СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монологическая и диалогическая речь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока- научить правильно употреблять диалог и монолог в своей устной и письменной коммуникации

Просмотр содержимого документа
«Монологическая и диалогическая речь»

Монологическая речь

  1. Организационный момент

  2. Фронтальный опрос

- Сколько существует форм речи?

- Что такое устная речь; письменная речь?

- Особенности, отличия устной речи?

- Особенности письменной речи?

- Перечислить типы речи

- Языковая норма- это?

- Перечислить основные нормы (раскрыть каждую из них)

- Речевой этикет – это?

- Результаты овладения речевым этикетом?

3. Тема урока: «Монологическая и диалогическая речь»

Лексическая разминка:

Речь, общение, этикет, диалог, вопрос, реплика, беседа, собеседник, вежливость, монолог, ответ, спор, фраза.

1.По памяти записать слова.

2. Сгруппировать их по какому-либо признаку. Обосновать.

 Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. 

Коммуникативные функции:

– информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

– воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

– эмоционально-оценочная.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог – сообщение; монолог – описание; монолог – рассуждение; монолог – повествование; монолог – убеждение.

Виды монологической речи:

Академическая речь

Судебная речь

Социально – политическая речь

Социально - бытовая речь

Церковная речь

Создать монологический текст по заданным параметрам. А его тема «находится» в черном ящике.

Внимание, вопрос! Здесь лежит предмет, который объединяет мифологическую первопричину Троянской войны, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и рассказ И.А. Бунина. Что лежит в черном ящике? ( Яблоки).

Именно о них вы будете говорить публично через 3 минуты.

4.Каждая группа получает яблоко и задание

1Какое удивительное яблоко! (текст-описание из 5 предложений и представить его аудитории)

составить по заданному началу

2.История этого яблока удивительна! (текст- повествование из 5 предложений и представить его аудитории)

3 Текст составить по заданному началу:

Яблоко-самый популярный фрукт в России (текст-рассуждение из 5 предложений и представить его аудитории).

Молодцы! А легко ли отличить монолог от диалога? Проверим.

Ф.М.Достоевского и определим форму речи.

5. Анализ текста Ф.М.Достовского:

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё -то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем несерьезно.

Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог?


С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли - это минимум, что должен уметь современный образованный человек.   Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. 

Диалогическая речь

1.Орфоэпическая разминка

Торты, договор, внутренний, красивее, средства, дела, водопровод, обеспечение, звонит.

2.а) Фронтальный опрос (контролирующий орган)

- Сколько существует форм речи?

- Какая из них спонтанна?

- В какой речи предложения полные, распространенные?

- В какой речи эмоции выражаются знаками препинания?

- В какой речи встречаются слабая структура текста, повторения, речевые ошибки?

- Перечислить основные языковые нормы?

- Что такое речевой этикет?

- Что такое Монологическая речь?

- Перечислить ее функции?

б)А виды мы вспомним следующим образом: я включаю запись речи, а вы, прослушав, определяете ее вид.

Аудиозаписи

3. Диалогическая речь (учебник)

Диалогическая речь -

  1. Закрепление изученного материала

Составление диалогов по данному образцу.

Например:

В магазине игрушек

Ребенок. Добрый день.

Продавец. Здравствуй! Какие игрушки тебе нравятся?

Ребенок. Покажите, пожалуйста, машинку.

Продавец. В нашем магазине много машинок. Какая тебе нравится больше? Опиши ее.

Ребенок. Мне нужен грузовой автомобиль. Покажите, пожалуйста, синий грузовик с черными резиновыми колесами. Сколько он стоит?

Продавец. Пожалуйста, смотри. Он стоит 10 грн.

Ребенок. Спасибо большое.


Темы для диалогов:

  1. В книжном магазине.

  2. В аптеке.

  3. Беседа с родителями.


Итог урока

- Прочитайте текст про себя. Подготовьте вопросы по его содержанию.

Поэты

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей …

- Малины! – заорал Миша.

- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню…

- А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны.

А ешьте красные мухоморы!

- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы есть нельзя, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий …

- Айболит! – заорал медвежонок.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша…

Г.Юдин


  1. Домашнее задание

Составьте диалог на тему: «Бабочка и цветы».









Раздаточный материал

С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли - это минимум, что должен уметь современный образованный человек.   Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. 

Анализ текста Ф.М.Достовского:

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё -то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем несерьезно.

Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог?


С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли - это минимум, что должен уметь современный образованный человек.   Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. 

Анализ текста Ф.М.Достовского:

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё -то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем несерьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»