СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежь, как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме" Молодежь, как социальная группа, особенности молодежной субкультуры" предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Молодежь, как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры»

Тема: Молодежь, как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.


Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей;
- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

1. Социально – демократический портрет молодежи 

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. 

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами. 

Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей. 

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации. 

Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы. 

2. Молодежные субкультуры 

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. 

Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в ХХв, в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Молодежная субкультура носит развлекательно-реактивный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. 

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. 

Один из первых вопросов, который возникает перед исследователем, — это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов. 

Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Многие отечественные молодежные субкультуры - явление органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности. 

Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. 

Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине 60-х - начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур. 

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х - началу 70-х гг., вторая - к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. 

Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!