СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфема — значимая часть слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфема — значимая часть слова

Просмотр содержимого документа
«Морфема — значимая часть слова»

Тема урока: «Морфемы - значимые части слова».


Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, осуществлять информационную переработку текста.

ЛР: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова.

ЛР: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация изученного.

-Ребята, начать наш урок я хотела бы со стихотворения С. Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

-Извини меня!-

Это значит:

-Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

-Береги меня!

Это значит:

-Берегами меня окружи!

У слова есть корни, И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня!-

Это значит:

-Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.


III. Актуализация опорных заданий.

-Посмотрите! На доске у нас тоже слова. Нет ли среди них лишних. Почему?

(Корень, Предложение, Основа, Суффикс, Приставка, Словосочетание)

-А все ли морфемы на месте?

-Нет! (отсутствует окончание).

-Молодцы! Кто уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (о морфемах и их значении).

-Записываем тему: «Морфема - наименьшая значимая часть слова»

-А эпиграфом к нашему уроку будут слова П.Чеснокова.

Друзья! Задача наша такова –
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

-А теперь мне помогут консультанты, которые дадут определение, а вы скажите, какая это морфема.

1 консультант: "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).
      2 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка).
      3 консультант: "Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание). 
      4 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).


IV. Формирование новых понятий.

-Морфемы! Морфемы! А знаете ли вы, кто ввел этот термин? Когда он появился впервые?

Термин «морфема» был введен И.А. Бодуэном де Куртенэ известным лингвистом в 70-х гг. XIX в. Так, он использовал его в «Подробной программе лекций в 1877—76 учебном году», где писал, о «морфологических частях (морфемах)»2. Постепенно в дальнейших работах И.А. Бодуэна де Куртенэ возникало стройное и последовательное учение о морфеме

-Ребята, давайте представим, что слово- живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце -корень.

Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем - попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!

А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький!

А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни "нарядить" слово, всё равно оно будет означать то же самое. Зато окончание помогает спастись от одиночества. Один товарищ , а появилась чудесная "одёжка" - и появились товарищи. Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить. Что ж, слова, как и мы, стремятся разнообразно и модно одеваться.

(А теперь посмотрим, что говорят о морфемах авторы нашего учебника)

Работа с учебником С.4 11 и 111

V. Развитие учебно языковых и речевых умений.

1.Игра “Третий лишний”.

- Подумайте, все ли слова родственные? Почему?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Левый, лев, налево.

2. упражнение 2. (стр.5)

3.Четвёртое лишнее.

- Запишите слова, выделите в них корень и на этом основании найдите «лишнее» в каждом ряду слово. Подчеркните его.

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Сгорел, горный, горка, пригорок.

3) Светить, светлячок, просвет, святой


- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

Однокоренные.

- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.

- Как образуются формы одного и того же слова? (С помощью окончания)

- Выделите в записанных формах окончания.

- Как называется оставшаяся часть слова без окончания? (основа)


VI. Контроль усвоения. Тест по разделу «Морфемика»


1. Закончи предложение: Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются …

А. Звуки речи.

Б. Части слова.

В. Части речи.

Г. Словосочетания.

2. Закончи предложение: Наименьшая значимая часть слова это-…

А. Окончание

Б. Слог

В. Морфема

Г. Корень

4. Закончи предложение: «Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов называется …»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

5. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая образует формы слова называется …»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

6. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

7. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, называется…»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

8. Закончи предложение: «В основе слова заключено его…»

А. лексическое значение.

Б. грамматическое значение.

В. и лексическое, и грамматическое значение.

Г. основное значение.


VII.Дом. Задание: 3 или 4

VIII. Подведение итогов.

- Ребята,  давайте теперь подведем итоги: что мы повторили?  Что нового вы узнали?  Для чего нужно уметь разбирать слово по составу, легко находить в слове его части? На следующих уроках мы продолжим изучать морфемы.

IХ. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!