Мониторинг метапредметных и личностных достижений
учащихся на уроке физической культуры.
Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:
-
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
-
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-
умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-
характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
С 2018-2019 учебного года я начала вести уроки по ФГОС в начальной школе и 5 классе.
В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается. Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. У учащихся 4 класса есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретические домашние задания, рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я поддерживаю связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.
На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.
Программа наблюдения
-
Включение школьников в работу в начале урока.
-
Активность при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
-
Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
-
Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
-
Деятельность учеников при работе в группах.
-
Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
-
Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
-
Умение ставить цель и делать выводы.
-
Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
При оценке УУД применяю диагностическую карту (Приложение 1). Результаты мониторинга смотри таблицу 1.
Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися 4 класса «А»
Таблица 1
Метапредметные умения и личностные качества | Уровни | за 2020-2021 учебный год | За 1 полугодие 2021-2022 учебный год |
Начало уч. года % | Конец уч. года % | Начало уч. года % | Конец 2 четверти % |
Познавательные УУД | высокий | 40 | 42 | 40 | 41 |
средний | 50 | 50 | 50 | 52 |
низкий | 10 | 8 | 10 | 8 |
Регулятивные УУД | высокий | 15 | 20 | 20 | 20 |
средний | 65 | 68 | 66 | 68 |
низкий | 20 | 12 | 14 | 12 |
Коммуникативные УУД | высокий | 64 | 68 | 65 | 67 |
средний | 32 | 30 | 30 | 31 |
низкий | 4 | 2 | 5 | 2 |
Личностные качества | высокий | 3 | 3 | 3 | 4 |
выше среднего | 46 | 47 | 47 | 46 |
средний | 48 | 48 | 48 | 48 |
низкий | 3 | 2 | 2 | 2 |
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень физической подготовленности, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются вне школы по совершенствованию физических кондиций, не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.
2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.
Приложение 1
Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД
у учащихся 4 класса по предмету физическая культура за 2020-2021 уч. год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий
| Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
ФИО учащегося | Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата | Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим | Готовность самостоятельно контролировать самочувствие и нагрузку | понимание собственных действий и коррекция их для достижения желаемого рез. | Способен поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени | | | Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке | Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья | Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека | Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет | Любознательность | Взаимоотношение со сверстниками и педагогом | Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение функций в совместной деятельности | Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде | Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты | Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый |
Алексеев Алексей | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Бадмаева Ангелина | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Биликтуева Валерия | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Викулина Антонида | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | | | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Викулина Кристина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Грыдина Алиса | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | | | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Давлячина Арина | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Елисеев Роман | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Загидулина Вера | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | | | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Зиннатова Диана | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Карлова Дарья | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Першиков Олег | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Пирмаева Дашима | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | | | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Плюснин Константин | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Савинов Егор | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Федотов Сергей | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Чупошев Андрей | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |