Моя методическая мастерская
( 12 слайдов, 15 минут)
(1. Понимание методических оснований организации процесса обучения и воспитания в соответствии с направлениями государственной образовательной политикой)
В связи с необходимым ростом экономики нашей страны изменяются требования, предъявляемыми к профессиональным компетенциям подрастающего поколения, возникает необходимость в обучении, воспитании и развитии личности инициативной, коммуникабельной, способной самостоятельно добывать знания, принимать решения, нестандартно мыслить, решать возникающие проблемы.
В современных условиях меняется и роль преподавателя, мастера производственного обучения. Преподаватель, мастер производственного обучения должен быть не только транслятором знаний, организатором, руководителем учебного процесса, а и соучастником этого процесса, построенного на основе сотрудничества с обучающимися с использованием инновационных методов обучения. Одним из которых является метод проектной деятельности.
( 4. Обоснование целесообразности применяемых методов и приёмов при предоставлении своего педагогического опыта).
В Ишимбайское СУВУ я пришла работать мастером производственного обучения в 2012 году. Обучаю девочек профессии штукатур и маляр. Имея большой опыт выполнения отделочных работ, передаю свои знания и умения.
( слайд 1) ( 2.Учет конкретных запросов разных групп участников образовательных отношений при выборе методического инструментария). Поводом к использованию в своей педагогической деятельности метода проектов послужило предложение моей обучающейся Голубцовой Ольги, моей первой производственной группы 2012-2013 учебного года, выполнить декоративную штукатурку на поверхности стены. Родители девочки занимались декоративными отделочными работами и иногда брали её с собой. К тому же Ольга училась несколько лет в художественной школе и хорошо рисовала. Мы решили не просто освоить приёмы выполнения декоративной штукатурки, а выполнить проект. Проект предусматривал создание на стене в мастерской творческой работы. Эта работа предполагала освоение приёма изготовления шаблона для тяг, вытягивания циркульных тяг, каннелюр на полукруглой колонне. Почему мы взялись за такую работу?
Началось строительство частного сектора по индивидуальным проектам. Появилась необходимость создания индивидуального интерьера и экстерьера; высококачественного оштукатуривания, декоративной штукатурки, вытягивание тяг и т.д.
В те годы, которые я работала в Ишимбайском строительном управлении, не предусматривалось выполнение таких работ. Такие работы выполнялись 19 века, начале 20 века на старинных зданиях, представляющих историческую ценность.
Я сама вместе со своей обучающейся осваивала приёмы, которые мне не приходилось выполнять, работая в строительстве. В качестве методических пособий использовали учебник А.М. Шепелева «Штукатурные работы». В интернет- ресурсах ничего кроме информации, изложенной А.М. Шепелевым я не нашла. Именно он так понятно, доступно и наглядно излагал свой опыт работы. Потому, что он сам был штукатуром. Остальные обучающиеся в группе то же заинтересовались технологией проектной деятельности. Всем участникам предоставляла право свободного выбора темы своего проекта. Считаю, что это создает условия, необходимые для творчества. Девочки, которые не обладали такими художественными способностями, как Ольга, работали в парах, так проще было создать творческий продукт. Сотрудничество и сотворчество-важное качество в достижении результата работы группы.
В 2013-2014 учебном год мы продолжили проектную деятельность по созданию наглядных пособий декоративной штукатурки. Выпускница этой группы Ксенафонтова Юлия несколько лет работала штукатуром на строительных объектах г. Москвы.
Работы этих девочек я много лет хранила на стенах штукатурной мастерской, как наглядный метод обучения декоративным работам, до тех пор, пока в учебном заведении не начался капитальный ремонт.
Теперь ежегодно я составляю план проектной деятельности на целый год и посвящаю ему внеурочную деятельность и работу в кружке дополнительного образования «Чудесный мастерок».
( слайд 2) В 2014-2015 учебном году в моей группе обучалась Мубаракшина Наташа, у неё дядя был руководителем строительной фирмы. Как то она на уроке «Основы строительного черчения» попросила меня научить её основам проектирования, так как планировала в будущем работать в строительной фирме своего дяди. Эту идею подхватили и другие обучающиеся.
( слайд 3) На занятиях строительного черчения, внеурочной деятельности, кружка дополнительного образования девочки приступили к построению чертежей. За основу взяли чертежи с интернета. Обучающиеся, хотя бы на короткий срок, стали архитекторами, расширили знания построения строительных чертежей, приобрели умения проектирования простых строительных объектов. Построив чертежи, у девочек возникла идея построить макеты своих зданий.
( слайд 4) Для стен они использовали различные материалы: деревянный брус круглого и прямоугольного сечения, гипсовые блоки, отлитые в форме. В конце учебного года девочки построили свои дома. За это время обучающиеся много узнали о строительных материалах и общестроительных работах. Была устроена выставка строительных объектов юных строителей Ишимбайского СУВУ. Одна из обучающихся после выхода из учебного заведения Мазаева Екатерина сдаёт экзамен и поступает в строительных колледж по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в г. Санкт-Петербург.
Выпускники 2014-2015 года, обучающиеся профессии штукатур уехали домой, но остались макеты зданий, построенные ими. ( слайд 5) Обучающиеся 2015-2016 года решили выполнить отделочные строительные работы на фасаде и внутри помещений. Работая над проектом, девочки объединились в группы по 2-3 человека. Воспитанницы расширили познания о строительных отделочных материалах и технологии выполнения отделочных работ. В группе обучалась обучающаяся Садриева Земфира, которая занималась профессионально вокалом до прибытия в Ишимбайское СУВУ и уже имела награду гран-при в Турции. Она креативно подошла к проекту и одну комнату отвела под музыкальную мастерскую. Она с Чубаровой Ольгой спроектировали и выполнили ландшафт вокруг макета своего дома.Сейчас оля с мужем приобрели дом в Крсснодарском крае и занимаются его благоустройством. с Земфира преподаёт вокал в музыкальном училище в г. Казань.
( слайд 6) В конце учебного года мы организовали мероприятие, пригласили на него всех обучающихся учебного заведения, девочки подготовили презентацию своих отделочные работы на макетах. Состоялась демонстрация защиты проектов.
В 2016 году мы с обучающейся Бабаевой Миленой поехали на всероссийский конкурс, который проходил на базе Щёкинского СУВУ. Милена заняла первое место в номинации штукатур. У обучающейся, увидев штукатурную мастерскую в Щёкинском СУВУ и сравнив её с нашей, появилась идея её реконструировать. Проблема была в очень маленькой площади нашей штукатурной мастерской, всего 24 м2. Девочки прошлого года обучения остались обучаться у меня в группе. Им уже была знакома проектная деятельность, программу предмета «Основы строительного черчения» мы уже освоили. Поэтому мы приступили с ними к новому проекту реконструкции штукатурной мастерской. Девочки объединились в группы по два человека для работы над проектом. У каждой группы был свой вариант. За время работы обучающиеся расширили познания не только о строительных работах, но и по предмету «Основы экономики строительства», так как нам приходилось составлять смету расходов на реконструкцию мастерской. Все обучающиеся освоили приёмы построения чертежей в программе КОМПАСС. По окончании работы над проектами на защиту была приглашена администрация учебного заведения. Был выбран лучший вариант.
( слайд 7) С этим проектом обучающиеся Ишимбайского СУВУ принимали участие в конкурсе социально-трудовых проектов в 2017 году, который проходил на базе Орловского СУВУ и стали победителями в номинации «Социальная проблематика». Так же была отмечена работа обучающейся Садриевой Земфиры по написанию эссе «Мастерская моего будущего». Её эссе было прочитано на церемонии награждения победителей. Девочка не смогла присутствовать на конкурсе по причине досрочного выпуска. Земфира сдавала экзамены для поступления в музыкальное училище в г. Казань. Проект был направлен на решение следующих задач:
- участие обучающихся во всероссийских конкурсах по профессии штукатур и маляр;
- поступление в колледжи, высшие образовательные учреждения;
-продолжение обучения строительной профессии, специальности;
- трудоустройство по строительной профессии.
Работа над решением этих задач ведётся непрерывно. Результаты участия обучающихся в конкурсах представлены на моём сайте.
Обучающаяся Бабаева Милена, принимавшая участие в защите проекта «Мастерская моего будущего» закончила обучение в г. Балашиха по профессии «мастер отделочных строительных работ» с красным дипломом, трижды была призёром конкурсов WORLD SSKILS по Московской области, проходила стажировку по декоративным штукатурным работам в Германии, осталась работать мастером производственного обучения в этом же техникуме, заочно получает высшее педагогическое образование, является экспертом WORLD SSKILS. И уже её обучающиеся занимают призовые места в профессиональных конкурсах по компетенции «малярные и декоративные работы».
( слайд 8) 2017- 2018 учебный год группа штукатуров работала над проектом беседки для учебного заведения. Проблема состояла в том, что в летнее жаркое время находиться под солнцем тяжело, появилась необходимость в беседки. Девочки работали группами в составе двух обучающихся. Мы с обучающимися рассмотрели варианты беседок в сети интернет. Я предоставила свободу в выборе варианта, помогала в проектировании беседки, построении чертежей, подсказывала, если они ко мне обращались за помощью. Обучающиеся выполнили макет своих беседок в масштабе 1:10. Девочки более глубоко освоили знания строительного черчения, пригодились знания геометрии, математики, так как необходимо было строить развёртки. Чертежи и макеты были представлены директору учебного заведения. Буквально через месяц беседка стояла на территории учебного заведения. Работая с ними над проектом, сотрудничаю вместе с ними, не ставлю девочкам оценку как таковую, не делаю критических замечаний в их адрес, создаю условие эмоционального комфорта, реализую принципы «педагогики успеха». Оценку заменяю самооценкой. Когда они видят продукты своего труда на стенах в мастерских, беседку на территории, новую штукатурную мастерскую и т. д , они осознают, что их идеи, труд высоко оценён. А если что- то требует коррекции в процессе работы, я например, поднимаю брови, делаю задумчивое лицо и осторожное предлагаю другой вариант или наглядно демонстрирую. Если всё хорошо, просто улыбаюсь. А если их идея или работа превзошла мои ожидания, я восхищаюсь вслух. Считаю, что в проектной деятельности наиболее эффективно применение невербальных средств коммуникации.
( слайд 9) 2018-2019 учебный год мы посвятили практическому претворению проекта реконструкции штукатурной мастерской в жизнь. Обучающиеся приобрели дополнительно основные знания об общестроительных работах, умение выполнять основные операции каменных работ. Девочки возводили кирпичные перегородки в новой штукатурной мастерской. Сразу после выпуска три обучающиеся поступили обучаться строительной профессии в колледжи(Архипова Ксения, Шишканова Анастасия и Фатеева Екатерина). Архипова Ксения и Шишканова Анастасия в строительном колледже г. Казань профессии «мастер отделочных строительных работ», сейчас обучается заочно в высшем учебном заведении и работает.
( слайд 10) В 2019- 2020 учебном году группа штукатуров работала над проектом «Освоение дополнительных профессиональных компетенций выполнение облицовочных работ», укладывали кафельную плитку в переходе между школой и мастерскими. Мы с обучающимися построили чертёж пола перехода выполнили дизайн- проект, так как на поверхности пола предусматривалось 4 панно с плитками разных размеров. Две обучающиеся, принимавшие участие в этом проекте поступили обучаться в строительные колледжи профессии «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (Цурикова Яна и Хаметшина Диана).
( слайд 11) 2020-2021 учебный год работали над проектом создания мастерских для профессии официант и горничная. Результат: получили навык выполнения отделочных строительных работ, две обучающиеся продолжили обучение: одна- Бондаренко Екатерина поступила обучаться в строительный колледж по профессии «мастер отделочных строительных работ» в г. Аппатиты Мурманской области, другая- Савельева Ксения в г. Ижевск по профессии «Садово- парковое и ландшафтное строительство».
(слайд 12) 2021- 2023 годы посвятили проектам декоративных штукатурных работ и малярных декоративных отделок с целью подготовки к всероссийским конкурсам по профессии штукатур и маляр. Для этого мы просматривал видеоуроки выполнения различных декоративных работ в сети интернет. Итог: 2022 г.-3 место в компетенции «сухое строительство и штукатурные работы», 3 место-в компетенции «малярные и декоративные работы»; 2023 г. 3 место в компетенции «сухое строительство и штукатурные работы», 2 место по профессии штукатур в Республике Беларусь, 1 –е место в 2024 г. в Республике Беларусь. Выпускница 2023 г. Быстрова Алёна работает в строительной организации маляром (Архангельская область г. Вельск) .
В 2023- 2024 году проектную деятельность посвятили освоению монтажа фасадных теплоизоляционных композиционных систем. Это один из новых основных видов деятельности в профессии штукатур, о чём записано в новом стандарте. В 2024 году в нашем учебном заведении приступили к обучению по профессии 08.01.28 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» ( профессионалитет). Это причина более глубоко подойти к освоению знаний и умений этой профессиональной компетенции. В учебниках недостаточно много информации о СФТК. Так как очень быстро развивается эта технология и большое разнообразие теплоизоляционных материалов, облицовочных декоративных материалов, технологий их устройства. Нужную информацию нахожу, работая с электронными образовательными ресурсами. Результат- обучающаяся Тихомирова Валерия поступила в этом году в строительный колледж в г. Вологда обучаться специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Считаю, что моя методическая мастерская, в которой присутствует инновационная технология обучения проектной деятельности, подразумевающая нестандартную форму организации занятий, способствует профессиональному самоопределению. Методическая мастерская помогает в обучении, воспитании и развитии личности инициативной, коммуникабельной, способной самостоятельно добывать знания, принимать решения, нестандартно мыслить, решать возникающие проблемы.
2