СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моё Отечество- Донбасс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжить формирование патриотических чувств по отношению к Донбассу; формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Просмотр содержимого документа
«Моё Отечество- Донбасс»

Урок гражданственности Донбасса

Тема: Моё Отечество- Донбасс.

Цели: продолжить формирование патриотических чувств по отношению к Донбассу; формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Задачи:
- раскрыть значение понятия «Отечество», «гражданин»,«патриот»;
- развивать стремление быть патриотом своей страны;
- воспитывать чувство гордости за свою Республику, ее народ и историю;

- углубить знание про эссе как жанр публицистического стиля, формировать умение писать эссе на заданную тему.

Оборудование: презентация к уроку, медиапроектор,

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в понятиях, которые не новы для нас, но задумываемся ли мы, что же на самом деле они означают? Итак, сегодня мы должны с вами ответить на вопросы (прикрепляются на доску таблички со словами):

- Что же такое ОТЕЧЕСТВО?

-Кто такие граждане?

-Можно ли поставить знак «равно» между понятиями «ГРАЖДАНИН» и «ПАТРИОТ»?

- А чего вы ждете от этого урока? ( ответы детей)

  1. Мотивационный блок.

Начать наш урок я хотела бы с отрывка известной библейской притчи- «Притчи о блудном сыне». ( видеоролик)

- Куда же стремился герой этой притчи? (в отчий дом, к отцу).

- Кем готов был быть блудный сын? (рабом отцу)

- Что же толкало героя притчи на этот шаг? Не лучше ли было остаться на чужбине, чем быть рабом в отчем доме?

- А что для вас значит родной дом? (дом, где нас всегда встретят и помогут, где живут родные люди, мать и отец)

-А от слова «отец» происходит слово «Отечество».

III. Изучение нового материала.

1.Работа с понятиями.

В научной литературе нет четкого, однозначного определения понятия «Отечество». В электронной энциклопедии «Википедия» отмечается, что понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова понятие отечество определяет как «страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит».

По В. И. Далю, «Отечество» — «родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле».

А что такое Отечество для вас? Давайте попробуем сформулировать свое понятие:




ОТЕЧЕСТВО

родная земля



страна, где родился человек



страна, к гражданам которой он принадлежит





страна предков (отцов)



Итак, Отечество-это наша Родина.

Наполеон Бонапарт говорил: «Любовь к родине — первое достоинство цивилизован­ного человека».

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило (народная мудрость).

(Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса )

-Для каждого человека Родина-это что-то свое. Для кого-то Родина – это дом, где ты вырос, для кого-то – тропинка возле него, для кого-то вкус любимых яблок, что растут в саду. С чего для вас начинается Родина?

(ответы учащихся)

- Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане своей Родины.

Я – гражданин!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина –Донецкая республика!


Русь, ДНР, Донбасс… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, с нашей Родиной. А значит мы – граждане Донецкой Народной Республики! А что же это значит?

( дети выдвигают гипотезы)

лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.



ГРАЖДАНИН









- Какие же главные слова нам важно запомнить ( ответы детей).

2. Работа в группах.

1 группа. Подумайте и запишите, какие права у нас есть, как у граждан своей страны?

2 группа. Подумайте и запишите, какие обязанности у нас есть, как у граждан своей страны?


  1. Презентация результатов работы групп. Обсуждение.

  2. Упражнение «Займи позицию».

Перед вами высказывание: «Каждый человек – гражданин своей страны, это значит, что каждый – патриот»

Подтвердите или опровергните это высказывание. Свою точку зрения аргументируйте.( учащиеся расходятся в разные стороны класса к табличкам, которые отображают их мнение


  1. Презентация результатов работы. (Учитель подводит детей к мнению, что не можно быть гражданином, но не обязательно каждый является патриотом)


Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы учащихся)

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях


  1. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

  2. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

  1. Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова
Что общего вы увидели в этих определениях?

- Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.

Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

- Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.


- Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества., составить «портрет» патриота.

6. Работа в парах. Составление Портрета патриота

Вам нужно на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помагает_________________________________________________________

- Расскажите, что у вас получилось….
- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает…. (ответы учащихся)

- Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

- Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.

  • Любит свою родину

  • Знает историю своей страны

  • Гордится своей Родиной

  • Знает свой родной язык

  • Разрушает культурное наследие страны

  • Знает государственную символику

  • Нарушает правила общественного порядка

  • Гордится своими предками

  • Готов стать на защиту Отечества

  • Равнодушен к гибели природы родного края

  • Украшает родину своим трудом

  • Активная гражданская позиция

Сегодня в нашей молодой Республике каждый день совершают подвиги. И это не только взрослые люди, но и дети.

Четырнадцать юных жителей ДНР, совершивших героические поступки, при спасении родных и близких, которые не побоялись отстаивать правду родной земли, награждены Медалями «За мужество в спасении» и Почетными грамотами. Это дети, которые вытаскивали родных из пожаров, из-под завалов. Героем можно стать в любом возрасте. И при любых обстоятельствах.

Это и есть настоящие патриоты своей страны. Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.

  1. Работа над эссе к ст-ю

Я – гражданин!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Донецкая республика!

Написание эссе о прочитанном стихотворении.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

1.Наличие заголовка.

2.Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста.

3.Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

4.Свободная композиция - важная особенность эссе.

5.Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем. Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон .

6.Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это его обязательное качество.

7.Внутреннее смысловое единство.

8.Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя).

ІV. Итог урока

Фронтальная беседа по содержанию – понимание ответственности каждого за судьбу своей Родины.

V.Домашнее задание - окончить работу над эссе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!