Монологическая речь
Организационный момент
Фронтальный опрос
- Сколько существует форм речи?
- Что такое устная речь; письменная речь?
- Особенности, отличия устной речи?
- Особенности письменной речи?
- Перечислить типы речи
- Языковая норма- это?
- Перечислить основные нормы (раскрыть каждую из них)
- Речевой этикет – это?
- Результаты овладения речевым этикетом?
3. Тема урока: «Монологическая и диалогическая речь»
Лексическая разминка:
Речь, общение, этикет, диалог, вопрос, реплика, беседа, собеседник, вежливость, монолог, ответ, спор, фраза.
1.По памяти записать слова.
2. Сгруппировать их по какому-либо признаку. Обосновать.
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.
Коммуникативные функции:
– информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
– воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
– эмоционально-оценочная.
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог – сообщение; монолог – описание; монолог – рассуждение; монолог – повествование; монолог – убеждение.
Виды монологической речи:
Академическая речь
Судебная речь
Социально – политическая речь
Социально - бытовая речь
Церковная речь
Создать монологический текст по заданным параметрам. А его тема «находится» в черном ящике.
Внимание, вопрос! Здесь лежит предмет, который объединяет мифологическую первопричину Троянской войны, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и рассказ И.А. Бунина. Что лежит в черном ящике? ( Яблоки).
Именно о них вы будете говорить публично через 3 минуты.
4.Каждая группа получает яблоко и задание
1Какое удивительное яблоко! (текст-описание из 5 предложений и представить его аудитории)
составить по заданному началу
2.История этого яблока удивительна! (текст- повествование из 5 предложений и представить его аудитории)
3 Текст составить по заданному началу:
Яблоко-самый популярный фрукт в России (текст-рассуждение из 5 предложений и представить его аудитории).
Молодцы! А легко ли отличить монолог от диалога? Проверим.
Ф.М.Достоевского и определим форму речи.
5. Анализ текста Ф.М.Достовского:
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё -то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...
Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем несерьезно.
Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»
Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог?
С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли - это минимум, что должен уметь современный образованный человек. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь.
Диалогическая речь
1.Орфоэпическая разминка
Торты, договор, внутренний, красивее, средства, дела, водопровод, обеспечение, звонит.
2.а) Фронтальный опрос (контролирующий орган)
- Сколько существует форм речи?
- Какая из них спонтанна?
- В какой речи предложения полные, распространенные?
- В какой речи эмоции выражаются знаками препинания?
- В какой речи встречаются слабая структура текста, повторения, речевые ошибки?
- Перечислить основные языковые нормы?
- Что такое речевой этикет?
- Что такое Монологическая речь?
- Перечислить ее функции?
б)А виды мы вспомним следующим образом: я включаю запись речи, а вы, прослушав, определяете ее вид.
Аудиозаписи
3. Диалогическая речь (учебник)
Диалогическая речь -
Закрепление изученного материала
Составление диалогов по данному образцу.
Например:
В магазине игрушек
Ребенок. Добрый день.
Продавец. Здравствуй! Какие игрушки тебе нравятся?
Ребенок. Покажите, пожалуйста, машинку.
Продавец. В нашем магазине много машинок. Какая тебе нравится больше? Опиши ее.
Ребенок. Мне нужен грузовой автомобиль. Покажите, пожалуйста, синий грузовик с черными резиновыми колесами. Сколько он стоит?
Продавец. Пожалуйста, смотри. Он стоит 10 грн.
Ребенок. Спасибо большое.
Темы для диалогов:
В книжном магазине.
В аптеке.
Беседа с родителями.
Итог урока
- Прочитайте текст про себя. Подготовьте вопросы по его содержанию.
Поэты
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
- Малины! – заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню…
- А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны.
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы есть нельзя, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий …
- Айболит! – заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша…
Г.Юдин
Домашнее задание
Составьте диалог на тему: «Бабочка и цветы».
Раздаточный материал
С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли - это минимум, что должен уметь современный образованный человек. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь.
Анализ текста Ф.М.Достовского:
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё -то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...
Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем несерьезно.
Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»
Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог?
С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли - это минимум, что должен уметь современный образованный человек. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь.
Анализ текста Ф.М.Достовского:
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё -то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...
Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем несерьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»