Урок гражданственности Донбасса
Тема: Моё Отечество- Донбасс.
Цели: продолжить формирование патриотических чувств по отношению к Донбассу; формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;
Задачи:
- раскрыть значение понятия «Отечество», «гражданин»,«патриот»;
- развивать стремление быть патриотом своей страны;
- воспитывать чувство гордости за свою Республику, ее народ и историю;
- углубить знание про эссе как жанр публицистического стиля, формировать умение писать эссе на заданную тему.
Оборудование: презентация к уроку, медиапроектор,
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в понятиях, которые не новы для нас, но задумываемся ли мы, что же на самом деле они означают? Итак, сегодня мы должны с вами ответить на вопросы (прикрепляются на доску таблички со словами):
- Что же такое ОТЕЧЕСТВО?
-Кто такие граждане?
-Можно ли поставить знак «равно» между понятиями «ГРАЖДАНИН» и «ПАТРИОТ»?
- А чего вы ждете от этого урока? ( ответы детей)
Мотивационный блок.
Начать наш урок я хотела бы с отрывка известной библейской притчи- «Притчи о блудном сыне». ( видеоролик)
- Куда же стремился герой этой притчи? (в отчий дом, к отцу).
- Кем готов был быть блудный сын? (рабом отцу)
- Что же толкало героя притчи на этот шаг? Не лучше ли было остаться на чужбине, чем быть рабом в отчем доме?
- А что для вас значит родной дом? (дом, где нас всегда встретят и помогут, где живут родные люди, мать и отец)
-А от слова «отец» происходит слово «Отечество».
III. Изучение нового материала.
1.Работа с понятиями.
В научной литературе нет четкого, однозначного определения понятия «Отечество». В электронной энциклопедии «Википедия» отмечается, что понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова понятие отечество определяет как «страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит».
По В. И. Далю, «Отечество» — «родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле».
А что такое Отечество для вас? Давайте попробуем сформулировать свое понятие:
ОТЕЧЕСТВО
родная земля
страна, где родился человек
страна, к гражданам которой он принадлежит
страна предков (отцов)
Итак, Отечество-это наша Родина.
Наполеон Бонапарт говорил: «Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека».
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило (народная мудрость).
(Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса )
-Для каждого человека Родина-это что-то свое. Для кого-то Родина – это дом, где ты вырос, для кого-то – тропинка возле него, для кого-то вкус любимых яблок, что растут в саду. С чего для вас начинается Родина?
(ответы учащихся)
- Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане своей Родины.
Я – гражданин!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина –Донецкая республика!
Русь, ДНР, Донбасс… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, с нашей Родиной. А значит мы – граждане Донецкой Народной Республики! А что же это значит?
( дети выдвигают гипотезы)
лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
ГРАЖДАНИН
- Какие же главные слова нам важно запомнить ( ответы детей).
2. Работа в группах.
1 группа. Подумайте и запишите, какие права у нас есть, как у граждан своей страны?
2 группа. Подумайте и запишите, какие обязанности у нас есть, как у граждан своей страны?
Презентация результатов работы групп. Обсуждение.
Упражнение «Займи позицию».
Перед вами высказывание: «Каждый человек – гражданин своей страны, это значит, что каждый – патриот»
Подтвердите или опровергните это высказывание. Свою точку зрения аргументируйте.( учащиеся расходятся в разные стороны класса к табличкам, которые отображают их мнение
Презентация результатов работы. (Учитель подводит детей к мнению, что не можно быть гражданином, но не обязательно каждый является патриотом)
Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?
(ответы учащихся)
Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.
Словарь С.И.Ожегова
Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Словарь Д.Н. Ушакова
Что общего вы увидели в этих определениях?
- Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.
Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.
В.Г. Белинский
Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.
Теодор Рузвельт
- Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.
- Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества., составить «портрет» патриота.
6. Работа в парах. Составление Портрета патриота
Вам нужно на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помагает_________________________________________________________
- Расскажите, что у вас получилось….
- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает…. (ответы учащихся)
- Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
- Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.
Любит свою родину
Знает историю своей страны
Гордится своей Родиной
Знает свой родной язык
Разрушает культурное наследие страны
Знает государственную символику
Нарушает правила общественного порядка
Гордится своими предками
Готов стать на защиту Отечества
Равнодушен к гибели природы родного края
Украшает родину своим трудом
Активная гражданская позиция
Сегодня в нашей молодой Республике каждый день совершают подвиги. И это не только взрослые люди, но и дети.
Четырнадцать юных жителей ДНР, совершивших героические поступки, при спасении родных и близких, которые не побоялись отстаивать правду родной земли, награждены Медалями «За мужество в спасении» и Почетными грамотами. Это дети, которые вытаскивали родных из пожаров, из-под завалов. Героем можно стать в любом возрасте. И при любых обстоятельствах.
Это и есть настоящие патриоты своей страны. Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.
Работа над эссе к ст-ю
Я – гражданин!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Донецкая республика!
Написание эссе о прочитанном стихотворении.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
1.Наличие заголовка.
2.Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста.
3.Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
4.Свободная композиция - важная особенность эссе.
5.Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем. Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон .
6.Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это его обязательное качество.
7.Внутреннее смысловое единство.
8.Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя).
ІV. Итог урока
Фронтальная беседа по содержанию – понимание ответственности каждого за судьбу своей Родины.
V.Домашнее задание - окончить работу над эссе.