Повторение изученного материала
Разминка
882 г.-………………………………………………………..
1097 г. - ……………………………………………………… 988 г. - ……………………………………………………..
Феодальная раздробленность –……………………………
Бортничество – ………………….
Ответы
882 г. – Объединение Новгорода и Киева
1097 г. – Любечский съезд
988 г. – Крещение Руси
Феодальная раздробленность – период в истории России, при котором бывшее единое государство распадалось на несколько самостоятельных частей
Бортничество – сбор мёда диких пчёл.
В то время, как на Руси процветала феодальная раздробленность, в Азии начали возвышаться монголы, о которых мы сегодня и поговорим.
Тема: Монгольская империя и изменение политической карты мира
План урока:
- 1) Образование державы Чингисхана
- 2) Начало завоевательных походов Чингисхана
- 3) Битва на Калке
- 4) Историческое наследие Монгольской империи
- Монголы относились к кочевым племенам, которые проживали в степях к северу от Китая.
- Это был народ скотоводов-кочевников, охотников и рыбаков. В результате завоевательных походов, монгольским племенам удалось подчинить себе соседние народы и создать великую монгольскую империю.
- Во главе возникшего Монгольского государства стояла степная знать (нойоны).
- Нойон - господин, князь.
- В 1206 г. по решению съезда монгольской знати (курултая) всемонгольским правителем – великим ханом – стал видный представитель аристократии Темучин, принявший позже имя Чингисхан (Небесный хан). Его избрание означало начало создания Монгольской империи. (1206 г).
- Курултай - съезд монгольских князей.
- 1206 г.- образование Монгольской Империи.
- Его соплеменники говорили о нем так: «Тяжелыми шагами и неуклюжей походкой он похож на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда».
- Проблемный вопрос: Почему были сравнения именно с этими животными?
- Личная охрана Чингисхана и войско были поделены на 10, 100, 1000 и т.д. Во главе каждой единицы стоял свой начальник. Переход был не возможен под страхом смертной казни. Все мужское население находилось в войске.
- - Монгольская империя под руководством Чингисхана, в ходе завоевательных войн, все дальше и дальше расширяла свои границы.
- 1) Что задумал Чингисхан? (покорить весь мир)
- 2) С чем были связаны его захватнические планы? ( с потребностью в новых пастбищах для сотен лошадей, армия не могла существовать без войн и захвата добычи) Армия была конная.
- 3) Какова была численность войска Чингисхана ? (95 тыс +10 тыс. личной охраны)
- 4) В каком году монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь? (в 1211 г.)
- 5) Какое испытанное оружие применяли монголы? (лук)
- 6) Что являлось одной из особенностей монгольской тактики на поле боя? (маневрирование конницы по условным знакам с помощью флага военного начальника). 7) Какую китайскую военную технику быстро освоили монголы? (камнеметные и огнеметные машины, тараны, передвижные осадные башни)
- 8) Какие земли и государства захватили монголы в результате походов? (государство Хорезмшахов, власть которой распространялась на Среднюю Азию и Персию, а так же северный Китай)
- Как вы, думаете, остановились ли монголы на этом? Конечно, нет. Один из крупных отрядов монголов, пройдя через Кавказ, вторгся в половецкие степи. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, а те в свою очередь, опасаюсь соединению половцев с монголами, решили откликнуться на просьбу, т.е. решили помочь половцам. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки разгорелось кровопролитное сражение.
- 31 мая 1223 года - битва на реке Калке
- Как разворачивались события?
- Кто возглавил русское войско?
- Чем закончилось сражение?
- В чем причины поражения?
- Одержав победу на Калке, монголы вторглись в Крым, затем разорили несколько городов Черниговского княжества, но вглубь Руси не пошли, а повернули в Волжскую Булгарию. Монголы хотели дойти до «последнего моря», т.е. покорить всю Европу.
- После смерти Чингисхана, его сыновья и внуки продолжили завоевания.
Определите положительные и отрицательные последствия для народов Евразии после монгольских завоеваний.
«+»
- Образование многонациональной империи вызвало необходимость изучения разных языков, подготовки переводчиков, издания словарей и справочников. Огромное значение имело создание регулярной почтовой службы с использованием лошадей. В период существования Монгольской империи расширились связи между разными народами. В повседневной жизни европейцев сказалось влияние монгольских государств и их народов. Благодаря монголам жители Европы познакомились со многими изобретениями и достижениями китайцев(изобретение компаса, пороха, книгопечатания). Ввоз шёлка способствовал зарождению его производства в Италии. В отношении различных религий монголы проявляли веротерпимость, позволяя своим подданным право верить в своих богов.
« - »
- Вместе с тем монгольское господство имело и отрицательные последствия. Завоевания сопровождалось колоссальными людскими потерями и хозяйственным разорением. Сотни тысяч человек были обращены в рабов. Огромные регионы обезлюдили, исчезли города. Тяжелейшая дань, которой было обложено население, постоянный угон людей, прежде всего ремесленников, в рабство тормозили развитие экономики всех завоёванных стран и народов. Так же расширение контактов между людьми способствовало тому, что многие страны и народы Евразии часто становились жертвами массовых заразных болезней, наиболее опасной из них чума.
- Рефлексия
- Хорошо, ребята. Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Нойон - господин, князь.
- Курултай - съезд монгольских князей.
- 1206 г.- образование Монгольской Империи
- 1223 г. - битва на реке Калке
- В конце урока выдается Д/З, выставляются оценки.
-