ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Этика – наука о морали
Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среда и к самому себе с позиций добра и зла
Моральные категории |
Д ОБРО | ЗЛО |
Всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества; всё, что приносит пользу, к чему человек стремится, что оценивает положительно | Всё, что ведёт к ухудшению жизни, деградации личности, разрушению общества; всё, что приносит вред, чего человек стремится избежать, что оценивает отрицательно |
Справедливость, честность, смелость, отвага, мужество, ответственность, благородство, доброта, милосердие, трудолюбие, бескорыстие, любовь, дружба, самообладание, скромность, счастье, вежливость, сострадание, отзывчивость, сознательность | Злобность, подлость, предательство, клевета, трусость, корысть, зависть, ложь, обман, жестокость, равнодушие, ненависть, воровство, гордыня, несдержанность, горе, беда, насилие, коварство, хамство, грубость, эгоизм |
Золотое правило морали – относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе
Мораль и нравственность |
общее |
Оценивают поведение людей с позиции добра и зла, регулируют поведение людей |
различия |
Мораль | Нравственность |
Строгие духовные правила поведения, идеалы, к которым следует стремиться | Практическое поведение людей, внутренняя потребность человека действовать согласно совести, в соответствии с моральными нормами |
Долг – нравственно осознанное стремление к выполнению своих обязанностей, совершению необходимых действий, поступков самостоятельно, без принуждения
Совесть – способность человека критически оценивать своё поведение с точки зрения морали, осознавать ответственность за свои поступки; внутренний контролёр
Гуманизм – «человечность», система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, её свобода и права на счастье
Гуманизм в делах и поступках – основной критерий морали, то, что позволяет различать добро и зло
Патриотизм – любовь к Родине, Отечеству; нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё
ГРАЖДАНИН |
Принадлежность к государству, политико-правовая связь человека с государством, гражданин наделён правами и свободами и несёт обязанности (гражданин России, гражданин Франции) | Человек, служащий Родине, народу, обществу, заботящийся об общественном благе (настоящий гражданин, «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия») |
Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, уважение и точное соблюдение законов страны
Решаем задания в формате ОГЭ
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению.
Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза: «Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип
1) искусства 2) морали 3) политики 4) экономики
3. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида.
Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ |
А) процесс приобщения к знаниям о мире Б) является способом регулирования поведения В) формирует научную картину мира Г) поддерживается силой общественного мнения Д) воздействует преимущественно на эмоции человека | 1) образование 2) мораль |
5. Верны ли следующие суждения о гуманизме?
А. Гуманизм предполагает внимание общества к проблемам развития личности.
Б. Следование гуманистическому идеалу повышает роль нравственных ценностей в жизни человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о морали?
А) Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения.
Б) Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.
Б. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны