Молодёжь в современном обществе
(урок обществознания в 11 классе)
Учитель истории Кутуковского филиала МБОУ Исадской СОШ Спасского района Рязанской области Устименко Т. Н.
Цели: помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, собственное место в современном обществе;
продолжить формирование навыков защиты собственной позиции;
выявить социальные приоритеты учащихся.
Примечание: перед уроком учащиеся получают предварительное задание ознакомиться с содержанием параграфа «Молодёжь в современном обществе».
Оборудование: листы ватмана, маркеры.
Ход урока:
Введение в тему.
Учитель: Сегодняшний урок не только для вас – он о вас, поэтому я надеюсь, что вы не только узнаете нечто новое, но и сможете определить свою жизненную позицию по некоторым вопросам. Кроме того, я уверена, что сегодня и я сумею чему–то научиться, выяснить для себя некоторые вопросы, интересные мне как человеку иного поколения – поколения ваших родителей.
Молодёжь – это особая социальная группа. Во все времена старшие предъявляли к молодым множество претензий и на них же возлагали массу надежд. Сейчас в России идёт Год молодёжи, что говорит о том, какое значение придаёт правительство молодёжной политике. Но в определении основных направлений этой политики немало проблем и вопросов.
Кого можно включить в данную категорию? Каковы её возрастные границы?
Какой помощи ждут молодые от государства, и за что они готовы отвечать самостоятельно?
Какие проблемы современной молодёжи несут реальную угрозу обществу, а какие являются рядовыми «трудностями роста»?..
Сегодня вам предстоит сформулировать свой взгляд на эти проблемы. Вам предстоит объединиться в 3 команды, каждая из которых будет работать над одной из проблем. Результаты своих изысканий и размышлений вы представите товарищам. Когда одна из групп будет сообщать свои выводы, члены остальных смогут задавать докладчику уточняющие вопросы. Уместными будут и дополнения, и обоснованные возражения.
Для работы вам предлагаются вспомогательные тексты, в которых авторы высказывают свою позицию. Вы можете опровергать, либо, соглашаясь, развивать и аргументировать её. Кроме того, вы получите бумагу и маркеры, чтобы создать опору для своего выступления. Это поможет докладчикам не упустить важных моментов, а слушателям – более полно воспринимать информацию.
А сейчас возьмите полоски бумаги. На них – фрагменты трёх афоризмов. Собрав фразу, вы сформируете свою команду.
«Молодость счастлива тем, что у нё есть будущее». Н. В. Гоголь.
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Дж. Кеннеди.
«Спором поколений обычно называют вздорные препирательства юношеских безумств со старческим слабоумием». В. Шайхер.
Задание 1: Возрастные границы, определяющие позицию молодёжи, «размыты», так как отсутствуют критерии в определении молодости. Психолог И. Кон предлагает свою периодизацию взросления человека. Какие этапы этого процесса выделили бы вы? Каковы, по-вашему, критерии, позволяющие выделить молодёжь в особую группу?
Задание 2: Время от времени в обществе и государстве обсуждается вопрос о необходимости создания специального закона о молодёжи. Но пока такого закона нет. Познакомьтесь с мнениями лидеров различных молодёжных объединений о необходимости проведения государством молодёжной политики. Какой должна быть, по-вашему, политика государства в отношении молодёжи? Какие направления она должна охватывать? В чём молодым нужна поддержка власти? Какие проблемы вы можете и должны решать самостоятельно?
Задание 3: Камнем преткновения в отношениях между поколениями детей и родителей становится, чаще всего, молодёжная субкультура. Частью её является сленг. Познакомьтесь с заметкой Д. Лукина «На каком языке они говорят?». Выскажите своё мнение о том, почему возникает сленг? В чём истоки субкультуры? Какие опасности таит она в себе, и есть ли в ней какие-либо позитивные стороны?
Выступление представителей групп, обсуждение.
Закрепление. Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке? Начните свой ответ со слова «Оказывается…»
Домашнее задание: Выберите любое изречение из тех, с помощью которых вы делились на группы, и напишите эссе на тему, затронутую в этой цитате.
л
ист 1.1.
лист 1.2
л
ист 1. 3.
лист 2. 1.
лист 2. 2.