ГБПОУ НСО «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. Н.А.ЛУНИНА» БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ
Автор разработки: С. С. Романова
Барабинск, 2020 – 2021 г.
Пояснительная записка
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает обучающихся к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Программа кружка «Моя Малая Родина: лента времени» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь преподавателю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает развивать навыки исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем. Организация работы по краеведению играет важнейшую роль в подготовке поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает воспитанникам систематизированные знания и именно в них должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает его, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у воспитанников четкого понятия исторической характеристики края.
В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны обучающий осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.
Срок реализации программы: 2020 - 2021 учебный год
Время проведения кружка: вторник 15.00 - 16.00
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
воспитывать патриотизм.
Задачи программы
Образовательные:
формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные:
формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, свою малую родину; формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;
приобщение обучающихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко - краеведческого материала; овладение основами журналистики и социального анализа.
Развивающие:
развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования;
развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
Принципы реализации программы
личностно-ориентированный подход (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью);
добровольность включения детей в деятельность (свобода проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере);
духовность (формирование у детей гуманистических духовных ориентаций, формирование потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдение нравственных норм морали);
толерантность (терпимость к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни);
гуманизация межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха, защита каждого члена коллектива от негативного проявления вредных привычек).
Курс способствует
максимальной активизации познавательной деятельности учащихся;
формированию у них навыков и умений самостоятельной работы;
развитию исторического мышления.
Методы работы
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение обучающихся. Такие формы работы позволяют почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из кабинета, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т.д.). Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательская деятельность, проектные технологии.
Основные источники краеведческой информации
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
2) художественная литература;
3) архивные фонды;
4) фонды музеев;
5) материалы статистики;
6) устные свидетельства старожилов.
Тематическое планирование занятий кружка
«Моя Малая Родина в истории страны»
Раздел I. Введение (2 часа).
Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях.
Раздел II. Наш край в древности и средневековье (18 часов).
Раздел посвящен развитию истории Сибири и Барабы с древнейших времён до II тыс. Н.э.
Археологические материалы, подтверждающие отдельные факты, отмеченные письменной историей. Материалы, характеризующие культуру русского и аборигенного населения, их контакты и их взаимное влияние.
Раздел III. Новосибирская область в истории страны (15 часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм сибиряков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. Участие сибиряков в партизанском движении. Сибиряки – фронту. Вклад сибиряков в победу над врагом.
Всего: 35 часов.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Название темы/ урока | Кол-во часов |
Введение |
| 1 | Инструктаж по технике безопасности. Утверждение плана работы кружка на 2020-2021 уч. год. (Ознакомление обучающихся с формами и методами работы в историко - краеведческом кружке, определение направлений поисково-исследовательской деятельности | 1 |
| 2 | Введение. Наш край: история и современность. Методика краеведческой науки. Ознакомление с методами исследований исторической науки. | 1 |
Наш край в древности и средневековье |
| 3 | Заселение Новосибирской области | 1 |
| 4 | Археологические памятники Сибири | 1 |
| 5 | Подбор литературы для научно-исследовательской работы. | 1 |
| 6 | Культура наших предков. Эпоха бронзы. | 1 |
| 7 | Наш край в раннем железном веке. | 1 |
| 8 | Ранний железный век Барабы. | 1 |
| 9 | Возникновение государств в Сибири | 1 |
| 10 | Культура народов Сибири в VII – VIII веках. | 1 |
| 11 | Подбор литературы для научно-исследовательской работы. | 1 |
| 12 | Новосибирское Приобье в VIII – IX веках | 1 |
| 13 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
| 14 | Наш край в начале II тыс. н.э. Экспансия южносибирских народов. | 1 |
| 15 | Монголо – татарские завоевания на территории Сибири. | 1 |
| 16 | Монголо – татарские завоевания. Политическая ситуация на территории Западной Сибири в XIII - XVI веках. | 1 |
| 17 | Население края в XIII – XVII веках | 1 |
| 18 | Археологические памятники Барабы. | 1 |
| 19 | Подбор литературы для научно-исследовательской работы. | 1 |
| 20 | Конкурс «Лучший краевед» | 1 |
Новосибирская область в истории страны |
| 21 | Сибирь в начале XX века | 1 |
| 22 | Новосибирская область в годы Гражданской войны. | 1 |
| 23 | Партизанское движение в годы Гражданской войны. | 1 |
| 24 | Лидеры движения «Красных» и движения «Белых» | 1 |
| 25 | Подбор литературы для создания презентации. | 1 |
| 26 | Защита проектов о гражданской войне. | 1 |
| 27 | Новосибирская область накануне Второй мировой войны. Перестройка на военный лад. | 1 |
| 28 | Наши земляки на фронте. Герои – барабинцы. | 1 |
| 29 | Трудовой подвиг тыла. | 1 |
| 30 | Моя семья в годы ВОВ. Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. | 1 |
| 31 | Подбор литературы для научно-исследовательской работы. | 1 |
| 32 | Викторина «Воинская слава Новосибирской области». | 1 |
| 33 | Оформление творческих работ. | 1 |
| 34 | Защита творческих работ. | |
| 35 | Отчёт о работе кружка. | 1 |
ИТОГО | | 35 |
В результате изучения курса исторического краеведения обучающиеся должны:
Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность
расположения во времени событий, происходивших на территории Новосибирской
области и Барабинского района.
Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события
Российской истории.
Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и
различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.
области и района.
Уметь ориентироваться по карте Новосибирской области и Барабинского района.
Знать историческую географию края.
Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края,
уметь рассказывать о них.
Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные
исторические эпохи.
Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников
событий в области и районе.
Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края,
уметь рассказывать о них.
Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края,
вещественных исторических источников.
Знать основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.
Знать памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.
Принимать участие в охране памятников истории и культуры. Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм; - применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сохранения духовного и культурного наследия России, Новосибирской области, Барабинского района.
передачи собственных знаний и умений последующим поколениям.
Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работу с различной литературой и картами, поисково-исследовательскую деятельность.