СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика. Части слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфемика. Части слова.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика. Части слова.»

МОРФЕМИКА

МОРФЕМИКА

Предмет морфемики Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами .  Среди морфем выделяются приставки , корни, суффиксы, интерфиксы  (соединительные гласные), постфиксы, окончания .

Предмет морфемики

  • Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
  • Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами .
  • Среди морфем выделяются приставки , корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания .
Морфема Морфема –это минимальная языковая единица, обладающая своим планом содержания и планом выражения, но (в отличие от слова и предложения) не способная к самостоятельному функционированию. Например, приставка у- имеет значение удаления (уехал, умчался, удрал), а суффикс -оват- значение неполноты качества (сероватый, темноватый, жидковатый).

Морфема

  • Морфема –это минимальная языковая единица, обладающая своим планом содержания и планом выражения, но (в отличие от слова и предложения) не способная к самостоятельному функционированию.
  • Например, приставка у- имеет значение удаления (уехал, умчался, удрал), а суффикс -оват- значение неполноты качества (сероватый, темноватый, жидковатый).
Функции морфем Словообразовательная – морфемы используются для создания новых слов. Формообразующая  –для создания форм слов.  Смысловыразительная – для выражения лексического, грамматического или экспрессивно-эмоционального значения.

Функции морфем

  • Словообразовательная – морфемы используются для создания новых слов.
  • Формообразующая –для создания форм слов.
  • Смысловыразительная – для выражения лексического, грамматического или экспрессивно-эмоционального значения.
 Корень слова   Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными . Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо .

Корень слова

  • Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
  • Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными .
  • Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо .

Корень слова Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными .  Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) нос ить, от нос ить, пере нос , под нос , за нос , об нос ки, нос ильщик – корень - нос - 2) нос , нос овой, нос ик, нос ище, пере нос ица – корень - нос -. Упражнения

Корень слова

  • Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными .
  • Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов:
  • 1) нос ить, от нос ить, пере нос , под нос , за нос , об нос ки, нос ильщик – корень - нос -
  • 2) нос , нос овой, нос ик, нос ище, пере нос ица – корень - нос -.
  • Упражнения
Корень слова При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков , в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Чередования гласных: 1) о/а: настроить – настраивать, выловить – вылавливать; 2) беглые гласные о и е: о/нуль звука, е/нуль звука : рот – рта, пень – пня.

Корень слова

  • При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков , в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня.
  • Чередования гласных:
  • 1) о/а: настроить – настраивать, выловить – вылавливать;
  • 2) беглые гласные о и е: о/нуль звука, е/нуль звука : рот – рта, пень – пня.
Корень слова Чередование согласных:  к/ч: жук – жучок, пеку – печет; к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий;  г/ж: луг – лужок, могу – можешь; г/ж/з: друг – дружить – друзья;  б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл: рубить – рублю, копить – коплю, ловить – ловля, графить – графлю, корм – кормлю. Упражнения

Корень слова

  • Чередование согласных:
  • к/ч: жук – жучок, пеку – печет;
  • к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий;
  • г/ж: луг – лужок, могу – можешь;
  • г/ж/з: друг – дружить – друзья;
  • б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл: рубить – рублю, копить – коплю, ловить – ловля, графить – графлю, корм – кормлю.
  • Упражнения
Приставка Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Упражнения

Приставка

  • Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
  • Упражнения
 Суффикс   Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.  Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими . Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими .

Суффикс

  • Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.
  • Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими .
  • Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими .
Формообразующие суффиксы С помощью формообразующих суффиксов образуются:  некоторые глагольные формы: суффикс -ть образует неопр. форму (чита ть ), -л- – форму прошедшего времени (чита л ), -я- – деепричастие несов. вида (чита я ),  -ющ- – действит. прич. наст. вр.(чита ющ ий). формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий: нов ее , ярч е , нов ейш ий, высоч айш ий. Упражнения.

Формообразующие суффиксы

  • С помощью формообразующих суффиксов образуются:
  • некоторые глагольные формы:

суффикс -ть образует неопр. форму (чита ть ),

-л- – форму прошедшего времени (чита л ),

-я- – деепричастие несов. вида (чита я ),

-ющ- – действит. прич. наст. вр.(чита ющ ий).

  • формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий:

нов ее , ярч е , нов ейш ий, высоч айш ий.

Упражнения.

 Интерфикс   Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Напр., нов о сел, верх о лаз, земл е коп, пыл е сос. Кроме того, к интерфиксам относится -у- в словах с первой частью полу-: пол у мрак, пол у закрытый.

Интерфикс

  • Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями.
  • Напр., нов о сел, верх о лаз, земл е коп, пыл е сос.
  • Кроме того, к интерфиксам относится

-у- в словах с первой частью полу-: пол у мрак, пол у закрытый.

 Постфикс   Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Самый распространенный – - ся , служащий для образования глаголов (учишь ся , увлекаем ся , спрягает ся ). Кроме того, есть постфиксы -то, -либо, -нибудь: какой- то , чьи- либо , кому- нибудь ; как- то , где- либо , когда- нибудь .

Постфикс

  • Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов.
  • Самый распространенный – - ся , служащий для образования глаголов (учишь ся , увлекаем ся , спрягает ся ).
  • Кроме того, есть постфиксы -то, -либо, -нибудь: какой- то , чьи- либо , кому- нибудь ; как- то , где- либо , когда- нибудь .
Окончание Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа.

Окончание

  • Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа.
Окончание Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Его взгляд был устремлен вдаль . В слове вдаль окончания нет, т.к. это наречие. За далью – даль В слове даль нулевое окончание, т.к. это существительное. Упражнения

Окончание

  • Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями.
  • Его взгляд был устремлен вдаль .
  • В слове вдаль окончания нет, т.к. это наречие.
  • За далью – даль
  • В слове даль нулевое окончание, т.к. это существительное.

Упражнения

Основа Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания. Основы делятся на производные и непроизводные . Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части).  Производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Основа

  • Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания.
  • Основы делятся на производные и непроизводные .
  • Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части).
  • Производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.
Морфемный разбор Порядок морфемного разбора (разбор слова по составу): 1) определить слово как часть речи; 2) у изменяемого слова выделить формообразующие морфемы: окончание и суффиксы; 3) указать основу; 4) выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни, если слово сложное; 5) выделить, если есть, приставки, словообразующие суффиксы, интерфиксы, постфиксы; правильность выделения этих морфем доказать подбором других слов с такими же морфемами.

Морфемный разбор

  • Порядок морфемного разбора (разбор слова по составу):
  • 1) определить слово как часть речи;
  • 2) у изменяемого слова выделить формообразующие морфемы: окончание и суффиксы;
  • 3) указать основу;
  • 4) выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни, если слово сложное;
  • 5) выделить, если есть, приставки, словообразующие суффиксы, интерфиксы, постфиксы; правильность выделения этих морфем доказать подбором других слов с такими же морфемами.
Морфемный разбор Образец морфемного разбора. Бесстрашная   1) Бесстрашная – имя прилагательное, изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам. 2) Окончание -ая выражает значение именительного падежа единственного числа женского рода. В других формах мы видим другие окончания: бесстрашной, бесстрашный, бесстрашных и т.д. 3) Основа – бесстрашн-. 4) Корень слова – -страш- (чередование х/ш). Однокоренные слова: страх, страшить, страшный, устрашить, неустрашимый. 5) Бес- – приставка (чередование з/с). Она есть в словах бестолковый, беспорядок, безликий, безрадостный. В слове также выделяется суффикс -н-, служащий для образования относительных прилагательных. Он есть в словах комнатный, бездарный, лесной.

Морфемный разбор

Образец морфемного разбора.

Бесстрашная  

1) Бесстрашная – имя прилагательное, изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам.

2) Окончание -ая выражает значение именительного падежа единственного числа женского рода. В других формах мы видим другие окончания: бесстрашной, бесстрашный, бесстрашных и т.д.

3) Основа – бесстрашн-.

4) Корень слова – -страш- (чередование х/ш). Однокоренные слова: страх, страшить, страшный, устрашить, неустрашимый.

5) Бес- – приставка (чередование з/с). Она есть в словах бестолковый, беспорядок, безликий, безрадостный. В слове также выделяется суффикс -н-, служащий для образования относительных прилагательных. Он есть в словах комнатный, бездарный, лесной.

Упражнения 1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-. Разбейте их на два гнезда. водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-. Разбейте их на два гнезда.   горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.  

Упражнения

1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-. Разбейте их на два гнезда.

водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

  2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-. Разбейте их на два гнезда.  

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

 

Упражнения 1. Выделите корень в слове поздравление . 2. В скольких орфографических вариантах представлен корень слова отец ? 3. Посмотрите на список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено .  Сколько здесь представлено орфографических вариантов корня? 4. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .

Упражнения

1. Выделите корень в слове поздравление .

2. В скольких орфографических вариантах представлен корень слова отец ?

3. Посмотрите на список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено .

Сколько здесь представлено орфографических вариантов корня?

4. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .

Упражнения 1. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой от- и с приставкой о-: Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна. 2. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой под- и с приставкой по-: Подагра, подарок, подвижный, подворотня, подлец, подливка, поднос, подоконник, подорожник, подрубить, подруга, подумать.  3.В каком из слов не такая приставка, как в остальных словах? Вскрикнуть, вскочить, вскипеть, вспомнить, взмахнуть, встревожиться.

Упражнения

1. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой от- и с приставкой о-:

Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

2. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой под- и с приставкой по-:

Подагра, подарок, подвижный, подворотня, подлец, подливка, поднос, подоконник, подорожник, подрубить, подруга, подумать.

3.В каком из слов не такая приставка, как в остальных словах?

Вскрикнуть, вскочить, вскипеть, вспомнить, взмахнуть, встревожиться.

Упражнения 1. Разделите все приведенные существительные на две группы в зависимости от суффикса:  зайчик, ключик, костюмчик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик, рукавчик, стаканчик, супчик, талончик . 2. Выберите из списка все слова, в которых есть формообразующие суффиксы:  заявить, заявление, заявка, заявил, заявляя, заявивший, заявив, заявит, гореть, горелый, горючий, горящий, горевший, горел, новый, новехонький, новенький, новейший, новее.

Упражнения

1. Разделите все приведенные существительные на две группы в зависимости от суффикса:

зайчик, ключик, костюмчик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик, рукавчик, стаканчик, супчик, талончик .

2. Выберите из списка все слова, в которых есть формообразующие суффиксы:

заявить, заявление, заявка, заявил, заявляя, заявивший, заявив, заявит, гореть, горелый, горючий, горящий, горевший, горел, новый, новехонький, новенький, новейший, новее.

Упражнения 1. В каком из слов не такое окончание, как в остальных?   аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей. 2. Распределите существительные на две группы в зависимости от окончания:  вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов. 3. В каком из перечисленных слов нет окончания?  герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой .   4. Распределите слова на две группы в зависимости от окончания:  взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь .

Упражнения

1. В каком из слов не такое окончание, как в остальных?

  аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей.

2. Распределите существительные на две группы в зависимости от окончания:

вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов.

3. В каком из перечисленных слов нет окончания?

герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой .

  4. Распределите слова на две группы в зависимости от окончания:

взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс