Рабочая учебная программа элективного курса
«Моя профессия –мой выбор!»
8 класс
Составитель:
Гадецкая К.А.
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………….
Тематическое планирование …………………………………………
Условия реализации программы……………………………………..
Контроль и оценка результатов освоения программы……………...
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Моя профессия – мой выбор!».
Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой общего образования. Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает обучающихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.
Программа элективного курса «Моя профессия – мой выбор!» призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.Данная программа предназначена для профориентации обучающихся8х классов. Составлена на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии»Резапкиной Г.Н., а так жепрофориентационных материалов, полученных в рамках КПК «Психолого-педагогические условия сопровождения предпрофильной подготовки учащихся в контексте требований ФГОС», дополнена заданиями и материалами из популярных профориентационных источников.
Цели курса:
познакомить обучающихся с миром профессий в условиях современного рынка труда;
помочь обучающимся сформировать представление о своих индивидуально-психологических особенностях;
развивать коммуникативные навыки и навыки самопрезентации;
способствовать личностному развитию обучающихся.
Задачи курса:
показать обучающимся многообразиемира профессий с учетом престижности и востребованности их в обществе и современным рынком труда;
исследовать индивидуально-психологические особенности обучающихся, важные для выбора профиля обучения и профессии в будущем;
сформировать у обучающихся представление об основных психических процессах (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;
определить интересы, склонности и способности обучающихся в области профессиональной деятельности;
сформировать у обучающихся навыки самопрезентации;
развивать у обучающихся коммуникативные навыки
создать условия для формирования успешной личности с адекватной самооценкой в притязаниях, морально-нравственными ценностями;
сформировать у обучающихся целостное восприятие образа себя на основе исследования индивидуально-психологических особенностей.
Обучающиеся в результате освоения программы профориентационного элективного курса должны:
Уметь опираться на свой личный опыт в выборе в рамках предложенной стратегии, анализировать внешние возможности и препятствия, личные сильные и слабые стороны, планировать и ставить цели.
Иметь практический опыт в классификации профессий согласно типологии Климова Е.Н., работе с «Матрицей профессий», в умении правильно строить коммуникацию и выбирать тактику для самопрезентации.
Знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии, личностные склонности, способности, профессиональный тип личности.
В программе курса используются:
лекционные занятия;
практические занятия;
групповая работа, игровая деятельность;
тренинговые занятия;
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени в течение года.
По завершению курса обучающиесяготовят урок-конференцию на тему «Моя профессия – мой выбор!», которая посвящена обобщению полученных знаний себе и о мире профессий.
Тематическое планирование элективного курса
«Моя профессия - мой выбор!»
П/п | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию». | 1 | Тренинговое |
2 | Перспектива успеха. | 1 | Практическое |
3 | Современный рынок труда | 1 | Лекционное |
4 | Мир профессий. Классификация Типов профессий Климова. | 1 | Лекционное Практическое |
5 | Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора | 1 | Лекционное Практическое |
6 | Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление | 1 | Лекционное. Практическое |
7 | Определение типа мышления | 1 | Диагностика |
8 | Темперамент и характер. | 1 | Лекционное Диагностика |
9 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Лекционное Практическое |
10 | Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. | 1 | Практическое |
11 | Ценностные качества профессионала. | 1 | Лекционное |
12 | Чувства и эмоции. Управление эмоциями | 1 | Практика, тест |
13 | Профессиональные интересы и склонности. | 1 | Практика, тест |
14 | Методика «Карта интересов». | 1 | Тест |
15 | Тест Холланда. | 1 | Тест |
16 | Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности | 1 | Лекционное Практическое |
17 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | Лекционное Практическое |
Итого: | 17 часа | |
Ключевые понятия каждой темы занятия:
1 Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».
Цель: вызвать интерес у обучающихся к миру профессий
2 Перспектива успеха
Развитие личности, взросление, права, ответственность, успех
3 Современный рынок труда
Спрос и предложение, экономические отношения, трудовые отношения,
квалификация труда
4 Мир профессий. Классификация типов профессий Климова.
Типы профессий. Устаревшие профессии, новые профессии по Атласу профессий.
ДДО Климова
5 Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального
выбора.
Профессия, профессиональное самоопределение, должность, специальность. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.
6 Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление.
Память, Внимание, Мышление. Их виды
7 Определение типа мышления
Мышление, операции мышления, продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество
8 Темперамент и характер
Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации
9 Самооценка и уровень притязаний.
Самооценка, притязания, формула успеха
10 Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.
Личностные конструкты, нормы морали
11 Ценностные качества профессионала.
Ценность, профессионализм, личность, нормы общества
12 Чувства и эмоции. Управление эмоциями.
Эмоции, чувства, мимика, тест эмоций, агрессия. Тест внутренней свободы
13 Профессиональные интересы и склонности.
Склонности, интересы, потребности, надпрофессиональные навыки и умения
14 Методика «Карта интересов».
15 Тест Холланда.
16 Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности
Способности, пригодность, призвание. Определение технических способностей
17 Способности к интеллектуальным видам деятельности
Тест умственного развития, Аналогии, Классификация, Обобщение,
Закономерности
Условия реализации программы элективного курса
Требования к минимально – техническому обеспечению.
Для реализации программы необходим учебный кабинет.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место учителя;
- учебная доска для записей.
- проектор для просмотра видеофрагментов
-актовый зал для тренингов
Общие требования к реализации учебного процесса.
Курс рассчитан наобучающихся8-х классов, проводится один раз в неделю по одному часу. Всего часов 34, в течение которых проводятся занятия практикоориентированные, тренинговые занятия, психологическое тестирование, письменные работы, а так же двигательные упражнения с тренинговой основой. Индивидуальная консультация предполагается во внеурочное время.
Контроль и оценка освоения программой.
Контроль осуществляется в виде предложения различных практических заданий, взаимодополняющих друг друга, вопросов на понимание темы, понятий, выяснение представлений.
Оценка освоения программы предполагается в виде практической работы: написание мини-сочинения в рамках подготовки к конференции на тему «Моя профессия – мой выбор!». Как критерии освоения программы используются: сопоставление результатов диагностики своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии или профессионального направления; планирование получения образования с учетом требований рынка труда; альтернативные варианты получения образования.
По итогам курса для обучающихся и их родителей подготавливается информация об индивидуально-психологических особенностях и рекомендациях по выбору профессионального направления.
Список использованных источников и литературы:
Баева М.Н. «Планирование жизненного пути и карьеры: сценарий семинара-тренинга».
Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф.Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с.
Даниличева Н.А., Балакирева Л. А. Психология профессионального успеха С-Пб,ООО«СЛП» -144 с.
Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов/ НИ Калугин, АД. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М: Просвещение, 1983. - 191 с.
Пряжников НС. «Профессиональное и личностное самоопределение» Москва-Воронеж, 1996 г.
Пряжников НС. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -64с.
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост.Е.Д.Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 167с.
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. -400 с: ил.
Резапкина Г.Н. «Выбор профессии» // «Школьный психолог» №13, 2006
Савенков С.В. «Профориентация в школе: тренинги», 2008
Семочкина Е.Н «Профессиональное самоопределение» (9-11 классы)
Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. «Азбука профориентации». С-Пб., 1995 г.
Филлимонова О. Модификация карты интересов //«Школьный психолог»№ 2,2007
Шеховцова Л.Ф., Тютюник Е.И. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта Психограммы 269 профессий. Методическое пособие С-Пб, 1997
http://metodkabi.net.ru/Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
9