СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежный жаргон, сленг.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодежный жаргон, сленг оказывает огромное влияние на формирование культуры речи подростков.

Просмотр содержимого документа
«Молодежный жаргон, сленг.»

«Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников» Выполнила: Васильева Милана ученица 4 -В класса Руководитель: Васильева Е.В. педагог-психолог

«Молодежный жаргон (сленг)

в речи современных школьников»

Выполнила: Васильева Милана

ученица 4 -В класса

Руководитель: Васильева Е.В.

педагог-психолог

Актуальность моей работы заключается в том, что использование жаргонов учащимися ведёт к ухудшению их грамотности.                       Цель моей работы: проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.  Задачи:  Определить понятия «жаргон», выделить и описать его функции и разновидности; Узнать причины употребления сленга учащимися; Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных по частотности использования жаргонизмов, причины их употребления. Выявить источники пополнения;

Актуальность моей работы заключается в том, что использование жаргонов учащимися ведёт к ухудшению их грамотности.                   

Цель моей работы: проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.

Задачи:

  • Определить понятия «жаргон», выделить и описать его функции и разновидности;
  • Узнать причины употребления сленга учащимися;
  • Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных по частотности использования жаргонизмов, причины их употребления.
  • Выявить источники пополнения;
Объект исследования – речь современных школьников. Предмет исследования: особенности употребления жаргонных слов в речи учащихся моего класса. Гипотеза – молодёжный жаргон оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков. Теоретическая значимость данный материал может использоваться на классных часах, на дополнительных воспитательных занятиях, на уроках окружающего мира и Основы светской этики (ОРКСЭ). Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование жаргонов школьниками в речи. Анкетирование помогает постараться предотвратить использование жаргонизмов в сочинениях и изложениях путём подбора синонимов. Методы исследования:  1. Изучение научной литературы.  2. Наблюдение.  3. Исследование  4. Анализ полученных данных.

Объект исследования – речь современных школьников.

Предмет исследования: особенности употребления жаргонных слов в речи учащихся моего класса.

Гипотеза – молодёжный жаргон оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.

Теоретическая значимость данный материал может использоваться на классных часах, на дополнительных воспитательных занятиях, на уроках окружающего мира и Основы светской этики (ОРКСЭ).

Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование жаргонов школьниками в речи. Анкетирование помогает постараться предотвратить использование жаргонизмов в сочинениях и изложениях путём подбора синонимов.

Методы исследования:

1. Изучение научной литературы.

2. Наблюдение.

3. Исследование

4. Анализ полученных данных.

Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности.  В «Школьном толково-этимологическом словаре»  (составитель Г.Н. Афонина) и в  «Словаре иностранных слов для школьников»  значение слова сленг одинаково:  сленг  – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг - заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что  слова жаргон и сленг – синонимы.  В  «Кратком словаре иностранных слов»  слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.  В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова  нет слова сленг, что говорит о его молодости.

Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности.

В «Школьном толково-этимологическом словаре»  (составитель Г.Н. Афонина) и в  «Словаре иностранных слов для школьников»  значение слова сленг одинаково:  сленг  – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг - заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что  слова жаргон и сленг – синонимы.

В  «Кратком словаре иностранных слов»  слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.

В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова  нет слова сленг, что говорит о его молодости.

Существует ещё несколько  определений сленга:  Сленг  – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.  Сленг  - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.  Сленг  - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Существует ещё несколько определений сленга:

Сленг  – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Сленг  - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг  - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Исследование Вопросы анкеты Ответы учащихся да 1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга (жаргона)? нет 19ч.- 76 % 2. Какие слова ты употребляешь больше всего? 6ч – 24% прикол треш 2 ч согл 3 8% крч 12% 3 12% 2 хз 8% 3 го 7 рофл 12% 28% 1 скам 4% 6 кринж 24% 2 чел капец 8% 2 8% 1 фигня 4% 5 пон 20% 1 жесть 3. Как часто ты используешь эти слова в речи? 4% 4 16% Часто 7ч– 28% Редко 4. Как ты считаешь, нужны ли слова молодежного жаргона в нашей речи? 14ч-56% Никогда Да 4ч-16% 11ч-44% Нет 3ч-12% Не задумывались об этом 11ч-44%

Исследование

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

да

1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга (жаргона)?

нет

19ч.- 76 %

2. Какие слова ты употребляешь больше всего?

6ч – 24%

прикол

треш

2 ч

согл

3

8%

крч

12%

3

12%

2

хз

8%

3

го

7

рофл

12%

28%

1

скам

4%

6

кринж

24%

2

чел

капец

8%

2

8%

1

фигня

4%

5

пон

20%

1

жесть

3. Как часто ты используешь эти слова в речи?

4%

4

16%

Часто

7ч– 28%

Редко

4. Как ты считаешь, нужны ли слова молодежного жаргона в нашей речи?

14ч-56%

Никогда

Да

4ч-16%

11ч-44%

Нет

3ч-12%

Не задумывались об этом

11ч-44%

Тематические группы жаргонизмов: 1. Наименование людей по качеству их характера:  чувак, чувиха, чел, братан, красавчик, лох, тормоз, шестерка, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок. 2.  Наименование людей по родству:  предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер. 3.  Бытовая техника : комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник) 4.  Пища и процесс ее поглощения : хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда). 5.  Наименование людей по профессии:  мент, мусор, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка

Тематические группы жаргонизмов:

1. Наименование людей по качеству их характера:  чувак, чувиха, чел, братан, красавчик, лох, тормоз, шестерка, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.

2.  Наименование людей по родству:  предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.

3.  Бытовая техника : комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник)

4.  Пища и процесс ее поглощения : хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).

5.  Наименование людей по профессии:  мент, мусор, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка

6.  Деньги:  бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь,  черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука. 7.  Слова состояния, оценки:  клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк (отлично), не оч, фигня, стремно, паршиво, отстой (плохо). 8.  Школьные оценки и предметы : двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш. 9.  Части тела : грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос). 10.  Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).

6.  Деньги:  бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь,  черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.

7.  Слова состояния, оценки:  клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк (отлично), не оч, фигня, стремно, паршиво, отстой (плохо).

8.  Школьные оценки и предметы : двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.

9.  Части тела : грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).

10.  Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).

На вопрос, с какой целью  употребляются школьниками жаргонизмы , были получены следующие ответы: жаргонизмы делают речь понятнее друзьям 12% придать своей речи живость и юмор 3 чел 12% для связки слов 3 чел 0% модно, современно жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи помогают самоутвердиться 0 чел 60 % 15 чел 4 % 1 чел

На вопрос, с какой целью  употребляются школьниками жаргонизмы , были получены следующие ответы:

  • жаргонизмы делают речь понятнее друзьям

12%

  • придать своей речи живость и юмор

3 чел

12%

  • для связки слов

3 чел

0%

  • модно, современно
  • жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи помогают самоутвердиться

0 чел

60 %

15 чел

4 %

1 чел

Заключение  Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».  Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.  Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.  Если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.  Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Заключение

Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».

Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.

Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.

Если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Литература 1.Горкин.А.П.  Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006. 2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 3.Скворцов, Л.И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979 4.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи»,М.,1968,с. 5. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г. 6. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003. 7. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998. 8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с. 9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

Литература

1.Горкин.А.П.  Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3.Скворцов, Л.И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979

4.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи»,М.,1968,с.

5. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.

6. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

7. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.

9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

Спасибо за внимание.

Спасибо

за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!