СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежь выбирает!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест - игра по основам избирательного и конституционного права.Данное мероприятие можно провести как внеклассное так и в рамках урока.

Просмотр содержимого документа
«Молодежь выбирает!»







КВЕСТ НА ТЕМУ:

«ВЫБИРАЕТ МОЛОДЕЖЬ!»















Работу выполнила:

учитель истории и обществознания

Каширина Татьяна Николаевна

















«Если вы не хотите заниматься

политикой, то она займется вами».

Житейская мудрость



Цель мероприятия: способствовать формированию у обучающихся, их родителей и педагогов школы положительного восприятия основ избирательного права и избирательного процесса в РФ.

Задачи мероприятия:

- расширение знаний обучающихся по избирательному праву и избирательному процессу;

- развитие интереса обучающихся к участию в школьном соуправлении;

- формирование у обучающихся активной и ответственной жизненной позиции как граждан своего государства;

- развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;

- закрепление у обучающихся навыков командной работы;

- привлечь внимание родителей обучающихся и педагогов школы к проблеме школьного соуправления.

Форма проведения – квест от первого лица, в котором игроки «путешествуют» по страницам избирательного права и избирательного процесса.

Оборудование: интерактивная доска, анкета для обучающихся, их родителей и учителей школы; шаблон кроссворда; набор задач; набор текстов; диаграмма; маршрутные карты для обучающихся и учителей – наблюдателей; набор высказываний известных политологов, философов и т.д. об избирательной системе; каталог вопросов для лабиринта, каталог вопросов для викторины; выставка нормативных актов по избирательному праву и избирательному процессу; бумага, краски, выдержки из законов, регулирующих избирательный процесс в РФ, высказывания известных политологов, философов о проблемах выборов.





Ход мероприятия:

Мероприятие сочетает в себе два параллельных процесса: прохождение командами – игроками квеста и работу болельщиков. Накануне мероприятия из числа обучающихся 8 – 9 классов формируются две команды, которые придумывают себе название. Болельщики: обучающиеся 5 – 9 классов, незадействованные учителя, родители определяют, за какую команду они будут агитировать. С учителями – наблюдателями необходимо провести инструктаж по выполнению ими своих обязанностей, как руководителей пунктов прохождения квеста.

В день проведения мероприятия все собираются в актовом зале, где объявляются правила для игроков и болельщиков.

Правила для прохождения квеста:

- Вы знаете, что квест – это разгадывание какой-либо тайны или попытка выбраться из запертой комнаты при помощи каких-либо подсказок. Сегодня мы соединим эти два направления. Сейчас обе команды выйдут на первые пункты своего путешествия. Вы должны правильно и быстро проходить этапы, где будете получать баллы за верные ответы. В случае безошибочного прохождения этапа, учитель – наблюдатель называет вам номер следующего вашего этапа (этапы расположены в кабинетах на трех этажах). Этапы нужно проходить в строгом соответствии с определенным учителем порядком, чтобы избежать пересечения на этапе сразу двух команд. Если ответы неполные, ошибочные, то учитель снижает максимальный балл за ответ и может подсказать на каком этаже следующий этап для этой команды. Если же команда отвечает неверно, то лишается подсказки учителя и вынуждена будет искать следующий свой этап самостоятельно, что будет приводить к затрате времени и даст шанс команде соперников. Уйти с этапа можно только после выставления количества баллов и росписи учителя в маршрутном листе команды.

Пока игроки проходят этапы квеста, болельщики помогают им зарабатывать баллы, участвуя в викторине и конкурсе агитматериала .

По окончании прохождения квеста и оценивания работы болельщиков, баллы суммируются и определяется команда – победитель.


1 этап «Реши ситуацию».

Учитель предлагает игрокам ряд ситуативных задач, которые могут встретиться на выборах. Задача игроков – назвать нарушения избирательного законодательства, заложенные в ситуациях. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

1. Гражданка Н. в виду плохой погоды не захотела прийти на избирательный участок. Члены участковой комиссии пришли к ней сами и, попеняв на гражданскую пассивность, дали ей возможность проголосовать на дому.

2. 80-летняя гражданка К., явившись на избирательный участок, попросила членов участковой избирательной комиссии, сделать отметки в ее бюллетенях, так как сама она очень плохо видит.

3. Гражданка А. пришла на избирательный участок со своим паспортом и паспортом соседки. Она объяснила членам участковой избирательной комиссии, что соседка сломала ногу и не может явиться на избирательный участок сама, поэтому поручила гражданке А. сделать выбор за нее.

4. 18-летний П. впервые пришел на избирательный участок, но в списках избирателей его не оказалось. Члены участковой избирательной комиссии предложили молодому человеку прийти на выборы в следующую избирательную компанию.

5. На избирательном участке в кабинку для голосования вошли два человека. На сделанное замечание, один из них ответил, что он является зарегистрированным наблюдателем и имеет право находиться в кабинке с любым избирателем.


2 этап «Составь предложения грамотно».

Учитель предлагает игрокам карточки с набором слов, относящихся к избирательному праву и избирательному процессу. Задача игроков – составить грамотные предложения. За каждый верный ответ – 5 баллов.

  1. «Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается». Джон Адамс

  2. «Управление мудрых подбора зависит от государством людей». Конфуций

  3. «Голосуй меньше человека, который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован». Барух

  4. «Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех» Д. Кеннеди

  5. “Что делать есть право все, дозволено свобода законами” Ш. Монтескье 


3 этап «Восстанови текст».

Командам необходимо заполнить пропуски в текстах, выбрав из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз (в списке слов больше, чем потребуется). За каждое верное соответствие – 2 балла.

«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).
Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».

Список терминов:
1) пропорциональная
2) система
3) смешанная
4) процесс
5) кампания
6) право
7) мажоритарная
8) традиции
9) идеология

1. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и ___________

в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в ________. 2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать __________ делами государства как непосредственно, так и через ___________. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом ________, а также содержащиеся _______ по

приговору суда.


Список терминов:

1) быть избранными

2) свои представители

3) процесс

4) в местах лишения свободы

5) участковая избирательная комиссия

6) в управлении

7) референдум

8) недееспособные

4 этап «Все на выборы».

Склеить политический плакат на листе А4, для этого даются различные вырезки из журналов и газет, каждая команда выбирает для себя что она будет использовать.

Оценивается по критериям использования материалов:

 текст лозунгов,

 фото,

 привлечение молодежи,

 личный выбор,

 процесс голосование

За каждый из указанных критериев команда получает по 2 балла.


5 Этап «Юный агитатор»

Юный агитатор, участникам на время предлагается придумать политический лозунг или призыв на выборы с использованием уже заданных слов (итоги баллов по количеству использованных слов и логичности построения призыва)

Родина,

гражданин,

патриот,

депутат,

кандидат,

выборы,

избирательный участок,

активное избирательное право,

политика,

парламент.

За каждое использованное слово 2 балла


6 этап «Реши кроссворд».

За каждое верное слово – 5 баллов.





1











2





3






























4

































5































6















7











8













10






9


















































11

































12


13





























14


































15





























































По горизонтали:

  1. Всенародное голосование (референдум).

  2. Избирательная система, в которой избиратели голосуют за личность и победителем считается кандидат, набравший большинство голосов (мажоритарная).

  3. Официально зарегистрированное лицо идущее представителем какой-либо партии на выборы и присутствующее на избирательном участке в день выборов (наблюдатель).

  4. Уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом, от участия в выборах и референдумах (абсентеизм).

9. Избирательная система, в которой избиратели голосуют за политическую партию и победившей считается партия, преодолевшая минимальный барьер (пропорциональная).

11. Политический режим, при котором в стране управляют выбранные народом представители (демократия).

12. Торжественный акт введения в должность вновь избранного президента, сопровождающиеся ритуальными действиями (инаугурация).

14. Избирательное право граждан, позволяющее им избирать (активное).

15. Избирательное право граждан, позволяющее им быть избранными (пассивное).

По вертикали:

  1. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством (гражданство).

  2. Основной Закон страны (Конституция).

  1. Территориальная единица, формирующаяся на период выборов и включающая в себя избирателей (округ).

  2. Предмет, куда избиратели кладут свои бюллетени (урна).

10. Официально зарегистрированное лицо желающее стать депутатом (кандидат).

13. Форма привлечения внимания к своему кандидату или партии с целью продвижения их к победе на выборах (агитация).


7 этап «Лабиринт избирателя».

На интерактивной доске заранее изображается лабиринт. В случае верного ответа на вопросы учителя игроки получают право двигаться по лабиринту. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы и найти выход из лабиринта. За каждый верный ответ – 5 баллов.

Вопросы:

  1. Частью какого права является избирательное право.

  2. Каков минимальный порог явки избирателей в день голосования для того, чтобы признать выборы состоявшимися.

  3. Какая избирательная система используется при выборе депутатов в Государственную думу.

  4. Каков процентный барьер для прохождения партий в Государственную думу и формирования фракций.

  5. По какому принципу объединены следующие понятия: составление списков избирателей, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация.

  6. Какой орган организует выборы, контролирует их законность, подсчитывает голоса избирателей на избирательный участках?

  7. Какие категории лиц лишены активного и пассивного избирательного права в РФ?

  8. Кто лишен права проводить предвыборную агитацию?

  9. На какой срок избирается Государственная дума РФ?

  10. Каков возрастной ценз установлен для выборов депутатов органов местного самоуправления; для выборов Президента РФ?








Маршрутный лист игроков.

этапа

Название этапа

Количество баллов

Роспись учителя-наблюдателя

1




2




3




4




5




6




Маршрутный лист учителей – наблюдателей для команды № 1.

пункта пребывания команды

следующего пункта

(куда направляет учитель)

1

3


пункта пребывания команды

следующего пункта (куда направляет учитель)

3

4


пункта пребывания команды

следующего пункта (куда направляет учитель)

4

6



пункта пребывания команды

следующего пункта (куда направляет учитель)

6

2



пункта пребывания команды

следующего пункта (куда направляет учитель)

2

5


Маршрутный лист учителей – наблюдателей для команды № 2.

пункта пребывания команды

следующего пункта

(куда направляет учитель)

2

6


пункта пребывания команды

следующего пункта

(куда направляет учитель)

6

1





пункта пребывания команды

следующего пункта

(куда направляет учитель)

1

5


пункта пребывания команды

следующего пункта

(куда направляет учитель)

5

4


пункта пребывания команды

следующего пункта

(куда направляет учитель)

4

3

У каждого учителя – наблюдателя находится только его часть маршрутного листа команд.

Вопросы для конкурса болельщиков команд.

(Отвечают по принципу «Кто быстрее». За каждый верный ответ – 2 балла. Полученная сумма баллов причисляется к сумме, полученной командой во время прохождения квеста).

1. Назовите основные стадии избирательного процесса (К основным стадиям избирательного процесса относят: составление списков избирателей, выдвижение кандидатов, предвыборную агитацию и т.д.)

2. Назовите две основные системы выборов. Укажите их особенности. (Существуют две основные системы выборов – мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партия, она и получает определённое (пропорционально поданным голосам) количество мест в Думе).

3. Какой возрастной ценз установлен для избрания Президента РФ? (Не моложе 35 лет)

4. Какая избирательная система используется при выборах депутатов в Государственную думу? (Пропорциональная)

5. Когда можно начать и до какого момента можно вести предвыборную агитацию? (Предвыборную агитацию можно вести до нуля часов дня, предшествующего дню выборов. Перед днём выборов наступает, так называемый, «день тишины»).

6. Назовите два вида избирательно права. Укажите их характерные особенности. (Избирательное право бывает активным (право избирать, с 18 лет) и пассивным (право быть избранным, с 21 года для депутатов Государственной Думы, местных дум и глав города, с 35 лет для Президента РФ). 

7. Какие категории лиц лишены активного и пассивного избирательного права в РФ? (Активного и пассивного избирательного права лишены лица без гражданства; лица, признанные судом недееспособными; лица, находящиеся в местах лишения свободы).

8. Почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования? (Участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в каких бы то ни было выборах против его воли).

9. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)

10.Какие законы регулируют выборы Президента РФ, парламентариев? (Выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", а выборы парламентариев - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

  1. На какой срок избирается Президент РФ? (6 лет)

  2. Кто является автором слов гимна РФ? (Михалков)

  3. Назовите высший законодательный орган в РФ (Федеральное Собрание)

  4. Какой возрастной ценз установлен для избрания высшего должностного лица субъекта РФ? (Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 30 лет).

  5. Каковы возможности политического участия для партий, набравших на выборах от 3 –х до 5% голосов? (Партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, получат прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ и возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов). 

16. Назовите принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума (Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании).

17. В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (да; гл. 10 ст 72 п. 2)

18. Если избиратель не поддерживает не одну партию из предложенных, имеет ли он право проголосовать против всех? (нет) 

19. Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный бюллетень? (нет; гл. 4 ст 30 п. 7) 

20. Кто вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях? (избирательные комиссии) 


2. По окончании викторины, болельщики команд приступают к созданию агитационного материала для своих команд.

- Лозунги, речевки, девизы оцениваются по 5 баллов.

- Программные установки партии оцениваются до 15 баллов.

Оценивать эту работу будут директор школы, командир школы, учитель обществознания. Можно пригласить на мероприятие членов ТИК и привлечь их для оценивания.

Во время окончательного подсчета баллов, можно провести устный журнал по вопросам избирательного права и избирательного процесса, можно продемонстрировать видеоролик о роли и важности участия граждан в выборах.




Литература:

  1. «Избирательный процесс: правовое, организационное и информационное обеспечение» Методическое пособие. Курск, 2009

  2. Сборник работ победителей областного конкурса среди общеобразовательных учреждений Курской области на лучший урок или мероприятие по избирательному праву, избирательному процессу, Курск, 2009

  3. «Сегодня выборы в школе, завтра – в стране». Курск, 2005

  4. Сорокина Е. Н. «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс». М.: «ВАКО», 2009

































18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!