету как занимательность.
Дети 21 века - относятся к совершенно иной генерации - так называемому «поколению сети». Они живут в режиме «он-лайн»: обмениваются мгновенными текстовыми сообщениями на экране компьютера или мобильного телефона, интенсивно общаются со сверстниками в социальных сетях, а телевидение им заменяет YouTube. Темп их жизни, освоения современных технологий диктует иные задачи. Они не теряются, как многие из взрослых, в мощном информационном потоке. Напротив, они купаются в нем, это их естественная среда обитания!
Вот почему у подростков «поколения сети» не вызывает интерес школьная классика. И все же кто, как не учителя литературы, должны делать все возможное, чтобы интерес к книге не угас совсем.
Мне кажется, что если нам нужно, чтобы дети прочли то, что мы хотим, то, возможно, лучший способ реализации нашего желания — прочитать им эту книгу самим, если это возможно. А это возможно на уроках в 5-7 классах, где изучаются небольшие по объему произведения. Это, на мой взгляд, вызывает интерес не только к произведению, но и позволяет сделать восприятие произведения более прочувствованным и осмысленным.
Один из приемов, который я использую в своей педагогической деятельности, заключается в следующем: если книгу непременно должны прочитать все, значит, нужно заинтересовать. А для этого можно, пересказав какой-то интересный эпизод из произведения, которое предстоит изучить, заинтриговать ребят, оставив финал открытым. Как правило, этот прием срабатывает, и пусть не все, но многие берут книгу и читают.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.
Литературные источники: Журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе», vio.uchim.info, edu.cap.ru.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Зоновская основная общеобразовательная школа»
Формирование интереса учащихся к изучению
русского языка и литературы
Выполнила:
Ковалева Татьяна Антоновна,
учитель I кв. категории
2013