СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя Малая Родина: лента времени

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  кружка  «Моя Малая Родина: лента времени»  направлена   воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать  развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения  к  живущим рядом.

Просмотр содержимого документа
«Моя Малая Родина: лента времени»

ГБПОУ НСО «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. Н.А.ЛУНИНА» БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ











Автор разработки: С. С. Романова












Барабинск, 2020 – 2021 г.


Пояснительная записка


Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает обучающихся к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Программа кружка «Моя Малая Родина: лента времени» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь преподавателю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает развивать навыки исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем. Организация работы по краеведению играет важнейшую роль в подготовке поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает воспитанникам систематизированные знания и именно в них должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает его, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у воспитанников четкого понятия исторической характеристики края.

В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны обучающий осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.

Срок реализации программы: 2020 - 2021 учебный год

Время проведения кружка: вторник 15.00 - 16.00


Цели программы:


  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм.


Задачи программы

Образовательные:

  • формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные:

  • формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, свою малую родину; формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;

  • приобщение обучающихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко - краеведческого материала; овладение основами журналистики и социального анализа.

Развивающие:

  • развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования;

  • развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.


Принципы реализации программы



личностно-ориентированный подход (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью);

добровольность включения детей в деятельность (свобода проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере);

духовность (формирование у детей гуманистических духовных ориентаций, формирование потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдение нравственных норм морали);

толерантность (терпимость к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни);

гуманизация межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха, защита каждого члена коллектива от негативного проявления вредных привычек).



Курс способствует



  • максимальной активизации познавательной деятельности учащихся;

  • формированию у них навыков и умений самостоятельной работы;

  • развитию исторического мышления.



Методы работы



Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение обучающихся. Такие формы работы позволяют почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из кабинета, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т.д.). Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательская деятельность, проектные технологии.



Основные источники краеведческой информации



1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);

2) художественная литература;

3) архивные фонды;

4) фонды музеев;

5) материалы статистики;

6) устные свидетельства старожилов.




Тематическое планирование занятий кружка

«Моя Малая Родина в истории страны»


Раздел I. Введение (2 часа).


Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях.


Раздел II. Наш край в древности и средневековье (18 часов).


Раздел посвящен развитию истории Сибири и Барабы с древнейших времён до II тыс. Н.э.

Археологические материалы, подтверждающие отдельные факты, отмеченные письменной историей. Материалы, характеризующие культуру русского и аборигенного населения, их контакты и их взаимное влияние.


Раздел III. Новосибирская область в истории страны (15 часов).

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм сибиряков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. Участие сибиряков в партизанском движении. Сибиряки – фронту. Вклад сибиряков в победу над врагом.


Всего: 35 часов.






Календарно-тематическое планирование


Дата


Название темы/ урока

Кол-во часов

Введение


1

Инструктаж по технике безопасности. Утверждение плана работы кружка на 2020-2021 уч. год. (Ознакомление обучающихся с формами и методами работы в историко - краеведческом кружке, определение направлений поисково-исследовательской деятельности

1


2

Введение. Наш край: история и современность. Методика краеведческой науки. Ознакомление с методами исследований исторической науки.

1

Наш край в древности и средневековье


3

Заселение Новосибирской области

1


4

Археологические памятники Сибири

1


5

Подбор литературы для научно-исследовательской работы.

1


6

Культура наших предков. Эпоха бронзы.

1


7

Наш край в раннем железном веке.

1


8

Ранний железный век Барабы.

1


9

Возникновение государств в Сибири

1


10

Культура народов Сибири в VII – VIII веках.

1


11

Подбор литературы для научно-исследовательской работы.

1


12

Новосибирское Приобье в VIII – IX веках

1


13

Экскурсия в краеведческий музей.

1


14

Наш край в начале II тыс. н.э. Экспансия южносибирских народов.

1


15

Монголо – татарские завоевания на территории Сибири.

1


16

Монголо – татарские завоевания. Политическая ситуация на территории Западной Сибири в XIII - XVI веках.

1


17

Население края в XIII – XVII веках

1


18

Археологические памятники Барабы.

1


19

Подбор литературы для научно-исследовательской работы.

1


20

Конкурс «Лучший краевед»

1

Новосибирская область в истории страны


21

Сибирь в начале XX века

1


22

Новосибирская область в годы Гражданской войны.

1


23

Партизанское движение в годы Гражданской войны.

1


24

Лидеры движения «Красных» и движения «Белых»

1


25

Подбор литературы для создания презентации.

1


26

Защита проектов о гражданской войне.

1


27

Новосибирская область накануне Второй мировой войны. Перестройка на военный лад.

1


28

Наши земляки на фронте. Герои – барабинцы.

1


29

Трудовой подвиг тыла.

1


30

Моя семья в годы ВОВ. Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

1


31

Подбор литературы для научно-исследовательской работы.

1


32

Викторина «Воинская слава Новосибирской области».

1


33

Оформление творческих работ.


1


34

Защита творческих работ.




35

Отчёт о работе кружка.


1

ИТОГО


35





В результате изучения курса исторического краеведения обучающиеся должны:



  • Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность

расположения во времени событий, происходивших на территории Новосибирской

области и Барабинского района.

  • Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события

Российской истории.

  • Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и

различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.

  • Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории

области и района.

  • Уметь ориентироваться по карте Новосибирской области и Барабинского района.

  • Знать историческую географию края.

  • Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края,

уметь рассказывать о них.

  • Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные

исторические эпохи.

  • Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников

событий в области и районе.

  • Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края,

уметь рассказывать о них.

  • Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края,

вещественных исторических источников.

  • Знать основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.

  • Знать памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

  • Принимать участие в охране памятников истории и культуры. Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



  • поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

  • формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм; - применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сохранения духовного и культурного наследия России, Новосибирской области, Барабинского района.

  • передачи собственных знаний и умений последующим поколениям.



Методическое обеспечение программы


Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работу с различной литературой и картами, поисково-исследовательскую деятельность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!