СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг профориентации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг профориентации»

Аналитическая справка по результатам мониторинга профессиональной ориентации учащихся 9 ,11 классов с 2017 г по 2021 гг.

Цель: определение профессиональных склонностей, способностей обучающихся 9,11 кл.

Используемые психодиагностические методики: методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной «Профессиональные склонности»; методика «Матрица выбора профессии»; дифференциально-диагностический опросник Климова; тест-опросник «Мотивы выбора профессий» (С.С.Груншпун).


Результаты исследования:

Количество испытуемых:


2016-2017 г.

2017-2018 г.

2018-2019 г.

2019-2020 г.

2020-2021 г.

9 класс

11класс

9 класс

11 класс

9 класс

11класс

9 класс

11 касс

9 класс

11класс

18

22

23

21

20

19

23

14

26

10

Итого: 40 уч.

Итого: 44 уч.

Итого: 39 уч.

Итого: 37 уч.

Итого: 36 уч.


    1. Результаты проведения методики Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной

«Профессиональные склонности»


Учебный год

Классы


Профессиональные склонности


Работа с людьми

Исследоват. (интеллектуа льная)

работа

Практическ ие виды деятельнос

ти

Эстетичес кие виды деят.

Экстремаль ные виды деят.

Планово- экономичес кие виды

деят.

2016-

2017

9 кл

47%

11%

29%

9%

22%

10%

11 кл

38%

14%

10%

26%

32%

20%

2017-

2018

9 кл

52%

11%

35%

14%

25%

12%

11 кл

43%

22%

35%

20%

27%

15%

2018-

2019

9 кл

57%

10%

36%

18%

30%

8%

11 кл

35%

20%

31%

35%

16%

20%

2019-

2020

9 кл

55%

12%

37%

7%

31%

15%

11 кл

53%

11%

10%

25%

34%

18%

2020-

2021

9 кл

60%

10%

35%

13%

27%

9%

11 кл

32%

25%

11%

16%

43%

15%

Как видно из таблицы, большинство старшеклассников имеют склонность к работе с людьми – средний процент по годам обучения 94%. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

У 29% испытуемых развита склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

У 54% старшеклассников - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

У 36,6% испытуемых - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость. У 57% испытуемых - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

У 28% испытуемых - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.


    1. Результаты методики «Матрица выбора профессии».

Цель: изучение преобладающих интересов школьника в выборе сферы профессиональной деятельности и объекта труда


Предпочитаемый объект труда


Учебны й год

Клас с

Объекты труда

Искусств о

Челове к

Информаци я

Техни ка

Финанс ы

Изделия и производс тво

Животн ые и растени

я

2016-

9 кл

10%

53,7%

27%

23%

17%

28%

15,3%

2017

11 кл

18%

38,4%

24%

26,4%

16%

11%

10%

2017-

2018

9 кл

15%

50%

23%

15%

9%

14%

13%

11 кл

22%

45%

21%

24,7%

20%

10,4%

8%

2018-

2019

9 кл

14%

67%

21%

19%

14%

24,%

23%

11 кл

16%

48%

29%

36%

27%

17%

10%

2019-

2020

9 кл

15,5%

58,7%

25%

34%

15%

12%

20%

11 кл

25%

54%

22%

31%

35%

28%

15%

2020-

2021

9 кл

22%

48,6%

18%

34,7%

10%

20%

19%

11 кл

20%

43,3%

31%

36,4%

14%

12,8%

7%


Таким образом, объект труда «Человек» занимает лидерское положение среди предпочтений старшеклассников. Наименьшим спросом среди учащихся 9,11 классов, как видно из таблицы, пользуется объект труда «Животные и растения».


Предпочитаемая сфера профессиональной деятельности




Учебны й год

Класс

Сфера профессиональной деятельности

конструи рование

защита

обслуж ивание

управлен ие

произво дство

исследов ание

Контр оль и

оценка

образо вание

2016-

2017

9 кл

9,7%

28%

30%

42%

36%

10%

25%

33%

11 кл

24%

15%

10%

38,2%

27,4%

8%

20%

20%

2017-

2018

9 кл

7%

24%

30%

26%

43%

11,2%

28,3%

29%

11 кл

18%

12,6%

24%

40%

27,7%

21%

25%

30%

2018-

2019

9 кл

10,3%

23%

26%

37%

19%

15%

29%

46%

11 кл

18%

22%

20%

48%

36%

18%

17%

28%

2019-

2020

9 кл

14%

26%

27%

35%

30,6%

11%

20%

31%

11 кл

17%

20%

9%

47%

33,4%

12%

10,7%

27,8%

2020-

2021

9 кл

7%

21%

34%

36%

29%

7,%

23%

38%

11 кл

11%

27%

12%

39%

23%

10,4%

20,6%

37,4%


Исходя из полученных данных, можно судить о том, что такие сферы профессиональной деятельности, как «управление» и «образование» являются наиболее предпочтительными для учащихся 9,11 классов. Наименее популярными сферами среди старшеклассников являются

«исследование» и «конструирование».


    1. Результаты проведения дифференциально-диагностического опросника Климова.

Цель: выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.






Как видно из диаграммы, преобладающим типом профессий среди учащихся 9,11 классов является «Человек-человек».


    1. Результаты теста-опросника «Мотивы выбора профессий»





Таким образом: В 2016-2017 учебном году среди старшеклассников (40%) преобладал мотив А - мотив выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний. Мотив В был на втором месте – 37,3% обучающихся.

Далее с 2017 по 2021 гг. среди учащихся преобладает мотив В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избираемая профессия.

Мотив Б по годам обучения идет в практически в равных значениях (от 20% до 24%)- привлекают материальное благополучие, желание заработать, а интересы, склонности, практическая подготовленность учитываются в меньшей степени.


Рекомендации:

Родителям:

  1. Помните, что у вашего ребенка есть право на личный выбор.

  2. Примите и уважайте самостоятельное решение подростка.

  3. Дайте ребенку возможность принять ответственность за выбор на себя.

  4. Будьте внимательными и заинтересованными слушателями.

  5. Выясните, что знает ваш сын(дочь) о выбранной профессии, почему он(она) сделал(а) такой выбор.

  6. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной профессии.

  7. Учитывайте интересы и способности вашего ребенка, которые необходимы ему в обучении по выбранной специальности.

Классным руководителям:
  1. Оказывать психологическую помощь, связанную с профессиональным становлением учеников.

  2. Помогать ориентироваться при выборе профиля обучения, при подготовке к выбору профессий. Создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.

  3. Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.

  4. Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.

Старшеклассникам:
    1. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии.

    2. Не ставьте во главу угла свои или чужие представления о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей.

    3. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

    4. Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

    5. Не отождествляйте школьный учебный предмет с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

    6. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья.

    7. Не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний и т.д.