Мониторинг в ДОО в соответствии с ФГОС
«Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.»
Ш.А. Амонашвили.
Требования, предъявляемые к современной дошкольной образовательной организации, достаточно высоки.
За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации.
В связи с этим возникает необходимость, с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой - сравнение их с ожидаемыми прогнозами.
Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно овладеть системой прогнозировать результаты.
Качество дошкольного образования в РФ
- ориентация деятельности ДОО на сохранение самоценности дошкольного детства как основного периода, закладывающего основы дальнейшего развития ребенка;
- вариативность системы дошкольного образования, многообразие видов ДОО, и предоставляемых ими услуг в ходе реализации программ;
- право родителей выбирать ДОО;
- государственно-общественный контроль и оценка качества дошкольного образования в РФ.
( размышления)
Гарантированная реализация минимальных стандартов образования
Способность ставить цели в различных контекстах и достигать их;
Способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон;
Стремление к совершенствованию
Содержание понятия «качество дошкольного образования»
«Качество образования»
Качество дошкольного образования
Интеграция
Качество образовательного процесса в ДОУ (уровень образованности…)
качество полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
качество профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения ;
качество управления системой дошкольного образования;
Способность удовлетворять запросы потребителей (в первую очередь – родителей)
Стремление к реальному и потенциальному качеству образования в ДОУ
Понятие качества дошкольного образования
Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения).
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры лицензирования учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
( Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. Федина Н.В.)
1группа
- Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
- Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
2 группа
- Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
- Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
3 группа
- Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
- Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования
( Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. Федина Н.В.)
Схожесть и различие понятий: мониторинг, педагогическая диагностика, контроль.
Педагогическая диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности воспитанника, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. В то время как диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя педагогов и воспитанников, и направлена на оценку результатов учебного процесса.
С помощью контроля можно оценить достижения воспитанников и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу педагогов, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
Мониторинг – теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах (С.Е.Шишов и В.А. Кальней).
« Мониторинг, - отмечают В.Г. Попов, П.В. Голубков, определяя цель мониторинга в образовании, - призван информировать о состоянии педагогической системы (процесса), о тех изменениях, которые происходят в ней и могут произойти, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений»).
Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких- либо процессов по четко определенным показателям.
• Субъекты, участвующие в процедурах мониторинга
Понятие «мониторинг в сфере образования»
Ст .28 п.3. Ст. 29 п.2. Ст. 47 п.6 Ст. 89 п.2.Ст. 97 п. 3-5
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
• Структуры, отвечающие за организацию мониторинга
« Мониторинг системы образовани я представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Цель мониторинга и диагностики – изучить состояние образовательного процесса в ДОО.
Но мониторинг, в отличии от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты.
Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг, - значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость.
Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики.
Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.
Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОО, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.
Виды мониторинга
Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый мониторинг – выявляет проблемы, т.е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований.
Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.
Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.
Обоснование необходимости проведения мониторинга в ДОО
По мнению А.А. Орлова, педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Его функцией является как выделение показателей, способных охарактеризовать образовательный процесс и образовательное учреждение в целом, так и обеспечение непрерывного исследовательского слежения за состоянием и прогнозированием развития педагогической системы.
Таким образом, под педагогическим мониторингом понимается:
- во-первых, форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы;
- во-вторых, метод постоянного исследования, в реализации которого осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность.
Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в воспитательно-образовательном процессе.
Так или иначе, но описание любой системы мониторинга должно отражать следующие позиции:
1) название модели мониторинга;
2) краткое описание способа применения методики;
3) контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);
4) внутренние возможности оптимизации модели;
5) управление (указания по разработке и внедрению методики);
6)требования, предъявляемые воспитателям , задействованным в проведении системы мониторинга;
7) требования к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, на базе которого будет применяться разработанная система;
8) интегративная модель оценивания (педагогическая диагностика);
9) принципиальные преимущества и недостатки модели.
Для обеспечения эффективности мониторинга в дошкольном образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:
- полнота,
- релевантность,
- адекватность,
- объективность,
- точность,
- своевременность,
- доступность,
- непрерывность,
- структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.
Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:
- по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
- по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
- по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
- по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
- по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
- по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по формам объектно-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
- по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.) .
Модель мониторингового подхода к управлению качеством обучения в дошкольном учреждении
Разработка и реализация системы мониторинга (принципы)
Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга
Формы оценки (фиксации результатов)
- Дневник достижений
- Технология портфолио
- Диагностическая карта
Мониторинг в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Назначение
Оценка индивидуального развития ребенка
Кто проводит?
Педагог
Участие ребенка
Свободное
Использование полученных результатов
Исключительно для решения задач:
Особенности проведения
- Индивидуализация образования (в т.ч. Поддержка ребёнка, построение образовательной траектории, коррекция развития в рамках проф.компетентности педагога).
- Оптимизация работы с группой детей.
Собственный выбор или на основе консультации со специалистами. Данные – профессиональные материалы педагога и НЕ подлежат проверке в процессе контроля и надзора.
Обязательность проведения
Определяются Программой при создании соответствующих условий
Контроль за эффективностью деятельности педагога
Может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОО (пп.4. п.1.7. ФГОС ДО; ст. 95 Закона об образовании.
Психологическая диагностика
Назначение
Психологическая оценка индивидуального развития ребёнка
Кто проводит?
Психолог и/или педагог-психолог
Участие ребёнка
Требуется согласие родителей (законных представителей)
Использование полученных результатов
Для квалифицированной коррекции развития детей
Для решения задач психологического развития ребёнка (группы детей)
В соответствии с Положением о ПМПК (пр.№ 1082 Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г.) ребёнка с ОВЗ необходимо пройти обследование на заседании ПМПК и получить рекомендации
Используемая литература:
- Аляутдинова Р.Н. «Мониторинг как основа модели управления качеством обучения в дошкольном учреждении».
- Колупаева Н. И. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы дошкольного образования