СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моя семья. Моя родословная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«"Моя семья. Моя родословная"»

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Ростовская область слобода Родионово - Несветайская











Конспект воспитательного занятия

Тема: "Моя семья. Моя родословная"









Разработал педагог

дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна







2025 год.



Цели:

  • Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.

  • Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.

  • Учить составлять первую ступень родословного древа.

  • Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.

  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи: - познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся

Материал: генеалогическое дерево семьи, альбомы с семейными фотографиями, рисунки на тему «Моя семья», песня «Что такое счастье».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему «Моя семья», составление родословного дерева.

Ход урока:

1.Психологический настрой.

-Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбки. Прислонитесь друг другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг другу? (Тепло).

2.Сообщение темы урока. Постановка задачи. Формулировка целей.

-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем- то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот тему сегодняшнего урока узнаете, разгадав ребус (на листе зашифровано слово «семья» -7я.) 

- Вы догадались, о чём мы поведём разговор? Правильно, о семье.

И не случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7я. Раньше на Руси говорили: семья - это 7я, то есть в семье семь человек, живущих в одном доме. Слайд №2)

По словарю Ожегова семья- это группа живущих вместе близких родственников. (Слайд №3)

Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (слайд 4) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. (Слайд 5)Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

-Символом семьи является ромашка, а символом любви и верности- лебедь. Пусть они каждому из вас, каждой семье принесут мир, счастье, любовь и согласие. (Слайд №6, 7)

--Ребята, расскажите, что означает для вас слово семья? (дети читают стихи)

1. Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,)

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Семья – это много домашней работы.

Но счастливо жить одному невозможно!

2. Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули.

Папа, мамочка и я

Это вся моя семья.

3.Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

4.Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,

Полно надежд и добра.

5.Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.

Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.

6.Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-

Вместе дружная семья!

7.Семья – это слово родное!

Сколько в нём света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными,

За все их заслуги, за все их дела!

3. «Тайна имени»

-Семья – это действительно самое важное в жизни человека. С первых секунд рождения маленький человечек уже находится в семье. В семье рождается малыш.

В семье- новый человек, он приносит много радости, счастье своим близким, и вместе с тем волнение и тревогу за себя . Первое, что дают ему близкие- это его имя. (Слайд №8)

-Нам родители дали не зря имена,

Чтобы крепла, росла, умножалась семья.

Чтобы в доме звучал детский радостный смех,

Чтобы знали и помнили старших мы всех.

-Имя сопровождает человека на протяжении всей жизни, значение имени играет немаловажную роль. Еще с древних времен замечено мудрецами сильная взаимосвязь созвучности имени и влияние его на судьбу человека. Узнав тайну имени, человек становится свободным, он учится познавать себя и окружающих его людей. Давайте попробуем раскрыть тайну ваших имён.

(Выступления детей о значении своих имен )

- Да, ребята, у вас очень красивые имена и родители не ошиблись с выбором имени. А что такое отчество? Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

4. «Моя фамилия»

-Ребята, в семье у каждого члена семьи свое имя, а что общее есть у каждого члена семьи? (ответы детей- фамилия). (Слайд №9)

В минуту рождения каждый- фамилию свою от родителей получает. Фамилии— интереснейшая часть нашего языка и культуры. История их возникновения имеет протяжённость в несколько столетий, в фамилиях отразились реалии, как многовековой давности, так и начала XX века.

(Один из детей читает стихотворение)

Семья – это гордое слово

С ним каждый с детства знаком.

Семья  – это наши фамилии

И гордость, что в ней мы живём.

-Ребята, расскажите, как появились ваши фамилии.

(О происхождении своих фамилий рассказывают несколько детей)

-Да, действительно, большинство наших фамилии произошли от имен наших предков, дедушек или прадедушек по мужской линии.

-Ребята, достойно несите свою фамилию, чтобы передать ее внукам и правнукам и тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я- представитель большого семейного рода! Я- представитель самой благородной фамилии!»

5.»Моя родословная».

-Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? -С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». (Слайд 10).

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 11). Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Рассмотрите их. Это деревья, где листочки – это ваши бабушки, дедушки, мама, папа, и конечно же, самые главные листочки в вашей семье – это вы, дети(Слайд 12).. Посмотрите, какие красивые, разные, яркие деревья у вас получились, у каждого своё – особенное.. Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнать о своих предках, о своих корнях, составлять свою родословную. Эта традиция возвращается в семьи. Вместе с родителями вы тоже составили свое родословное дерево, узнали свои корни.

Каждый из вас может гордиться своим генеалогическим древом!.

- Итак, ребята, что такое родословная? (несколько поколений одного рода)

Выступления детей, показ презентации «Моя родословная» в презентации

– Вы очень многое можете рассказать о своей семье. Но чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой, как должны относиться друг к другу члены семьи, каких качеств нужно придерживаться? Наверное, есть какие - то секреты? Давайте мы их раскроем вместе с вами! У нас на доске карточки – схема отношений, которые должны быть в семье. Карточки отношений мы уже придумали вместе с вами .Каждое нужно вспомнить и назвать:

1. Понимание

2. Любовь

3. Уважение

4. Доверие

5. Доброта

6. Забота

7. Помощь

8. Дружба

ВЫВОД: Для того, чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой, нужно стремиться к таким отношениям, как понимание, дружба, забота, любовь, уважение, доброта, доверие.

Слайд 13- Детям предлагается выбрать слова, характеризующие их семью и объяснить, почему они так считают: "Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья»

6. Игра «Кто кому кто?»

- Так скажите, кого называют родственниками? (Ответы детей: бабушек, дедушек, маму, папу, сестру, брата).

- Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что же означает слово «род»? (Ответы детей). Род - все родственники, которые имеют общего предка.

- Род - одна большая семья. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Давайте поиграем с вами в игру «Кто кому кто?»

–ты кто для мамы? (дочь), кто называет тебя сыном? (папа), ты кто для бабушки? (внучка), у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка), у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя), у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

7. «В пословицах- душа народа». (Слайд №20)

-В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Каждый стремится помочь другому. Такой семье не страшны никакие неприятности. О таких семьях народ сложил пословицы.

В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

  • Согласную семью и горе не берёт.

  • Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

  • Когда нет семьи, так и дома нет.

  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.

  • Семья без детей, что цветок без запаха.

  • Семейный горшок всегда кипит.

  • В семье и каша гуще.

  • Не будет добра, коли в семье вражда.

  • В хорошей семье хорошие дети растут.

  • В своем доме и стены помогают.

  • В семье любовь да совет, там и горя нет

  • Не нужен и клад, коли в семье лад.

  • В родной семье и каша гуще.

  • Добрая семья прибавит разума-ума.

  • Не нужен и клад, коли в семье лад.

  • Согласная семья - самая счастливая.

  • Мой дом - моя крепость;

  • Дома и стены помогают;

  • Семья в куче - не страшна туча;

  • Семья ладом полна;

  • Лучше мамы друга не сыщешь;

  • Золото, серебро не стареют, отец, мать - цены не имеют.

8. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

9. Семейные реликвии.

-Во многих семьях есть вещи, к которым относятся бережно многие годы, долго хранят их и передают  из поколения в поколение.  Это семейные реликвии. (Слайд №22)

Реликвии хранят, окружают их вниманием и почетом. В каждом доме есть фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты.

-Ребята, я знаю, что и ваших семьях есть вещи, к которым ваши родители, ваши предки относятся бережно, хранят их  и передают  из поколения в поколение. Такое трепетное отношение к ним говорит об уважении, о чувстве гордости за прошлое поколение.

На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях. (Приложение № 2)

-Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Пусть через много лет и ваши дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

9.Итог занятия.

-Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья! Семья– это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

10.Рефлексия.

-Ребята, подошло к концу наше занятие, перед вами лежат лепестки ромашек, если вам наше занятие понравилось- розовые, синие- не понравился, прикрепите их к доске пожалуйста.

Я вижу, занятие вам понравилось, и мне было приятно с вами работать, спасибо всем за хорошую работу. Давайте, ребята, вместе с гостями в память о наших родителях, споем песню «Родительский дом».

-Я вам желаю всем, чтобы в ваших семьях никогда не погас очаг любви, тепла и счастья!