СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе. Тема урока : "Мораль"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания»











План-конспект урока

по (обществознанию)

в 8 классе



Разработал: Елисеева Елена Николаевна






Москва, 2016




Тема урока: Мораль

Дата проведения: 13 октября 2016 г.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения, не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «мораль»;

- дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

- развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

- развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

- воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

- сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

Планируемые образовательные результаты. Ориентация в системе моральных норм; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности.

Основные термины, понятия: Мораль, нравственность, добро, зло

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебник, справочная литература.

Ход урока:



Этапы работы

Содержание этапа



Организационный момент

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • извлечение готовых знаний из личного опыта;

  • самостоятельное конструирование темы урока.


Включаются в самостоятельную деятельность:

  • исследуют предложенную учителем притчу;

  • на основе личного опыта делают вывод о том, что такое моральные ценности;

  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.



Обучающиеся, определяют, что включает в себя понятия «мораль», «нравственность», «добро», «зло», делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока


Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Мораль».

Задачи: 1) научить обучающихся работать с информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока.

Цель: обучающиеся смогут, исследуя притчу, выявить смысл притчи и на основе сделанных выводо

сконструировать тему урока.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • исследовательский метод;

  • метод работы с текстом;

  • метод самостоятельного конструирования темы.


Содержание урока

время

ОРГМОМЕНТ

Учитель: Разделение детей на группы.

Обучающиеся работают в малых группах. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока.

Упражнение: Внимательно изучите притчу «Мудрая Свинья о морали.». О чем идет речь в притче? Как вы понимаете смысл этой притчи? Обоснуйте ответ.

Мудрая Свинья о морали.

Даосская притча

Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:

— У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами. Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.

Обучающиеся делают вывод: Читают притчу. Обсуждают в группах. Аргументируют свой ответ.

Упражнение: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся формулируют тему урока.

Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор морали.

Учитель: Ребята, как вы считаете, для чего в жизни вам может пригодиться эта тема?

Обучающиеся высказывают свои предположения, учитель их фиксирует на доске.

- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради)(слайд1)



1 мин







3 мин

всего

4 мин




Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Актуализация знаний


Деятельность учителя, ее содержание

формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, ф

рмы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

    • извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;

    • самостоятельные выполнения

тестовые задания.

Выявляют качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров:

  • выполняют тестовые задание предложенное учителем;

  • осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;

  • оценивают св

и знания

и знания обучающихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению знаний по теме «Мораль».достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и

Задачи:

      1. научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией при рассмотрении темы «Мораль»;

      2. побудить обучающихся к активным действиям в работе на уроке

сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета


Цель: обучающиеся смогут систематизировать, классифицировать знания по п

едыдущей теме «Сфера духовной жизни», самостоятельно форму

ировать учебную задачу.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • практический метод (тест);

  • метод составления определений понятий;

  • метод контроля.

Содержание урока

мин

Учитель. Перед тем, как нам окунуться в тему нашего урока, мы проведем проверку домашнего задания. Ребята, вам предстоит выполнить небольшую проверочную работу по теме предыдущего урока ««Сфера духовной жизни». Вы работаете в парах, выполнив задания, обмениваетесь листами и проверяете друг друга. За выполненную работу получаете оценки.

Обучающиеся работают в парах. На столах тестовые задания . Учащиеся выполняют тест и и осуществляют взаимопроверку..

1.Проявлением какой сферы жизни общества является религия?

А) социальной В) политической

Б) духовной Г) экономической

2.Что из перечисленного является частью духовной сферы общества?

А) государство В) закон

Б) мораль Г) армия

3. В чем состоит уникальность культуры России?

А) в религиозном характере В) в высоком уровне образования

Б) в деятельности культурных фондов Г) в многонациональном характере

4. Верны ли суждения о культурных ценностях: а) к культурным ценностям относятся памятники архитектуры и живописи; б) традиции и навыки в области искусства, науки являются культурными ценностями?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о культуре: а) свой вклад в развитие культуры внесли разные народы мира; б) культура человека полностью зависит от его социального происхождения?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

6.Что из перечисленного относится к внутренней культуре?

А) скульптура Г) способность

Б) книга Д) образное мышление

В) знания Е) наука

Ответ:______________________

7.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «культурный человек». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

А) человечность Г) нравственность

Б) эгоизм Д) гуманизм

В) порядочность Е) благородство

Ответ:_______________

Учитель, по ходу урока, проверяет качество работы. Обучающиеся уточняют, исправляют, корректируют работы.

1 мин






7 мин

всего

8 мин




Изучение нового учебного материала.

Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление


Деятельность учителя, ее содержание, фо

мы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения. (По самостоятельному созданию знаний путем поисковой экспериментальной деятельности):

  • извлечение знаний из мини-лекции учителя и просмотра презентации;

  • самостоятельное приобретение знаний в процессе практической работы.


Включение в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний путем пои

ковой деятельности, и индивидуально из общения различных литературных источников.

Освоение обучающимися различных способов получения новых знаний, определение понятий «мораль, «нравственность», «добро», «зло».

Цель: создать условия для получения знаний по теме «Мораль»

Задачи:

      1. научить обучающихся определять, что включает в себя понятия «мораль», «нравственность», «добро», «зло»;

      2. сформировать поиск нужной информации, выделять главное.

Цель: обучающиеся смогут выяснить, что такое мораль, расширят имеющиеся представления о знаниях морали, о правах, получат представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».


Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • исследовательский метод;

  • метод работы с тестом (презентацией);

  • практический мето

Содержание урока.


мин

Мини-лекция

Учитель. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право. Сегодня на уроке пойдет речь об одном из элементов духовной сферы это мораль. Зачитывает эпиграф урока (слайд 2)

 Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

«Корзина идей»

Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль». Какие ассоциации у вас возникли? (Вывод: Мораль-правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах)

И сегодня на уроке мы должны будем узнать, какие правила регулируют поведение людей. А теперь, давайте сформулируем цель и задачи нашего урока: запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет.

Вариант возможных цели и задач:

  1. Что такое «мораль»?

  2. Что общего и отличительного  морали с правом?

  3. Какова связь морали с добром и злом?

План урока:

А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке (слайд 3). Что мы должны будем сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.

  1. Мораль и нравственность.

  2. Основные ценности и нормы морали.

  3. Добро и зло.

Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное). (Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

- Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре (слайд 4)

Мораль - Совокупность исторически обусловленных правил, норм, обычаев, принципов

существования и поведения людей, их отношений в процессе производства материальных и

духовных ценностей, которые определяют их обязанности одного перед другим, к

социальным группам, слоям, классам, к обществу, выполнение которых базируется на

общественной мысли.

(Записывают определение в тетради(слайд 5))Мораль-Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.


А теперь задумаемся над вопросом: Каково происхождение морали?

Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

(Опираясь на текст учебника, докажите это. Работают с текстом учебника.)

- А сейчас давайте посмотрим были ли вы правы (слайды 6-7)

- Итак, рассмотрим пирамиду морали . Давайте ее запишем в тетрадь.

(Записывают в тетрадь пирамиду морали (слайд 8)

- Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)

- Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой

-Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)

- А что же такое нравственность? (слайд 9)-Записывают в тетради определение

Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке.

Учитель: А теперь давай те сделаем сравнение морали и нравственности. Посмотрите на слайд и давайте вместе обсудим (слайды 10-11)

Прием «Мозговой штурм»

- Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

А теперь давайте обратимся к определению немецко-французского философа, врача

А Швейцера: Зачитывает понятие добра и зла (слайд 12)



3 мин

























3 мин





3 мин









5 мин





































5 мин























5 мин

всего

23 мин





Закрепление учебного материала

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Рефлексия



Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  • извлечение новых знаний;

  • применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе эксперимента) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  • анализируют предложенные учителем тестовое задание;

  • на основе новых знаний определяют кислоты.

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся определять «мораль», «нравственность», «добро», «зло»; 2) проверить первичное усвоение материала о морали.

Цель: обучающиеся смогут самостоятельно структурировать знания; дополнять и расширять имеющиеся знания о морали, о нравственности

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • метод контроля (игра «крестики-нолики»).

Содержание урока

время

Учитель подводит итог урока. Спрашивает у обучающихся, как они усвоили материал. Если у них были какие-то трудности, то какие.

Так как у обучающихся не возникло затруднений с изучением нового материала, учитель предлагает проверить усвоение новых знаний.

Игра “Крестики-нолики”. Раздает заготовки игрового поля.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы для игры “Крестики-нолики”.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

Учитель Итак, давайте сейчас посмотрим , что мы узнали на уроке, чему научились. А также зачитаем духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (слайд 13).

В заключении хотелось бы вам зачитать слова из «Баллады о времени» В. Высоцкого (слайд 14)

5 мин

































2 мин

всего

7 мин




Задание на дом

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний о морали;

  • закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний.

  • определяют объём домашнего задания;

  • выбирают типы упражнений и вопросы;

  • разрабатывают план своих действий.

Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений,

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;

  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).

Содержание урока

время

Учитель задает обучающимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму.

Обучающиеся знакомятся с содержанием домашнего задания (слайд 15), так как при анализе могут выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении.( §5, задания «В классе и дома» № 1,2 -письменно)

По выбору обучающиеся могут:

- подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека или

- написать мини-сочинение на тему «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»


3 мин

всего

3 мин

итого

45










Список использованной литературы:


Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая,

Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,


изд-во «Просвещение». — 3-е изд.— М. : Просвещение, 2012.—

www.alleng.ru/edu/social2.htm-Образовательные ресурсы Интернета- обществознание.

www.orangs narod.ru/manuals/Pfil Nik/23.htm- Духовная жизнь общества

www.cjuntries.ru/library.htm-Библиотека по культурологии

www.glossary.ru/- Глоссарий по социальным наукам

www. Ihtik.lib.ru/encycl/index.html.- Энциклопедии. Словари. Справочники.

Обществознание. 8-11 кл. Программное средство учебного назначения на основе мультимедиа.- М., 2004 г.