СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит необходимую информацию по теме в соответствии с кодификатором, а также несколько тестовых заданий, необходимых для закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность»

ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность


Этика – наука о морали


Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среда и к самому себе с позиций добра и зла


Моральные категории

Д ОБРО

ЗЛО

Всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества; всё, что приносит пользу, к чему человек стремится, что оценивает положительно

Всё, что ведёт к ухудшению жизни, деградации личности, разрушению общества; всё, что приносит вред, чего человек стремится избежать, что оценивает отрицательно

Справедливость, честность, смелость, отвага, мужество, ответственность, благородство, доброта, милосердие, трудолюбие, бескорыстие, любовь, дружба, самообладание, скромность, счастье, вежливость, сострадание, отзывчивость, сознательность

Злобность, подлость, предательство, клевета, трусость, корысть, зависть, ложь, обман, жестокость, равнодушие, ненависть, воровство, гордыня, несдержанность, горе, беда, насилие, коварство, хамство, грубость, эгоизм


Золотое правило морали – относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе


Мораль и нравственность

общее

Оценивают поведение людей с позиции добра и зла, регулируют поведение людей

различия

Мораль

Нравственность

Строгие духовные правила поведения, идеалы, к которым следует стремиться

Практическое поведение людей, внутренняя потребность человека действовать согласно совести, в соответствии с моральными нормами


Долг – нравственно осознанное стремление к выполнению своих обязанностей, совершению необходимых действий, поступков самостоятельно, без принуждения


Совесть – способность человека критически оценивать своё поведение с точки зрения морали, осознавать ответственность за свои поступки; внутренний контролёр


Гуманизм – «человечность», система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, её свобода и права на счастье

Гуманизм в делах и поступках – основной критерий морали, то, что позволяет различать добро и зло


Патриотизм – любовь к Родине, Отечеству; нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё



ГРАЖДАНИН

Принадлежность к государству, политико-правовая связь человека с государством, гражданин наделён правами и свободами и несёт обязанности (гражданин России, гражданин Франции)

Человек, служащий Родине, народу, обществу, заботящийся об общественном благе (настоящий гражданин, «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»)


Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, уважение и точное соблюдение законов страны


Решаем задания в формате ОГЭ


1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению.

Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2.Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза: «Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип

1) искусства 2) морали 3) политики 4) экономики

3. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) процесс приобщения к знаниям о мире

Б) является способом регулирования поведения

В) формирует научную картину мира

Г) поддерживается силой общественного мнения

Д) воздействует преимущественно на эмоции человека

1) образование

2) мораль

5. Верны ли следующие суждения о гуманизме?

А. Гуманизм предполагает внимание общества к проблемам развития личности.

Б. Следование гуманистическому идеалу повышает роль нравственных ценностей в жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о морали?

А) Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения.

Б) Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.

Б. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!