Аналитическая справка по результатам мониторинга профессиональной ориентации учащихся 9 ,11 классов с 2017 г по 2021 гг. Цель: определение профессиональных склонностей, способностей обучающихся 9,11 кл.
Используемые психодиагностические методики: методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной «Профессиональные склонности»; методика «Матрица выбора профессии»; дифференциально-диагностический опросник Климова; тест-опросник «Мотивы выбора профессий» (С.С.Груншпун).
Результаты исследования:
Количество испытуемых:
2016-2017 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2020-2021 г. |
9 класс | 11класс | 9 класс | 11 класс | 9 класс | 11класс | 9 класс | 11 касс | 9 класс | 11класс |
18 | 22 | 23 | 21 | 20 | 19 | 23 | 14 | 26 | 10 |
Итого: 40 уч. | Итого: 44 уч. | Итого: 39 уч. | Итого: 37 уч. | Итого: 36 уч. |
Результаты проведения методики Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной
«Профессиональные склонности»
Учебный год | Классы | Профессиональные склонности |
Работа с людьми | Исследоват. (интеллектуа льная) работа | Практическ ие виды деятельнос ти | Эстетичес кие виды деят. | Экстремаль ные виды деят. | Планово- экономичес кие виды деят. |
2016- 2017 | 9 кл | 47% | 11% | 29% | 9% | 22% | 10% |
11 кл | 38% | 14% | 10% | 26% | 32% | 20% |
2017- 2018 | 9 кл | 52% | 11% | 35% | 14% | 25% | 12% |
11 кл | 43% | 22% | 35% | 20% | 27% | 15% |
2018- 2019 | 9 кл | 57% | 10% | 36% | 18% | 30% | 8% |
11 кл | 35% | 20% | 31% | 35% | 16% | 20% |
2019- 2020 | 9 кл | 55% | 12% | 37% | 7% | 31% | 15% |
11 кл | 53% | 11% | 10% | 25% | 34% | 18% |
2020- 2021 | 9 кл | 60% | 10% | 35% | 13% | 27% | 9% |
11 кл | 32% | 25% | 11% | 16% | 43% | 15% |
Как видно из таблицы, большинство старшеклассников имеют склонность к работе с людьми – средний процент по годам обучения 94%. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
У 29% испытуемых развита склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
У 54% старшеклассников - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
У 36,6% испытуемых - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость. У 57% испытуемых - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
У 28% испытуемых - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Результаты методики «Матрица выбора профессии».
Цель: изучение преобладающих интересов школьника в выборе сферы профессиональной деятельности и объекта труда
Предпочитаемый объект труда
Учебны й год | Клас с | Объекты труда |
Искусств о | Челове к | Информаци я | Техни ка | Финанс ы | Изделия и производс тво | Животн ые и растени я |
2016- | 9 кл | 10% | 53,7% | 27% | 23% | 17% | 28% | 15,3% |
2017 | 11 кл | 18% | 38,4% | 24% | 26,4% | 16% | 11% | 10% |
2017- 2018 | 9 кл | 15% | 50% | 23% | 15% | 9% | 14% | 13% |
11 кл | 22% | 45% | 21% | 24,7% | 20% | 10,4% | 8% |
2018- 2019 | 9 кл | 14% | 67% | 21% | 19% | 14% | 24,% | 23% |
11 кл | 16% | 48% | 29% | 36% | 27% | 17% | 10% |
2019- 2020 | 9 кл | 15,5% | 58,7% | 25% | 34% | 15% | 12% | 20% |
11 кл | 25% | 54% | 22% | 31% | 35% | 28% | 15% |
2020- 2021 | 9 кл | 22% | 48,6% | 18% | 34,7% | 10% | 20% | 19% |
11 кл | 20% | 43,3% | 31% | 36,4% | 14% | 12,8% | 7% |
Таким образом, объект труда «Человек» занимает лидерское положение среди предпочтений старшеклассников. Наименьшим спросом среди учащихся 9,11 классов, как видно из таблицы, пользуется объект труда «Животные и растения».
Предпочитаемая сфера профессиональной деятельности
Учебны й год | Класс | Сфера профессиональной деятельности |
конструи рование | защита | обслуж ивание | управлен ие | произво дство | исследов ание | Контр оль и оценка | образо вание |
2016- 2017 | 9 кл | 9,7% | 28% | 30% | 42% | 36% | 10% | 25% | 33% |
11 кл | 24% | 15% | 10% | 38,2% | 27,4% | 8% | 20% | 20% |
2017- 2018 | 9 кл | 7% | 24% | 30% | 26% | 43% | 11,2% | 28,3% | 29% |
11 кл | 18% | 12,6% | 24% | 40% | 27,7% | 21% | 25% | 30% |
2018- 2019 | 9 кл | 10,3% | 23% | 26% | 37% | 19% | 15% | 29% | 46% |
11 кл | 18% | 22% | 20% | 48% | 36% | 18% | 17% | 28% |
2019- 2020 | 9 кл | 14% | 26% | 27% | 35% | 30,6% | 11% | 20% | 31% |
11 кл | 17% | 20% | 9% | 47% | 33,4% | 12% | 10,7% | 27,8% |
2020- 2021 | 9 кл | 7% | 21% | 34% | 36% | 29% | 7,% | 23% | 38% |
11 кл | 11% | 27% | 12% | 39% | 23% | 10,4% | 20,6% | 37,4% |
Исходя из полученных данных, можно судить о том, что такие сферы профессиональной деятельности, как «управление» и «образование» являются наиболее предпочтительными для учащихся 9,11 классов. Наименее популярными сферами среди старшеклассников являются
«исследование» и «конструирование».
Результаты проведения дифференциально-диагностического опросника Климова.
Цель: выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.
Как видно из диаграммы, преобладающим типом профессий среди учащихся 9,11 классов является «Человек-человек».
Результаты теста-опросника «Мотивы выбора профессий»
Таким образом: В 2016-2017 учебном году среди старшеклассников (40%) преобладал мотив А - мотив выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний. Мотив В был на втором месте – 37,3% обучающихся.
Далее с 2017 по 2021 гг. среди учащихся преобладает мотив В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избираемая профессия.
Мотив Б по годам обучения идет в практически в равных значениях (от 20% до 24%)- привлекают материальное благополучие, желание заработать, а интересы, склонности, практическая подготовленность учитываются в меньшей степени.
Рекомендации:
Родителям:
Помните, что у вашего ребенка есть право на личный выбор.
Примите и уважайте самостоятельное решение подростка.
Дайте ребенку возможность принять ответственность за выбор на себя.
Будьте внимательными и заинтересованными слушателями.
Выясните, что знает ваш сын(дочь) о выбранной профессии, почему он(она) сделал(а) такой выбор.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной профессии.
Учитывайте интересы и способности вашего ребенка, которые необходимы ему в обучении по выбранной специальности.
Классным руководителям:
Оказывать психологическую помощь, связанную с профессиональным становлением учеников.
Помогать ориентироваться при выборе профиля обучения, при подготовке к выбору профессий. Создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.
Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.
Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.
Старшеклассникам:
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии.
Не ставьте во главу угла свои или чужие представления о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей.
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
Не отождествляйте школьный учебный предмет с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья.
Не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний и т.д.