СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Мораль. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Мораль

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о понятиях: мораль, нравственность, добро, зло; о правах человека

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Что такое мораль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_9kl_baz_urov_quotchto_takoe_moralquot/1-1-0-33 Презентация «Добро и зло» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_9kl_baz_urov_quotdobro_i_zloquot/1-1-0-37

План урока

  1. Мораль, нравственность.

  2. Основные ценности и нормы морали.

  3. Добро и зло.

Личностно значимая проблема

Действительно ли мораль играет важную роль в жизни современного общества?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Мораль, нравственность, нормы морали, добро, зло

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с ролью политики в жизни общества. Характеризовать власть и политику как социальные явления.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I. Организаци

онный момент

3


Знакомит с темой, целями
и планом урока

Записывают тему и план

урока в тетрадь

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Работа
в тетради

II. Актуализация знаний

3


Беседа по теме «Мораль»


Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Кого называют добрым? Легко ли отличить добро
от зла? Что такое мораль? Можно ли жить без морали?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – строят осознанное речевое высказывание в устной форме нормах морали, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществлять поиск нужной информации из практического опыта

Устный опрос


III. Изучение нового материала

23

1. Презентация «Что такое мораль».

2. Задания в рабочей тетради № 2, 3, с. 18

3. Презентация «Добро и зло».

4. Работа с дополнительными материалами по карточкам (см. приложение):

а) прочитать текст;

б) подготовить ответы на вопросы

1. Показывает и поясняет слайды презентации.

2. Поясняет задания в рабочей тетради




3. Показывает и поясняет слайды презентации.

4. Делит учащихся на группы, поясняет задания, организует беседу по вопросам:

– В чем заключен смысл стихотворения или притчи? Может ли зло быть похожим на добро? Может ли существовать добро без понятий зла? Может ли человек с легкостью отделить добро от зла?

1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради.

2. Выполняют задания в рабочей тетради.



3. Просматривают презентацию, делают записи в тетради.

4. Знакомятся
с текстом, готовятся отвечать на вопросы

1. Индивидуальная.


2. Индивидуальная


3. Индивидуальная.


4. Групповая

Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали; о правах и обязанностях граждан.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цели.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – пользуются аллгоритмом в работе.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

1. Записи в тетради.

2. Заданий
в рабочей тетради.

3. Записи в тетради.

4. Работа по карточкам

IV. Первичное осмыс-

ление
и закрепление

3

Задания в учебнике «В классе и дома», с. 76

Поясняет задания

Выполняют задания в учебнике

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

3

Обобщение полученные на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как права человека связанны с его потребностями? Что определяет границу прав каждого человека?

1. Отвечают
на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определяют уровень
усвоения изучаемого материала

Беседа
по вопросам

VI. Домашнее задание

2

§ 5. Задания в рабочей тетради № 3, 5, 6, 7, с. 24–26

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная


















Приложение

Баллада о Добре и зле

Однажды с добром встретилось зло,

Встречался со злом кто, тому не везло.

С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умен, остроумен и просто удачлив.

И думало зло, что добру точно так же,

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг добро прошептало ему:

«Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждешь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать, это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого-то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше – я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у него чьей-то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон».

«А мне наплевать на Него не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто-то делает только добро.

Пойду я» - «Иди, но запомни одно –

Нас больше и этим все решено!!!»

Михаил Реутов

Споры о добре и зле

Как часто мы спорим, не зная значения слов.

А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.

Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.

Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.

Но этот вопрос нам нельзя отложить на потом.

Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.

Источник добра — совершенный и вечный Творец,

А зла – Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.

Добро – гармоничный, живой, многокрасочный мир.

А зло – разрушенье, болезнь, паразит и вампир.

И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.

И сущность свою злу приходится вечно скрывать.

Избытка добра не бывает нигде, никогда.

И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.

И зло «нужно» миру, как людям – несчастья, беда,

Болезни, пороки, преступность, война и вражда.

И цель нашей жизни – гармонию мира крепить,

От зла отказаться, не дать ему мир погубить.

Но снова твердят о медали и двух сторонах,

О двух порождающих жизнь силовых полюсах…

Возможно, хотят утвердить своё право на зло,

Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.

Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.

А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…

Ю. Новиков

Добро и Зло

Повстречались как то на просторе

Зло с Добром, сойдясь в суровом споре,

Чтоб узнать кто прав из них и в чем

Не сверкнул никто из них мечом,

А точнее чтобы рассудить

Аргументы стали приводить.

Для примера исцелился пациент,

(А Добро за докторов горой)

Зло лишь улыбается в ответ,

Отрицательно качая головой.

Да, возможно, отступил недуг,

Человек как будто бы здоров,

Только ценный опыт упустил,

Тот, что обрести он сам бы мог.

Нет, не научился понимать

Свое тело и свой организм,

Для заболеваний как и встарь

Он остался очень уязвим.

Слово вновь берет Добро и в бой,

Правоту желая доказать:

«Ну а тот, кто нищим подает,

Разве не творит он благодать?!»

«Разве им не благо он несет,

От невзгод спасая, от нужды?»

Зло лишь призадумалось слегка...

«Что ж, давай чуть глубже поглядим!»

Кто же спорит? – Благо, ясно всем!

Только на короткий миг, на час,

Ну быть может на текущий день,

А затем...опять проси, кто даст.

Как проест, так снова нищета,

Голод, унижение и стыд....

Нет, не рыбу надо подавать, –

Лучше научить ее ловить!

Покопавшись в закромах, Добро

Из мешка науку достает.

У нее большой потенциал,

Свет, тепло, уют она дает!

Жизнь теперь прекрасна и легка,

И еды на всех у нас полно.

«Да? Полно?.. Да есть ее нельзя!»

Тут резонно возразило Зло.

Щедро сдобрен химией продукт,

Неподвижность портит нам тела,

Ездить стали мы, возрос комфорт,

Но дышать уж нечем в городах.

Так и ходят по миру вдвоем

И судьбою не разлучены,

Старые подруги Зло с Добром, –

У всего есть обе стороны.



Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.