«Молодежный жаргон (сленг)
в речи современных школьников»
Выполнила: Васильева Милана
ученица 4 -В класса
Руководитель: Васильева Е.В.
педагог-психолог
Актуальность моей работы заключается в том, что использование жаргонов учащимися ведёт к ухудшению их грамотности.
Цель моей работы: проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.
Задачи:
- Определить понятия «жаргон», выделить и описать его функции и разновидности;
- Узнать причины употребления сленга учащимися;
- Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных по частотности использования жаргонизмов, причины их употребления.
- Выявить источники пополнения;
Объект исследования – речь современных школьников.
Предмет исследования: особенности употребления жаргонных слов в речи учащихся моего класса.
Гипотеза – молодёжный жаргон оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.
Теоретическая значимость данный материал может использоваться на классных часах, на дополнительных воспитательных занятиях, на уроках окружающего мира и Основы светской этики (ОРКСЭ).
Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование жаргонов школьниками в речи. Анкетирование помогает постараться предотвратить использование жаргонизмов в сочинениях и изложениях путём подбора синонимов.
Методы исследования:
1. Изучение научной литературы.
2. Наблюдение.
3. Исследование
4. Анализ полученных данных.
Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности.
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг - заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.
В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.
Существует ещё несколько определений сленга:
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Исследование
Вопросы анкеты
Ответы учащихся
да
1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга (жаргона)?
нет
19ч.- 76 %
2. Какие слова ты употребляешь больше всего?
6ч – 24%
прикол
треш
2 ч
согл
3
8%
крч
12%
3
12%
2
хз
8%
3
го
7
рофл
12%
28%
1
скам
4%
6
кринж
24%
2
чел
капец
8%
2
8%
1
фигня
4%
5
пон
20%
1
жесть
3. Как часто ты используешь эти слова в речи?
4%
4
16%
Часто
7ч– 28%
Редко
4. Как ты считаешь, нужны ли слова молодежного жаргона в нашей речи?
14ч-56%
Никогда
Да
4ч-16%
11ч-44%
Нет
3ч-12%
Не задумывались об этом
11ч-44%
Тематические группы жаргонизмов:
1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, красавчик, лох, тормоз, шестерка, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.
2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.
3. Бытовая техника : комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник)
4. Пища и процесс ее поглощения : хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).
5. Наименование людей по профессии: мент, мусор, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка
6. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.
7. Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк (отлично), не оч, фигня, стремно, паршиво, отстой (плохо).
8. Школьные оценки и предметы : двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.
9. Части тела : грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).
10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).
На вопрос, с какой целью употребляются школьниками жаргонизмы , были получены следующие ответы:
- жаргонизмы делают речь понятнее друзьям
12%
- придать своей речи живость и юмор
3 чел
12%
3 чел
0%
- жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи помогают самоутвердиться
0 чел
60 %
15 чел
4 %
1 чел
Заключение
Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».
Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.
Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
Если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.
Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».
Литература
1.Горкин.А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006.
2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
3.Скворцов, Л.И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979
4.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи»,М.,1968,с.
5. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.
6. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
7. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.
9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.
Спасибо
за внимание.