Мини-лекция Учитель. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право. Сегодня на уроке пойдет речь об одном из элементов духовной сферы это мораль. Зачитывает эпиграф урока (слайд 2) Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести. «Корзина идей» Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль». Какие ассоциации у вас возникли? (Вывод: Мораль-правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах) И сегодня на уроке мы должны будем узнать, какие правила регулируют поведение людей. А теперь, давайте сформулируем цель и задачи нашего урока: запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет. Вариант возможных цели и задач: Что такое «мораль»? Что общего и отличительного морали с правом? Какова связь морали с добром и злом? План урока: А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке (слайд 3). Что мы должны будем сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи. Мораль и нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей. - Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное). (Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе) - Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре (слайд 4) Мораль - Совокупность исторически обусловленных правил, норм, обычаев, принципов существования и поведения людей, их отношений в процессе производства материальных и духовных ценностей, которые определяют их обязанности одного перед другим, к социальным группам, слоям, классам, к обществу, выполнение которых базируется на общественной мысли. (Записывают определение в тетради(слайд 5))Мораль-Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. А теперь задумаемся над вопросом: Каково происхождение морали? Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль». (Опираясь на текст учебника, докажите это. Работают с текстом учебника.) - А сейчас давайте посмотрим были ли вы правы (слайды 6-7) - Итак, рассмотрим пирамиду морали . Давайте ее запишем в тетрадь. (Записывают в тетрадь пирамиду морали (слайд 8) - Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?) - Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой -Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя) - А что же такое нравственность? (слайд 9)-Записывают в тетради определение Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке. Учитель: А теперь давай те сделаем сравнение морали и нравственности. Посмотрите на слайд и давайте вместе обсудим (слайды 10-11) Прием «Мозговой штурм» - Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их. А теперь давайте обратимся к определению немецко-французского философа, врача А Швейцера: Зачитывает понятие добра и зла (слайд 12) |