Зуева Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 им. К.С. Заслонова
Псковская область, г. Невель
Эссе «Я – учитель!»
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -
он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей
и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли
свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон
пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И
только четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду
знаний и дай им учителя»
1 сентября 1992 год… Мой первый урок во втором классе моей родной школы. Еще совсем недавно я сама была здесь ученицей и, сидя в классе, ждала появления учителя. А сейчас за этой дверью с огромным нетерпением двадцать любопытных девчонок и мальчишек ждут меня. Они даже не догадываются, какие чувства так сильно будоражат меня в этот миг. Еще один шаг и я останусь один на один с целой дюжиной пытливых умов. Смогу ли я найти к ним тот самый заветный ключик? Сумею ли увлечь за собой в мир познания нового и интересного? Один шаг… скрип старой двери… и…
- Здравствуйте, ребята! Мы отправляемся в путь на поиски удивительного и неповторимого, в огромный мир знаний! Не бойтесь, я вам помогу!!!
Шаг за эту дверь – это моя первая маленькая победа, которая стала для меня той самой путевкой в дальнейшую профессиональную жизнь. На протяжение вот уже 27 лет педагогической жизни я всегда помню слова моей первой учительницы Анны Владимировны Киселёвой, которыми она встретила меня в стенах родной школы: «Дерзай, твори, придумывай! У тебя всё получится! Ты всегда отличалась неудержимой фантазией!»
Учитель… Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго, правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.
Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы Сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!
Время не стоит на месте, всё вокруг меняется с бешеной скоростью. А значит, уже нельзя работать так, как 20, 10 лет назад. Даже год назад многое было другим. Очень люблю слова американского философа Джона Дьюи: "Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, мы украдём у них завтра" По-моему, всё предельно ясно! Ведь только в постоянном труде над собой, в постоянном стремлении к новому, в умении шагать в ногу со временем можно чего-то добиться в жизни.
Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. А как иначе? Меняются лица, сидящие передо мной в классе, меняется время, меняемся мы, в конце концов. Каким должен быть современный настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя?
В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он обязательно просолится. Как же создать такой рассол?
Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А мне, педагогу, необходимо знать, что я построю в умах и сердцах своих учеников!
Я поняла, что не надо бояться казаться смешным, не надо бояться признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!
Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял Лев Николаевич Толстой.
Учитель - своеобразная мозаика… Да, именно мозаика! Ее можно просто рассыпать и не собирать – такой учитель уйдет из школы. Можно собрать и не трогать больше – такой учитель, как правило, становится «урокодателем». Не всегда плохим, но уж точно «не горящим» на рабочем месте. А можно совершать множество маленьких чудес: перекладывая, создавать новые картинки! И вот уже перед нами – Исследователь, Творец!.. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни. У таких педагогов меняется мировоззрение, творческими становятся подходы к преподаванию: ведь отныне они должны обучать и воспитывать мыслящих, способных самостоятельно добывать знания учеников.
Современные стандарты трактуют основную задачу учителя – научить ребенка учиться. Именно НАУЧИТЬ! добывать знания, а не преподнести готовую информацию для усвоения. То есть, учитель должен сотрудничать с учеником, сопровождать его в мир знаний, стать его соратником. Так ли это в новинку? Ведь ещё в начале 19 века великие вожди североамериканских индейцев жили по принципу: «Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем единым целым!» По-моему, этот принцип как нельзя точно определяет основную задачу учителя на современном этапе.
Я не приемлю определения «Мой урок. На моем уроке». Урок – это
результат совместного творчества учителя и учеников. Наш урок! Урок, где
интересно всем. Учитель не тот, кто стоит над учениками, а тот, кто вместе
с ними. Когда-то мой преподаватель педагогики Валентина Семеновна Миллер сказала: «Ученики не прощают одного - фальши». Урок - это содружество учителя и учеников. Я дорожу доверием детей, ведь любая фальшь может глубоко ранить, разочаровать, она никогда не пройдет незамеченной.
Новое время требует новых знаний. Учитель должен совершенствоваться, изучать инновационные технологии, чтобы идти в ногу со временем. Современный урок не обходится без компьютерных технологий. Но как сказал Феликс Кривин в одной из лингвистических сказок, «чтобы ПРИдать чему-то новый смысл, необязательно ПРЕдать старый». Личность учителя всегда будет на первом месте, его умение владеть словом, умение увлечь за собой в мир прекрасного, умение быть профессионалом. Умение не только дать определённую сумму знаний, но, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Школа – особое государство, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Мне все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, мне просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Мне надо торопиться, спешить…
В школе уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Если перестал зажигать – уходи! В этом государстве ты уже никому не нужен! Ведь это – особое государство! Это – школа!
Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников.
Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики тоже испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра.
Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети. Каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот. Рядом со мной моя семья, которая всегда поддержит и поймет! А это совсем не мало в наше непростое время!».
Ну и, конечно, в сердце современного учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение.
Любить всех?! Аксиома?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно!
Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.
Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!»
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь. Мой труд приносит радость мне и детям вокруг меня! Я счастлива от того, что я работаю с детьми!
Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля.
Кто я?
Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!
Наталья Чернова
(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)