СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение трёх стихотворений поэта: "Молитва" (1829), "Молитва" (1837), "Молитва" (1839). Становление поэтической души Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«"Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова"»

«Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова»

Цели: - дать учащимся понятие о молитве как речевом жанре;

- показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве М.Ю. Лермонтова;

- формировать интеллектуально – образное и эмоциональное восприятие поэтического произведения.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: метод творческого чтения, эвристический, исследовательский.

Приёмы: беседа, выразительное чтение, составление таблицы, сообщения учащихся, прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении мастера слова Макса Фривинга, просмотр видеофрагмента из фильма Н. Бурляева «Лермонтов»(1986).

Оборудование: учебник литературы под ред. Чалмаева В.А., Зинина С.А., презентация.

План: Организационный момент (2 мин.)

Знакомство с жанром молитвы (10 мин.)

Изучение нового материала:

Молитва как жанр в лирике Лермонтова (10 мин.)

А) «Молитва» 1829г. (5мин.)

Б) «Молитва» 1837г. (10мин)

В) «Молитва» 1839г. (5мин.)

Итог урока (2 мин.)

Домашнее задание (1мин.)



Ход урока

Каждый человек, в определенный момент своей жизни, может обратиться с просьбой или к с мольбой к Богу. Само слово мольба, созвучно с каким словом? (слайд 1)

-Со словом молитва.

Давайте обобщим и скажем, что же такое молитва?

- Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.

Молитва (слайд 2): - 1. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. // устар. Мольба, горячая просьба о чем-л. 
2. Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым. 

- Кто создавал молитвы?

- Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.

- Это так, но каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова - но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати.  Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы.

- В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она  отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв и укажите сходство и различие между молитвой  поэтической и молитвой канонической.

Сообщение учащегося.

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

Российский лингвист, доктор филологических наук Мишланов Валерий Александрович в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов».

В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.

Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.

Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.

Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто  замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую  молитву.

Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы.

Примерные записи в тетрадях:

а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.

(слайд 3)

б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической (слайд 4):

Сходство

Различие

Содержание

Средства художественной выразительности

Адресация


Состояние мольбы


Некоторые поэтические  приемы


Деление на жанры




 Слово учителя.

- Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Очевидно, речь пойдет о стихотворениях М.Ю. Лермонтова, написанных в жанре молитвы.

- Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова» (слайд 5)

Цель нашего урока показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве Лермонтова.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…».


Как вы понимаете данный эпиграф?

- Это значит, что М.Ю. Лермонтов искал что-то волшебное, необычное.


Лекция учителя с элементами беседы.

Обычно  стихотворения, созданные в жанре молитвы, принадлежат перу глубоко верующих поэтов. Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

Вера в Бога Лермонтова укреплялась еще в детские годы под воспитание бабушки.

Из детства Лермонтов вынес три «спасительных средства», которые становились защитой от рано и часто возникающих в душе его сомнений, три спасительных средства от «безбожия». Первое – от отца – философия, христианская философия, зарождающаяся как раз в лермонтовское время. Второе – от матери – любовь, оберегающая, хранящая душу от преступлений, спасительная, Любовь – Вечная Женственность. Третье – благоговейное, молитвенное отношение к Божьему творению – Вселенной.

Лермонтов слыл безбожником. «Лермонтов не был никогда религиозным человеком», - утверждали многие современники. Но существует рассказ о том, что Лермонтова, злого отрицателя, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Может быть, правда о нем - то, что увидел заставший его в церкви товарищ, а не то, что видели его критики, друзья и враги? Молитва Лермонтова тайна, сокровенна.

Даниил Андреев писал: « В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний... светлая, задушевная, теплая вера...»

Известно, что Лермонтов участвовал в нескольких паломничествах: в 1830 г. – в Троице-Сергиеву Лавру и в Воскресенск к Ново-Иерусалимскому монастырю, где посетил пустынь.
После смерти Лермонтова в описи его имущества перечислены: «1) образ маленький св. архистратига Михаила в серебряной вызолоченной ризе – I (слайд 6); 2) образ небольшой св. Иоанна Воина в такой же ризе – 1 (слайд 7); 3) образ побольше св. Николая Чудотворца в серебряной ризе с вызолоченным венцом – 1 (слайд 8); 4) образ маленький – 1; 5) крест маленький серебряный, вызолоченный, с мощами (слайд 9). Эта опись о многом свидетельствует. И, прежде всего, о том, что обрядовая сторона православной веры: святые образа – хранители и крест – неизменно чтилась поэтом на протяжении всей его беспокойной жизни – «И жизнь всечасно кочевая, Труды, заботы ночь и днем». Михаил Матвеевич Никитин комментировал: «Где образа, там есть и молитва. Лермонтов глубоко чувствовал отраду молитвы», а Леонид Петрович Семенов(литературовед) подытоживал: «Икона, озаренная лучом лампады, навевала мир и отраду в его мятежную, скорбную душу».

Его обращение к Богу- отрицание внешнего.

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Владимир Соловьев (русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик.). Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал (слайд 10):

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

В Лермонтове, несмотря на чувство «безочарования», как назвал преимущественное состояние его духа один из критиков, и на то, что временами он не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, все-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах. Жизнь временами казалась Лермонтову полной, бьющей через край, обещающей счастье. О таких минутах поэт писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»(1837):

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Особое место в творчестве Лермонтова занимают произведения, написанные в жанре молитвы. Библейская тема у Лермонтова принимает несколько форм (слайд 11).

Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и настроений в многообразии и их интимно-психических оттенков.
Во-вторых, форму поэтического воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием.
В-третьих, форму художественного истолкования лиц и сюжетов из Библии.

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет реализовываться им и станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».

Его первая «Молитва» написана в 1829 году. Обратимся к ней (слайд 12).

(Прослушивание аудиозаписи в исполнении Макса Фривинга)

«Молитва»
(Не обвиняй меня, всесильный)

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь. 

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Стихотворение написано, как мы уже сказали, в 1829 годы. Сколько Лермонтову на этот момент лет?

- Поэту 15 лет.

Лермонтову 15 лет, но он уже многое испытал. Что мы можем сказать о первой части стихотворения, о чем говорит юный поэт?

- Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. Он ощущает свою вину в неповиновении Божьим заветам, в нарушении Его заповедей, в порыве страстного желания выговориться и облегчить свою мятежную непризнанную душу сразу раскрывает все свои карты, стараясь ничего не скрывать:

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю.

С чего начинается вторая часть?
Вторая часть молитвы начинается с союза «но».

Верно, то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Последние две завершающие строки:

Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Завершение - обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Таким образом, поэт еще не готов отказаться от того мира, в котором он находится сейчас. Для него жизнь – это поток страстей, это борьба и мятеж, это бесконечные «дикие волненья», наполняющие его душу. (Слайд 13)

Теперь обратимся к стихотворению «Молитва» 1837 года - это уже иной уровень поэтической души Лермонтова.




Слово учителя:

История создания стихотворения.

Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадежность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной. (Слайд 14)

Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.

Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. “Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка”. Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта. Варвара Александровна Лопухина (1814-1851) в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника. Который был значительно старше ее. Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: “В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “Вот новость -прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.

В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки – Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное “Молитва странника”. Странник- это сам поэт, а молит он о “деве невинной”, душе достойной”.


Слово учителя:

Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, “Герой нашего времени”, где он зашифровал портретное сходство при описании Веры – убрал упоминание о родинке под бровью и написал “на щеке”.)




Выразительное чтение стихотворения учеником наизусть.

Молитва

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

-К кому обращается автор в стихотворении?

-Автор обращается к Богородице

- Лермонтов обращается уже не к Христу, как это обычно было принято, а к Богородице, к Божьей Матери, которая является заступником всего человечества перед лицом Её Сына.

А о ком же молится герой?

- Он молится о своей возлюбленной.

-А почему лирический герой молится именно о «деве невинной», а не о себе.

- Он страшится просить за себя, но всю свою любовь, всю свою веру он вкладывает в образ единственной Прекрасной Дамы, за которую и молит Божию Матерь. Свою персону он даже не осмеливается поставить в один ряд с «девой невинной», ведь он только «безродный странник с пустынною душой».


- О чем же просит лирический герой у Богородицы для своей возлюбленной?

-Вручая «душу достойную» Богородице, лирический герой просит, чтобы судьба «девы невинной» была счастливой и защищенной до смерти. Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым:

-внимательное окружение;
-покойная старость;
-незлобное сердце;
-исполнение желаний.

Итак, поэт молится о том, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим присмотром Богородицы.

- Какие средства выразительности присутствуют в данном стихотворении и делают его более насыщенным? (что помогает создать образ)

- В стихотворении много эпитетов «сопутников, полных внимания», «часу прощальному», «в утро ли шумное», «в ночь ли бесгласную», «к ложу печальному») и метафор («вручить хочу деву», «мир упования», «срок приблизится часу», «душу странника в свете безродного»).

Давайте проследим за звуками в стихотворении. Каким главным звуком создается звуковой фон стихотворения? Что, по- вашему, он помогает передать?

-Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся «у».  Он повторяется на протяжении всего стихотворения, и помогает почувствовать заунывность молитвы, страстность мольбы.

Обратите внимание на лексический строй речи.

Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика – «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять». (Слайд 15)

В данном стихотворении мы с вами видим уже другого Лермонтова..

"Молитва" - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. (Слайд 16)

Переходим к следующему стихотворению «Молитва», написанному в 1839 году. Оно посвящено М.А. Щербатовой, с которой связана первая дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Э. де Барантом, повлекшая за собой ссылку поэта на Кавказ. (Слайд 17)
По свидетельствам современников, М.А. Щербатова велела молиться поэту, когда у него на душе тоска. Лермонтов пообещал обязательно выполнить завет своей возлюбленной и в 1839 году написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). (Слайд 18)

Выразительное чтение стихотворения учеником наизусть.

Молитва 
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть. 

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них. 

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко... 
1839г.


Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация.

- Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?

- Данное стихотворение, скорее, не молитва, а  рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.

Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий. Однако такие минуты в жизни и в творчестве Лермонтова редки.

Что находится в центре стихотворения?

- В центре стихотворения находится внутренний мир лирического героя.

Он в исповедальной форме рассказывает о действии на его душу «молитвы чудной». И в некоторых моментах произведения на первый план выходит образ молитвы - она рисуется поэтом как некое живое существо, посланница небес, помогающая людям, облегчающая их земные страдания: 
    Есть сила благодатная 
    В созвучье слов живых, 
    И дышит непонятная, 
    Святая прелесть в них. 

  Лермонтов как поэт знал о чудодейственной силе слова. Поэтому он, как никто другой, понимает силу молитвы как «созвучья слов живых». Возможно, они не всегда понятны простому человеку, однако воздействие их огромно и целительно: 
    С души как бремя скатится, 
    Сомненье далеко - 
    И верится, и плачется, 
    И так легко, легко.... 
    Практически все эпитеты стихотворения связаны с описанием молитвы: «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых», «святая прелесть». Использует Лермонтов в произведении и метафоры: «теснится ль в сердце грусть», «дышит прелесть», «сомненье далеко»; сравнение «с души как бремя скатится». 
    В этом стихотворении перед нами предстает совсем другой образ лирического героя. Здесь он раскрывает свою душу, и мы понимаем, что герой – не холодный пустынник, а человек, способный страдать, сомневаться, даже плакать.  (Слайд 19)

Для лучшего восприятия посмотрим видеофрагмент из фильма Николая Бурляева «Лермонтов», посмотрим замечательную игру Бурляева, так как он сам сыграл Лермонтова в своем фильме.

Таким образом, на протяжении всего создания стихотворных текстов «Молитв» душа поэта претерпела заметные изменения, отчего и изменились и направления его мыслей и размышлений.
Теперь на основании выше сказанного постараемся выстроить цепочку изменений религиозных взглядов Лермонтова.( как развивается религиозный мотив)

"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. "Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой". "Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. (Слайд 20)



Слово учителя

Все это говорит о том, что сквозь эти три «Молитвы» можно проследить чарующее изменение души поэта, они представляют собой цепь текстов, скрепленных только именем автора, но никак не чувствами, которые испытывает лирический герой.

К стихотворениям-молитвам стоит отнести и такие, в которых представлен разговор героя с Богом или созерцание героем небесных сил: «Благодарность», «Ангел» («По небу полуночи ангел летел»), а также и стихотворения, связанные с особым состоянием героя, которое можно назвать молитвенным: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...».
«Молитвы» Лермонтова – это образец разительного и стремительного становления поэтической души от истока до вершины, от самооправдания и мятежа до безграничной любви и легкости.

Домашнее задание: выучить стихотворение «Я Матерь Божия…»; прочитать поэму «Демон». (Слайд 21)







































Список литературы:

  1. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml  

  2. Поурочные разработки по литературе, универсальное издание, М. «Вако» 2008 – ред. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова.

  3. М.Ю. Лермонтов. Урок в формате А4 http://www.a4format.ru/author.bio.php?lt=%CB&author=44&dtls_bio=1

  4. Лермонтов // Литературная энциклопедия. Т. 6. — 1932

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-2851.htm

  1. М.Ю. Лермонтов http://lermontov.niv.ru/

  2. Молитвенная лирика Лермонтова http://www.lermontov.info/referats/biblia5.shtml.

  3. Библейские мотивы в творчестве Лермонтова http://www.lermontov.info/referats/biblia6.shtml








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!