дисциплина: Обществознание, 1 курс
Урок 12
тема: Мораль. Основные принципы и нормы морали
Цель: рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали; выделить признаки данного термина; обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
Воспитательная: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Развивающая: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала
Форма урока: урок-лекция с элементами дискуссии и игры
понятия: Мораль, право
План:
Орг. момент
Проверка Д/з, устный опрос
Сообщение новой темы
Изучение нового материала
Что такое мораль?
Признаки морали.
Нравственные (моральные) ценности.
Золотое правило нравственности.
закрепление изученного материала, устная работа с афоризмами
д/з Найти афоризмы, пословицы и поговорки о морали, нравственности и образовании
Преподаватель: Пиликина Н. И.
МОРАЛЬ(лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. В русском языке мораль и нравственность — тесно связанные понятия, часто считающиеся синонимичными, однако термин нравственность применяется для обозначения внутренних принципов человека, которыми он руководствуется, а мораль — для общественных взглядов. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.
1.Организация урока.
2. Устный опрос по теме «Наука и образование»
Определения: наука, образование
какие уровни образования есть в РФ?
В чем заключается этика ученого? Виды наук? примеры
2. Подготовка к изучению нового материала.
- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает, а дети слушают)
Притча “Яма”
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?
3. Новая тема.
- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.
- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради)
цель нашего учебного занятия - рассмотреть понятие мораль, ее основные элементы, нормы и принципы морали
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).
- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)
(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)
Мораль – лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений
Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.
Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.
Моральные ценности.
Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.
Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее) – 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.
Категории морали:
1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;
2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);
3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);
4) счастье.
Что еще контролирует поведение человека? (право, закон)
- И так право тоже контролирует поведение человека.
- Что такое право?
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
- Что объединяет эти понятия, а что отличает?
Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).
Дал слово и не сдержал (мораль)
- Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.
- На доске представлен шаблон таблицы, перенесите ее в тетрадь.
(Чертят таблицу в тетрадь)
Мораль и право
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
Кто вырабатывает | Государство | Общество |
Где закреплено? | В законах государства | Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юрид. ответственность | Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение | Обязательно | Не обязательно |
Что регулирует? | служат для регулирования и оценки поступков человека. |
- Итак, каковы же признаки морали? Давайте их запишем в тетрадь.
(Выписывают в тетради признаки морали из таблицы.)
-ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ
Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)
- Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой
-Ч то необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)
- А каковы черты морального человека?
Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального человека. Воспользуйтесь для помощи учебником на странице 147-148.
- Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку.. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
- Трудно соответствовать моральному человеку?
- А нужно это человеку?
- Зачем?
Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.
1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.
2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.
3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.
4. Закрепление изученного
Задание: составить синквейн. Синквейн- 5стишие, которое в виде кратких выражениях отражает тему урока и которое пишется по определенным правилам. Учитель объясняет правила составления синквейна, раздает заготовки для его написания.
(На выданных заготовках составляют синквейн. Желающие зачитывают, и все сдают на проверку.)
Игра “Крестики-нолики”. Раздает заготовки игрового поля.
Вопросы для игры “Крестики-нолики”.
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
9. Выполнение норм морали обязательно (нет).
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. записи в тетради, найти поговорки, пословицы, высказывания по темам «Мораль», «Наука», «Образование»