Учитель: Вы не поверите, но вопросами внутреннего «устройства» тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит, держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части? А вы как думаете? «Развитие атомного представления о строении вещества» Слайд 6 О строении вещества помогают судить некоторые явления и опыты. И сегодня мы с вами проведём опыты, которые нам помогут узнать о строении вещества. Опыт 1. Учитель: У меня в руках кусочек мела. Как разделить его на части? Учитель: А на сколько частей его можно разделить? Попросить ученика одного провести пальцем по кусочку мела Учитель: Что мы наблюдаем? Что остаётся на руках? Учитель: Из чего же состоит кусок мела? Ученик: Из частиц мела. Опыт 2. (стакан с водой) Учитель: Возьмём стакан. Какое вещество в стакане? Учитель: Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как? Учитель: А эти порции ещё на более мелкие? Учитель: И эта маленькая порция из чего будет состоять? Учитель: Какой вывод можно сделать из этих опытов? Учитель: Запишите в тетрадь этот вывод: 1. Вещество состоит из частиц. Слайд 7 Учитель: Все знают, что при помощи внешней силы, можно изменить объём тела. Проведем Опыт 3. Возьмём воздушный шарик. Надавим на него. Учитель: Что изменилось? Учитель: Какое вещество находится внутри шарика? Учитель: Из чего оно состоит? Учитель: Изменилось ли их число? Учитель: А сами частицы могли уменьшиться в размере? Учитель: Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике? Учитель: Ребята, заполните пропуски в предложении используя слова «увеличиваются» или «уменьшаются»: Если тело сжимают, то промежутки между частицами … (уменьшаются), а если, например, растягивают кусок резины, то промежутки между частицами…(увеличиваются). Опыт 4. Учитель: Наливаем в цилиндр 100 мл воды подкрашенной. Что произойдёт с уровнем жидкости если мы будем добавлять сахар рафинад. Учитель: Возьмем полстакана гороха и полстакана манной крупы. Смешаем две крупы вместе. Предположите какой будет результат. Учитель: Какой вывод можно сделать из этих опытов? Запишите в тетрадь этот вывод 2. Между частицами есть промежутки. Опыт 5. Учитель: Проведём опыт: У нас есть металлический шарик и металлическое кольцо. Легко ли проходит шарик сквозь металлическое кольцо? Учитель: Подержим шарик в пламени спиртовки? Проходит ли теперь шарик сквозь кольцо? . Учитель: Как вы думаете почему? Учитель: Охладим шарик. Проходит через кольцо? Учитель: Что же произошло при охлаждении шарика? Задание: Откройте учебник на странице 22. Рассмотрите рисунок 19. Расскажите об опыте на этом рисунке. Учитель: На этом основан принцип действия обычного термометра для измерения температуры. В трубке термометра спирт. Опустим его в горячую воду. Опыт 6. Учитель: Если опустим термометр в горячую воду, что произойдёт через некоторое время? Учитель: А если опустим его в холодную воду? Учитель: Какой вывод можно сделать из этих опытов? Запишите в тетрадь этот вывод. 3. Чем выше температура, тем больше расстояние между частицами и наоборот. Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, парты. Теперь вы знаете, что все они состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Посмотрите на эти предметы. Разве вы видите промежутки? Почему же эти тела кажутся нам сплошными, или они на самом деле являются таковыми? Учитель: Докажем это. Проведём следующий опыт. Опыт 7. Учитель: Растворим маленькую крупинку краски в воде, налитой в пробирку. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Что будем наблюдать? (Раствор окрашен слабее). Учитель: Повторим предыдущее действие. -Что будем наблюдать? (Раствор окрашен ещё слабее). Учитель: С каждым разом мы убеждаемся в том, что раствор окрашен всё более слабее. Рассмотрим последний раствор. сохранилось ли основное свойство вещества – цвет? Учитель: Можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане? Учитель: Сделайте вывод о размерах частиц и их количестве. Запишите в тетрадь этот вывод 4. Частицы очень маленькие. Их очень много. Учитель: А теперь перед нами стоит проблема: -Сможем ли мы делить краску до бесконечности? Т.е. при любом сколь угодно большом количестве пробирок краска будет обнаружена в последней из них? ........... Ответ на этот вопрос дал древнегреческий учёный, философ Демокрит из Абдер, живший в 5 веке до нашей эры. Он утверждал, что все тела в мире состоят из молекул. Молекула – мельчайшая частица вещества. Запишите в тетрадях. 5. Молекула – мельчайшая частица данного вещества. Учитель: Самая малая частица воды – молекула воды. Самая малая частица сахара – молекула сахара. Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекула сахара везде одна и та же: и в сахарнице, и в варенье, и в сладком чае. Молекулы обладают определёнными свойствами. Молекула сахара - сладкая. Молекула соли – солёная. Вывод: 6. Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Запишите в тетрадях. Учитель: Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом? Учитель: Молекулы хоть и очень маленькие частицы, но они делимы. Молекулы состоят из атомов. Запишите в тетрадях: Молекулы состоят из атомов. Учитель: Каковы же размеры молекул? Молекулы очень малы. Давай попробуем представить их размеры. Слайд 8 Учитель: Перед нами опять возникает проблема: Мы не видим атомов. Тела нам представляются сплошными. Как же доказали их существование? . Учитель: Атомы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы! Так выглядят электронные микроскопы. Так выглядят атомы под микроскопом. Слайд 9 Современные электронно-голографические микроскопы дают увеличение в 70 миллионов раз. Слайд 10 Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами. Слайд 11 Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами). Например, О2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода. Н2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода. Н2О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода. На рисунке 22 стр. 25 учебника даны условные изображения молекул водорода, кислорода и воды. Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют ещё более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже. |