СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг учащихся учебных достижений учащихся по истории и обществознанию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время все чаще говорят о том, что современная школа должна давать в новых условиях ФГОС не формальное, а успешно адаптированное и гибкое образование в условиях постоянно меняющихся потребностей общества. Именно роль педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по истории и обществознанию заметно возросла. 

В переводе с английского мониторинг это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Возможности мониторинга достаточно широки: это отслеживание динамики развития учащихся, получение представления о каждом из них, возможность успешной дифференциации обучения, конструирование развивающих занятий, создание групп коррекции и другое. Хочется отметить и воспитательную роль проверки знаний школьников. Систематический контроль дисциплинирует, приучает регулярно трудиться, дети начинают понимать значимость предмета лично для себя, следить за своим учебным ростом, что очень важно для уважающей себя личности.

Формы  практического среза знаний учащихся в современной школе варьируются в зависимости от возраста детей, степени начальной подготовленности к обучению к школе, календарного и тематического планирования на момент контроля знаний и требований государственного стандарта  образования. Сохранились со времён так называемой  «советской школы» такие формы контроля как:

1) диктанты (словарные, графические, схематические);

2) зачёты (в устной и письменной форме);

3) практические работы;

4) контрольные работы;

5) самостоятельные работы.

Как известно, стадия перехода к итоговым испытаниям в форме ГИА и ЕГЭ длилась несколько лет. В течение этого времени учителя и ученики освоили такие формы контроля, как тестирование с выбором правильного ответа, анализ предложенных суждений, формулирование правильного ответа, выбор последовательности, соотношение и исключение лишних понятий, систематизация и обобщение информации, выявление общих черт и различий, характеристика текста и его отдельных составляющих, формулировка теоретических положений и их аргументация, составление развернутого плана ответа, написание эссе по заданной теме.

Конечно, научить всему этому сходу выпускников невозможно. Сейчас я преподаю в 6-х классах, где на уроках контроля мы уже работаем по ряду из перечисленных направлений. Пока ребятам больше всего нравится составлять план развернутого ответа по пройденным темам: такая работа для них интересна творческой составляющей.  Так же мои детки с удовольствием пишут графические  диктанты с сюрпризом, где правильные ответы выстраиваются в неожиданной форме (буквы, цифры, геометрической фигуры, улыбки и т.д.).

Следующий вид текущего контроля знаний - это цифровой диктант, например, по разделу «Человек». В этом случае учащимся предстоит пронумеровать определения, относящиеся к разделам данной темы:

1 – человек;

2 – личность;

3 – познание;

4 – деятельность и т.д.

В результате в тетрадях должен получиться определенный цифровой ряд. Здесь сразу виден результат и качество знаний. Ребятам очень нравится такой вид работы, мы часто делаем здесь взаимопроверку, работая в парах. Цель – запоминание теоретических положений и их систематизация.      

С шестиклассниками приходится работать и при помощи тестирования, нацеливаясь на ГИА и ЕГЭ.  Пока это проверка знаний учащихся по узким темам, что очень удобно при текущем контроле, закреплении и повторении ЗУН.                        

 

Обычно и дети, и взрослые любят фантастические истории, поэтому творческие работы моих учеников обычно похожи на отражающую реальность сказку. Это очень хорошая подготовка к написанию эссе. Далее я назову  типы таких работ и приведу примеры по ним.

1)Тип творческой работы «Полет фантазии»

Ребенок со своим героем отправляется в сказочное историческое путешествие. «Однажды мишка по имени Барни  отправился в путешествие. Сел он на автомобиль и поехал далеко-далеко. Ехал он, ехал и приехал в огромный город Константинополь.  В этом городе медвежонок увидел большие дома, красивые улицы и парки, чудесные фонтаны. Но самым впечатляющим зданием в городе был …»

 

2)Тип творческой работы  «Рассказ».

Например: «В рыцарском замке»

« Жила-была книга. Ее дом находился  в старом  деревянном книжном шкафу в городской библиотеке. Ежедневно сюда приходил библиотекарь, точил карандаш и работал с читателями. Книжка была  тоненькой и маленькой, но очень любопытной. Любила всюду совать свой нос. Каждый вечер она выпрыгивала из шкафа, прогуливалась по библиотеке и шалила.

 Так однажды наша озорница подошла к полке, где стояли книги о средневековых рыцарях. Книжечка схватила карандаш и нарисовала усы и бороду одному из них. Тот так сильно разозлился, что вытянул руки и забрал обидчицу с собой...»

 

3)Тип творческой работы «Неожиданные свойства предметов, героев»

Здесь можно выделить приемы:

- знакомые герои в новых обстоятельствах;

 -коллаж из сказок и переплетенных ситуаций;

- изменение ситуаций в знакомых историях;

-сказки по-новому;

 

4)Тип творческой работы «Фантастические явления».

Например: сочинение «Как я попал в Ледниковый период…»

«Однажды  в летнем лагере мы отправились в поход. Поляна, куда мы пришли, была необыкновенно красивой. Кругом росли такие чудесные цветы, что невозможно было оторвать глаз. Все вокруг заливалось солнечным светом и благоухало. Вдруг совсем рядом я увидел вход в пещеру. Я только на минутку заглянул в нее, а когда вышел…»

Задание: Что могло произойти, встреча с кем-то? Захотелось ли вновь вернуться назад? Почему?

5)Тип творческой работы «Предположение».

Сочинение на тему: «Если бы у меня была волшебная палочка».

(Можно вмешаться и изменить какое-либо событие, ход войны, дать людям новые знания и т.п.)

В конце «Я бы столько сделала, но…..»

 

6)Тип творческой работы «Спаси своего героя»

Учитель придумывает экстрим, требующий различных    вариантов «спасательных решений» кого угодно (живых людей, исторических героев и т д.)

7)Тип творческой работы об известных героях.

Например: «Сочини сказку о былинном Илье Муромце».

 

8) Сочинение-исследование.

В работах такого типа раскрывается представление ребенка о мире, природе, обществе и человеке.

 Например: « Для чего нужны исторические источники?»

Учитель дает начало:

«Каждая вещь по-своему полезна и интересна. Ручка нужна, чтобы писать. Линейка нужна, чтобы чертить. А для чего  нужны исторические источники?»

Далее ученик раскрывает тему со своей точки зрения.

 

9) Сочинение-восхищение.

Сочинения такого типа  можно проводить часто, задавать на дом, привлекать их к созданию фантазию и родителей. Их выполнение не займет много времени, а польза  огромна.

10) Погружение в образ. Ребенок становится при описании картины, например, частью природы, интерьера, экстерьера, героем картины или знакомым героев картины, ее автором. Вся работа строится с этой точки зрения.

Например: картина «Три богатыря», «Иван Грозный убивает своего сына» и др.

 

В заключение своего выступления я хочу привести слова К.Д. Ушинского: «Ни одна реформа образования не может произойти, минуя голову учителя». В этих словах и заключена суть проблем сегодняшнего образования. Учитель должен научить воспитанников думать, работать с первоисточниками, отстаивать свою точку зрения и при этом дать ему классические знания. При этом ФГОС требует компетенции учащихся, а семья ждёт успешности во взрослой жизни для своих детей, то есть у наших школьников на выходе должны быть универсальные ЗУН, они должны  уметь поставить диалог с представителем любой сферы. Уже не раз говорилось о том, что сегодняшнее время требует не объём информации, а умение её применять в различных условиях. Поэтому педагогический мониторинг учебных достижений учащихся по предметам обществоведческого цикла обусловлен потребностями современного общества. 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!