Классный час по теме: «Моя гражданская позиция»
Данный классный час входит в систему мероприятий по правовому и патриотическому воспитанию.
Классный час соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся. Учащиеся проявляли активность, самостоятельность и были инициативны.
Цель мероприятия: расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция».
Актуальность:
классный час помог расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция»;
способствовал развитию умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения;
способствовал воспитанию толерантности, патриотизма;
заставил задуматься о том, какими качествами должен обладать любой школьник, являющийся гражданином своей страны, все ли гражданские качества воспитали дети в себе.
Наличие межпредметных связей: мероприятие носит интегрированный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе.
Практическая ценность в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие возможности, задать вопросы.
Практическая новизна: детям предлагается не просто беседа-диалог, а ещё и презентация с наглядными примерами, защита проектов.
Форма: защита проектов, дискуссия, групповая, коллективное творческое дело.
Методы и приемы: элементы дискуссии, информативная беседа, элементы игры; использование наглядных пособий, аудиозаписей, коллективная творческая деятельность; групповая работа, использование мультимедийной презентации.
Технологии
личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникативные технологии.
Использование различных технологий позволяет сделать воспитательный процесс более целесообразным и эффективным.
- вовлечение в творчество.
Планирование мероприятия и разработка сценария проходили с участием обучающихся.
Подготовительная работа:
Деление класса на две творческие группы.
Обучающиеся получили домашнее задание: собрать сведения по теме: «Моя малая родина –Поселение Большереченское», «Моя семья – мое богатство», «Моя школа- моя гордость» и изложить в форме мини – проекта.
Рекомендовано изучить учащимся литературу по теме.
Подготовить презентации по своей теме.
Проведение классного часа:
Вступительное слово классного руководителя.
Просмотр видеоклипа «Вперед Россия»
Дискуссия по теме
Выступления учащихся. Представление мини – проектов.
Составление кластера
Заключительное слово классного руководителя.
Сценарий классного часа «Моя гражданская позиция»
Цель: формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения
Задачи:
1.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
2.Расширить и углубить знания обучающихся о своем родном крае, школе, семье.
3.Воспитание активной жизненной позиции.
Личностные УУД :
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника
Личностные результаты при работе над проектами получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей малой родины, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию товарища в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Вступительное слово учителя
- Я рада вас видеть ребята на классном часе и очень хочу начать работу с вами. Пусть этот классный час принесет вам радость общения и наполнит душу прекрасными чувствами.
- Скажите друг другу пожелания: «Желаю большого успеха во всем и везде. Здравствуй!». И соприкоснемся друг с другом пальцами.
- Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были внимательны и чтобы каждый открыл для себя что то новое, интересное.
-Мы сегодня будем работать в различных группах. Хочу напомнить правила работы в группах.
Проблема!
- Посмотрите пожалуйста видеоклип и ответьте, о чем мы будем сегодня говорить?
Видеоклип.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! А значит, являетесь гражданами этого государства.
- Предлагаю вам выполнить следующее задание: Нужно собрать высказывание одного известного человека.
- Что получилось?
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Кому принадлежат эти слова? (Николай Алексеевич Некрасов- русский поэт, писатель)
- Как вы понимаете эти слова?
- Давайте найдем объяснение слова гражданин (работа в группах)
1) найдите в словарях
2) в интернете
- А теперь давайте ответим на вопрос: какими качествами должен обладать гражданин? И поможет вам в этом листы подсказки. (работа в группах)
- Давайте обобщим понятие гражданин. Слайд
- А школьник - это гражданин?
- Значит у вас должна быть своя гражданская позиция? Давайте определим гражданскую позицию нашего класса. Это и есть тема нашего классного часа.
Выступление ребят
- Мы посмотрим ваши проекты и ответим на вопрос, что обязан делать человек, являясь гражданином своей страны?
- Итак, любовь школьника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, селу. И первый проект об этом.
Проект 1
- Ребята, вы согласны с позицией своих одноклассников? Если да, то возьмите красные карточки и наклейте на листок, где стоит цифра 1.
- Дороже нет родного края, где отчий дом, семья, друзья…
- А с чего начинается родной край?
- Да, родной край начинается с дома. Слово ребятам.
Проект 2.
- Ребята, вы согласны с позицией своих одноклассников? Если да, то возьмите белые карточки и наклейте на листок, где стоит цифра 2.
- Пожалуй нет человека, который не был связан со школой. Школа – это наша большая жизнь. Слово ребятам.
Проект 3
- Ребята, вы согласны с позицией своих одноклассников? Если да, то возьмите синие карточки и наклейте на листок, где стоит цифра 3.
- Мы сегодня говорили о разных позициях гражданина. Посмотрим, что у нас получилось?
- Российский флаг. Слайд
- Судя потому, что вы полностью собрали флаг и хорошо выступили, могу сказать, что вы настоящие патриоты своей малой Родины.
- Главная обязанность для вас сейчас хорошо учиться, получать знания, чтобы с гордостью сказать: « Я гражданин своей страны!»
- Итак, подведем итог тому, что вы узнали. Для этого составим кластер.
- Как вы считаете, все ли гражданские качества вы в себе воспитали?
- Напишите, чтобы вы хотели в себе воспитать?
- А завершить наш классный час, я хочу мультфильмом.
- Спасибо за классный час!
Приложение1
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который любит______________________________________
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который проявляет____________________________________
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который осознаёт___________________________________________
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который уважает___________________________________________
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который интересуется _______________________________________
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который гордится_____________________________________
Продолжите строчку
Гражданин-человек, который протестует_________________________________________
Цель проекта: расширить знания о своей малой родине
Задачи:
• выяснить особенности развития истории родного края
• узнать о знаменитых людях малой родины
• найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины
• оформить собранный материал в виде презентации
2
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Тема проекта "Моя малая Родина – поселение Большереченское" очень актуальна на сегодняшний день. Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет будущего. Чтобы не стать такими людьми, мы решили посмотреть на нашу малую Родину, его историю с высоты 21 века.
3
Большая Речка – так называется наше село, название которому дала река, протекающая недалеко от села. История села неразрывно связана с Посольским Преображенским монастырем, так как село возникло на землях, отведенных монастырю.
1
В 1704 году прибыли две семьи. Это Ильков Александр Иванович и Лютов Терентий Макарович. Прибывшие на место поселения занимались раскорчевкой лесных массивов, готовили землю под посевы, строили жилье. Недалеко от деревни была построена мукомольная мельница. С южной стороны от села были построены сараи для изготовления, сушки и хранения кирпича. Это место называется в настоящее время «Сарайная
2
Наше село в 1720 году называлось деревней Большерецкой (при Посольском монастыре).
Застраиваться село стало вдоль дороги, по которой возили кирпич для монастыря. Эта улица называлась Старая (ныне Советская). Со временем в конце улицы, в месте под названием «Поскотина» построили небольшую деревянную часовню, которая впоследствии сгорела. Село росло, появилась еще одна улица Крестовская (Вагжанова). Название улицы связано с кладбищем, которое располагалось в конце улицы. Но в советское время это кладбище разровняли и были построены склады для хранения зерна.
3
Через село проходил Старомосковский тракт. Ежегодно по нему отправлялись тысячи конных обозов. Также по тракту проходили в кандалах политические ссыльные. Поэтому в центре села была выстроена этапная тюрьма для ссыльнокаторжных, которая была закрыта в начале ХХ века в связи со вступлением в постоянную эксплуатацию кругобайкальской железной дороги. Также была построена небольшая почтовая контора в центре села, где почту доставляли на лошадях.
1
В 1900 году при строительстве железной дороги была основана станция. Название получила по монастырю в селе Посольское - станция Посольская.
2
В 1904 году в селе на месте гостиницы была открыта церковно-приходская школа.
3
В августе 1918 года через наше село проходили белогвардейцы, белочехи, японцы, каппелевцы, семеновцы. В августе 1918 года на территории Большереченского поселения проходили ожесточенные бои с белогвардейцами.
1
В братских могилах на территории нашего поселения, похоронены красногвардейцы и белогвардейцы. По свидетельству местных жителей, есть могилы, в которых захоронены десятки и даже сотни людей. Одна из улиц нашего села названа в честь тех событий – Красногвардейская.
2
В селе организовалось два небольших колхоза: «Свободный путь», и «Коллективный труд», которые в 1934 году были слиты в один совхоз имени Чкалова. На данный момент он не существует.
3
В 1933 году был основан Большереченский рыборазводный завод.
1
9 мая 1965 год в день 20-летия Победы прошел первый торжественный митинг и открытие памятника « Вечная память павшим за Родину в 1941-1945».
2
В 1973 году был открыт «Посольский дом интернат для престарелых и инвалидов»
3
В настоящее время на территории станции Посольской есть 2 храма. Храм страстотерпца и целителя Пантелеймона находится на территории Посольского дома-интерната для престарелых и Храм Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца также приписан к Посольскому Спасо- Преображенскому монастырю, находится эта церковь возле леса по улице Пионерской. Оба построены в 2005 году.
1
В 2021 году построен новый «Фельдшерский пункт»
2
Наше поселение гордится своими людьми, которые внесли большой вклад в развитие села: Ильков Мартемьян Васильевич- первый руководитель совхоза имени Чкалова. Первой учительницей была Ворончихина Таисия Васильевна. Литвин Леонид Карлович – был директором совхоза, директором ПДИ, главой Большереченского поселения. Глазырина Людмила Ивановна – была директором школы. Ярец Виниамин Лукич – был председателем сельского совета, директором школы, учителем истории.
3
Пантелеев Константин Николаевич в 1920 году впервые проводил опыты по сбору и инкубации байкальского омуля в специальном помещении. Сидорычев А.П. и Ключников В.А. проводили опыты по закладке икры в русла рек. Особый вклад в воспроизводство омуля внес главный рыбовод завода Стариков Павел Сергеевич. Матанцев Виктор Юрьевич продолжает начатое дело.
1
Так много людей внесли большой вклад в развитие нашего поселения, что этот список можно продолжать и продолжать.
2
Сегодня наше село живет, наши предки заложили хороший фундамент для его дальнейшего развития. Именно поэтому наши гражданские позиции направлены на его сохранение. А именно:
Мы любим свою малую Родину
Мы знаем историю своего края
Мы соблюдаем чистоту в своем селе
Мини – проект «Моя семья-мое богатство»
1
Мы представляем вашему вниманию мини-проект «Моя семья – мое богатство»
Цель проекта: воспитывать интерес к истории своей семьи, чувства уважения к интересам всех членов семьи.
2
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках.
1
Мы должны помнить, что семья- самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности , заботе и уважение, ощущение своей нужности близким , веру , что есть место на земле, где тебя ждут.
2
В ходе исследования каждый из нас составил свое генеалогическое дерево и познакомился с историей своей семьи.
Моя родословная. Представление.
1
По результатам анкетирования «Что значит для вас семья?» , мы узнали , что семья для учащихся – это совместные праздники, совместный отдых, совместный труд и совместные мероприятия. И сегодня наши родители рядом и поддерживают нас. Они наша опора
2:
А теперь задание. Какие ассоциации у вас вызывает слово дом? Дайте ответ одним словом. Желающие ответить поднимайте руки. (Ответы: Для нас дом это-очаг, это крепость, это уют, это любовь и это тепло).
1
Вместе мы пришли к выводу, что наша гражданская позиция:
Свято хранить честь своей семьи
2
Быть всегда готовым прийти на помощь своей семье
1
Проявлять заботу о близких и дальних родственниках
Тема нашего проекта: «Моя школа – моя гордость»
Цель проекта: познакомиться со страницами истории и некоторыми традициями школы.
Задачи проекта:
1)формирование патриотизма и любви к своей школе;
2)создание условий для самовыражения
Наша тема актуальна, потому что мы все ученики «Большереченской СОШ»
2
Наша школа прошла долгий и непростой путь, прежде чем стать такой. В строительстве школы принимали активное участие учителя, ученики. Работа была тяжелая, здание строилось вручную, из механизмов была только бетономешалка. Готовый раствор носили на носилках по лесам, впереди шёл учитель, сзади - ученики.
15 октября 1958 состоялось торжественное открытие новой школы.
3
Первым директором школы был Белоголов Иннокентий Андреевич, а первыми учителями: Спектор Надежда Максимовна, Коневец Екатерина Васильевна, Савинский Евгений Иванович, Суворова Мария Ивановна, Горбунова Клара Васильевна, Белоголова Людмила Афанасьевна, Яцевич Галина Петровна.
1
Школа была семилетняя и лишь в 1966 году школа была преобразована в среднюю.
2
Меняются ученики, но всегда проходят мероприятия, которые стали традиционными:
День знаний; Последний звонок; Выпускной вечер; 9 мая; Бал цветов; Соревнования; 8 марта; День защитника Отечества; Акция листопад, Акция «Хранитель земли» и т.д..
3
Нам есть чем годиться.
С 1958 по 2022 год "Большереченская школа" выпустила:
12 медалистов, все они стали успешными в своей дальнейшей учебе и профессии.
1
Школа гордится своими учителями, которые посвятили себя нашей школе: Суворова М.И., Хомутникова Л.Н, Глазырина Л.И, Илькова Е.Г., Соболева Т.А., Шиян О.И, Низовцева Л.П., Первушина В.Н., Помазкина В.И., Помазкина Т.Ф., Бушина О.А.
2
Школа гордится своими выпускниками и думаем будет гордиться нами.
3
Наша гражданская позиция представлена в виде этого солнышка. Солнышко, как источник света означает знания и интеллект.
1.Моя гражданская позиция – прилежно учиться.
2.Моя гражданская позиция – соблюдать требования учителей и дежурных
3.Моя гражданская позиция – соблюдать технику безопасности в школе
1.Моя гражданская позиция – беречь школьное имущество
2.Моя гражданская позиция – соблюдать дресс-код
3.Моя гражданская позиция – не опаздывать на уроки
1.Моя гражданская позиция – соблюдать правила поведения на уроках и на переменах
Приложение 6
ПАМЯТКА
Гражданин - человек, который
-любит свою Родину, малую и большую, свой народ, свой язык;
-проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину;
-осознаёт ответственность за судьбу своей страны;
-интересуется историей и культурой Родины;
-гордится Родиной;
- проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, её культуре, традициям;
-протестует против несправедливого отношения к людям.
Гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа.