СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг в ДОО в соответствии с ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого презентации
«monitoring_v_sootvetstvii_s_fgos»

Мониторинг в ДОО в соответствии с ФГОС

Мониторинг в ДОО в соответствии с ФГОС

«Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.» Ш.А. Амонашвили.

«Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.»

Ш.А. Амонашвили.

Требования, предъявляемые к современной дошкольной образовательной организации, достаточно высоки. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации. В связи с этим возникает необходимость, с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой - сравнение их с ожидаемыми прогнозами. Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно овладеть системой прогнозировать результаты.

Требования, предъявляемые к современной дошкольной образовательной организации, достаточно высоки.

За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации.

В связи с этим возникает необходимость, с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой - сравнение их с ожидаемыми прогнозами.

Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно овладеть системой прогнозировать результаты.

Качество дошкольного образования в РФ ориентация деятельности ДОО на сохранение самоценности дошкольного детства как основного периода, закладывающего основы дальнейшего развития ребенка; вариативность системы дошкольного образования, многообразие видов ДОО, и предоставляемых ими услуг в ходе реализации программ; право родителей выбирать ДОО; государственно-общественный контроль и оценка качества дошкольного образования в РФ. ( размышления)

Качество дошкольного образования в РФ

  • ориентация деятельности ДОО на сохранение самоценности дошкольного детства как основного периода, закладывающего основы дальнейшего развития ребенка;
  • вариативность системы дошкольного образования, многообразие видов ДОО, и предоставляемых ими услуг в ходе реализации программ;
  • право родителей выбирать ДОО;
  • государственно-общественный контроль и оценка качества дошкольного образования в РФ.

( размышления)

Гарантированная реализация минимальных стандартов образования Способность ставить цели в различных контекстах и достигать их; Способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; Стремление к совершенствованию Содержание понятия «качество дошкольного образования» «Качество образования»

Гарантированная реализация минимальных стандартов образования

Способность ставить цели в различных контекстах и достигать их;

Способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон;

Стремление к совершенствованию

Содержание понятия «качество дошкольного образования»

«Качество образования»

Качество дошкольного образования Интеграция Качество образовательного процесса в ДОУ (уровень образованности…) качество полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья; качество профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения ; качество управления системой дошкольного образования; Способность удовлетворять запросы потребителей (в первую очередь – родителей) Стремление к реальному и потенциальному качеству образования в ДОУ

Качество дошкольного образования

Интеграция

Качество образовательного процесса в ДОУ (уровень образованности…)

качество полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

качество профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения ;

качество управления системой дошкольного образования;

Способность удовлетворять запросы потребителей (в первую очередь – родителей)

Стремление к реальному и потенциальному качеству образования в ДОУ

Понятие качества дошкольного образования Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения). Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры лицензирования учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. ( Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. Федина Н.В.)

Понятие качества дошкольного образования

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения).

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры лицензирования учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

( Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. Федина Н.В.)

1группа Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов. 2 группа Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов. 3 группа Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов. Параметры,  характеризующие качество дошкольного образования ( Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. Федина Н.В.)

1группа

  • Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
  • Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

2 группа

  • Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
  • Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

3 группа

  • Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
  • Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования

( Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. Федина Н.В.)

Схожесть и различие понятий: мониторинг, педагогическая диагностика, контроль.

Педагогическая диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности воспитанника, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. В то время как диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.

Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя педагогов и воспитанников, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения воспитанников и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу педагогов, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.

Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя педагогов и воспитанников, и направлена на оценку результатов учебного процесса.

С помощью контроля можно оценить достижения воспитанников и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу педагогов, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.

Мониторинг – теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах (С.Е.Шишов и В.А. Кальней). « Мониторинг, - отмечают В.Г. Попов, П.В. Голубков, определяя цель мониторинга в образовании, - призван информировать о состоянии педагогической системы (процесса), о тех изменениях, которые происходят в ней и могут произойти, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений»). Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких- либо процессов по четко определенным показателям.

Мониторинг – теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах (С.Е.Шишов и В.А. Кальней).

« Мониторинг, - отмечают В.Г. Попов, П.В. Голубков, определяя цель мониторинга в образовании, - призван информировать о состоянии педагогической системы (процесса), о тех изменениях, которые происходят в ней и могут произойти, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений»).

Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких- либо процессов по четко определенным показателям.

• Субъекты, участвующие в процедурах мониторинга Понятие «мониторинг в сфере образования» Ст .28 п.3. Ст. 29 п.2. Ст. 47 п.6 Ст. 89 п.2.Ст. 97 п. 3-5  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

• Субъекты, участвующие в процедурах мониторинга

Понятие «мониторинг в сфере образования»

Ст .28 п.3. Ст. 29 п.2. Ст. 47 п.6 Ст. 89 п.2.Ст. 97 п. 3-5

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

• Структуры, отвечающие за организацию мониторинга

« Мониторинг системы образовани я представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

« Мониторинг системы образовани я представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Цель мониторинга и диагностики – изучить состояние образовательного процесса в ДОО. Но мониторинг, в отличии от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты. Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг, - значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость.   Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики. Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОО, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Цель мониторинга и диагностики – изучить состояние образовательного процесса в ДОО.

Но мониторинг, в отличии от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты.

Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг, - значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость.  

Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.

Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОО, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Виды мониторинга Информационный мониторинг  – предполагает накопление и распространение информации   и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. Базовый мониторинг  – выявляет проблемы,   т.е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований. Управленческий мониторинг –  отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений. Комплексный мониторинг  – ориентирован   на всестороннее глубокое исследование.

Виды мониторинга

Информационный мониторинг  – предполагает накопление и распространение информации  и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

Базовый мониторинг  – выявляет проблемы,  т.е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований.

Управленческий мониторинг –  отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.

Комплексный мониторинг  – ориентирован  на всестороннее глубокое исследование.

Обоснование необходимости проведения мониторинга в ДОО

Обоснование необходимости проведения мониторинга в ДОО

По мнению А.А. Орлова, педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения. Его функцией является как выделение показателей, способных охарактеризовать образовательный процесс и образовательное учреждение в целом, так и обеспечение непрерывного исследовательского слежения за состоянием и прогнозированием развития педагогической системы. Таким образом, под педагогическим мониторингом понимается:

По мнению А.А. Орлова, педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.

Его функцией является как выделение показателей, способных охарактеризовать образовательный процесс и образовательное учреждение в целом, так и обеспечение непрерывного исследовательского слежения за состоянием и прогнозированием развития педагогической системы.

Таким образом, под педагогическим мониторингом понимается:

  • во-первых, форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы;
  • во-вторых, метод постоянного исследования, в реализации которого осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность.
Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в воспитательно-образовательном процессе. Так или иначе, но описание любой системы мониторинга должно отражать следующие позиции: 1) название модели мониторинга; 2) краткое описание способа применения методики; 3) контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна); 4) внутренние возможности оптимизации модели; 5) управление (указания по разработке и внедрению методики); 6)требования, предъявляемые воспитателям , задействованным в проведении системы мониторинга; 7) требования к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, на базе которого будет применяться разработанная система; 8) интегративная модель оценивания (педагогическая диагностика); 9) принципиальные преимущества и недостатки модели.

Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в воспитательно-образовательном процессе.

Так или иначе, но описание любой системы мониторинга должно отражать следующие позиции:

1) название модели мониторинга;

2) краткое описание способа применения методики;

3) контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);

4) внутренние возможности оптимизации модели;

5) управление (указания по разработке и внедрению методики);

6)требования, предъявляемые воспитателям , задействованным в проведении системы мониторинга;

7) требования к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, на базе которого будет применяться разработанная система;

8) интегративная модель оценивания (педагогическая диагностика);

9) принципиальные преимущества и недостатки модели.

Для обеспечения эффективности мониторинга в дошкольном образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.

Для обеспечения эффективности мониторинга в дошкольном образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:

  • полнота,
  • релевантность,
  • адекватность,
  • объективность,
  • точность,
  • своевременность,
  • доступность,
  • непрерывность,
  • структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.

Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.

Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:

Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:

  • по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
  • по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
  • по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
  • по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
  • по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
  • по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • по формам объектно-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
  • по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.) .
Модель мониторингового подхода к управлению качеством обучения в  дошкольном учреждении

Модель мониторингового подхода к управлению качеством обучения в дошкольном учреждении

Разработка и реализация системы мониторинга (принципы)

Разработка и реализация системы мониторинга (принципы)

Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга

Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга

Формы оценки (фиксации результатов)

Формы оценки (фиксации результатов)

  • Дневник достижений
  • Технология портфолио
  • Диагностическая карта
Мониторинг в соответствии с ФГОС ДО

Мониторинг в соответствии с ФГОС ДО

Педагогическая диагностика (мониторинг) Назначение  Оценка индивидуального развития ребенка  Кто проводит?  Педагог Участие ребенка  Свободное Использование полученных результатов  Исключительно для решения задач: Особенности проведения  Индивидуализация образования (в т.ч. Поддержка ребёнка, построение образовательной траектории, коррекция развития в рамках проф.компетентности педагога). Оптимизация работы с группой детей. Собственный выбор или на основе консультации со специалистами. Данные – профессиональные материалы педагога и НЕ подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Обязательность проведения  Определяются Программой при создании соответствующих условий Контроль за эффективностью деятельности педагога  Может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОО (пп.4. п.1.7. ФГОС ДО; ст. 95 Закона об образовании.

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Назначение

Оценка индивидуального развития ребенка

Кто проводит?

Педагог

Участие ребенка

Свободное

Использование полученных результатов

Исключительно для решения задач:

Особенности проведения

  • Индивидуализация образования (в т.ч. Поддержка ребёнка, построение образовательной траектории, коррекция развития в рамках проф.компетентности педагога).
  • Оптимизация работы с группой детей.

Собственный выбор или на основе консультации со специалистами. Данные – профессиональные материалы педагога и НЕ подлежат проверке в процессе контроля и надзора.

Обязательность проведения

Определяются Программой при создании соответствующих условий

Контроль за эффективностью деятельности педагога

Может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОО (пп.4. п.1.7. ФГОС ДО; ст. 95 Закона об образовании.

Психологическая диагностика Назначение Психологическая оценка индивидуального развития ребёнка Кто проводит? Психолог и/или педагог-психолог Участие ребёнка Требуется согласие родителей (законных представителей) Использование полученных результатов Для квалифицированной коррекции развития детей Для решения задач психологического развития ребёнка (группы детей) В соответствии с Положением о ПМПК (пр.№ 1082 Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г.) ребёнка с ОВЗ необходимо пройти обследование на заседании ПМПК и получить рекомендации

Психологическая диагностика

Назначение

Психологическая оценка индивидуального развития ребёнка

Кто проводит?

Психолог и/или педагог-психолог

Участие ребёнка

Требуется согласие родителей (законных представителей)

Использование полученных результатов

Для квалифицированной коррекции развития детей

Для решения задач психологического развития ребёнка (группы детей)

В соответствии с Положением о ПМПК (пр.№ 1082 Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г.) ребёнка с ОВЗ необходимо пройти обследование на заседании ПМПК и получить рекомендации

Используемая литература:

Используемая литература:

  • Аляутдинова Р.Н. «Мониторинг как основа модели управления качеством обучения в дошкольном учреждении».
  • Колупаева Н. И. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы дошкольного образования


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!