СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молитва как «жанр» в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Молитва».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по произведению М.Ю.Лермонтова "Молитва".

Просмотр содержимого документа
«Молитва как «жанр» в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Молитва».»

Конспект урока литературы

Тема: Молитва как «жанр» в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Стихотворение «Молитва».

Цель: развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста; через анализ стихотворений открыть новые черты в характере

М.Ю. Лермонтова – поэта и человека.

Оборудование: текст стихотворения, оформление доски.

Оформление доски: запись темы; эпиграф к уроку; заготовки для таблиц, заполняемые на уроке.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки

М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…».

Проверка домашнего задания.

  1. Новый материал.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

  • Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? Теперь обратимся к литературоведческому словарю и прочитаем, что такое стихотворение.

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения.

  • Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

( Художественные средства)

  • Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик.

  • Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувства и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

  • Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)

  • Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…».

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

1. Анализ стихотворения.

  • Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?

  • О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)

  • Что такое молитва? (обращение человека к богу.











На доске: По Библии( христианская книга) есть

Бог



Дьявол










Добро

Свет


Зло

Тьма



  • Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)

  • А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

форму

содержание

Тело

Душа

смертно

Бессмертна

умрет

Будет жить вечно

Попадет в рай или ад



Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

  • Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)

  • От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

На доске: Значит, От тьмы к свету

(стремиться)

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прочитайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова и подумайте:

- С какой интонацией читается стихотворение?

- Какие чувства вызывает в нас?

На доске:

интонация

чувства

Медленная

Нежность

Плавная

Радость

Размеренная

Печаль

Похожа на молитву

Грусть



- Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:

молитву чудную

сила благодатная

святая прелесть

- Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)

- Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

    1. Анализ по строфам.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения .

  • Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)

  • Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

  • Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.

  • Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)

  • Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)

  • Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

от тьмы к свету

в) Перечитаем третью строфу.

  • О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.

  • Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

  • Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы сопереживали с лирическим героем это движение.

  • Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)

  • Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)

  • Как называется этот художественный прием? (антитеза)

  • Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?



  1. А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.

  2. Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…)

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!







  1. Итоги урока.

Вопросы и задания для повторения изученного
1.Как в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») отражаются отношения лирического «я» и Бога? О чем поэт просит его?
2.Как создается иронический пафос в «Юнкерской молитве»?
3.В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную...») мы читаем: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых». Как понять эти строки?
Вопросы и задания к стихотворению «Молитва»

(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
1.Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?
2.Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?
3.На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
4.Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?
5.Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

6.Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
7. Задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «я» все меньше просьб к Богу. Подтвердите или опровергните это мнение.

Жанр «молитвы» в лирике Лермонтова претерпевает эволюцию. В 1829—1832 гг. «молитвы» построены по каноническому образцу, и лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный...», и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, ирония, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть связано с неуравновешенностью характера Лермонтова, перепадами в его поведении, которые отмечало и окружение поэта, и его биографы.

Задание на дом: выучить наизусть стихотворение «Молитва».