Мониторинг метапредметных и личностных достижений на уроках английского языка
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива учащегося в школьной жизни. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
сформированность основ гражданской идентичности личности;
готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Оценка регулятивных УУД проходит по следующим параметрам:
умение определять проблему и план действий,
действовать по плану, решая проблему,
умение контролировать и оценивать свои действия,
вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Например: на занятиях существует само и взаимоконтроль при решении учебных задач, используются задания типа «проверь себя/партнера.
Оценка познавательных УУД :
умение осуществлять информационный поиск,
сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников,
умение представлять информацию.
Здесь работают задания типа «выдели нужное, подчеркни лишнее, дополни таблицу».
Оценка коммуникативных УУД :
умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Например: работа в малых группах, распределение обязанностей, обмен мнениями, обобщение информации, представление характеристики героев.
Динамика мотивации к изучению английского языка.
Важную роль на учебном занятии по английскому языку играет продукт, сделанный самими обучающимися в ходе занятия. Например, на уроке ученикам было предложено объединиться в группы и сделать плакат по изученной теме, используя лексический материал пройденный на уроке. Такой вид деятельности позволяет обучающимся выразить свою точку зрения, применить на практике новые знания, полученные в ходе урока и проявить свой творческий потенциал.
Важным фактором в системе оценивания является самооценка: ее определяет учитель и ученик сообща.
Вопросы для самооценки | Ученик | Учитель |
Комментарий/ отметка | Комментарий/ отметка |
Какова была цель задания? | | |
Удалось получить результат? | | |
Правильно или с ошибкой? | | |
Самостоятельно или с чьей-то помощью? | | |