МОРФЕМИКА
Предмет морфемики
- Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
- Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами .
- Среди морфем выделяются приставки , корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания .
Морфема
- Морфема –это минимальная языковая единица, обладающая своим планом содержания и планом выражения, но (в отличие от слова и предложения) не способная к самостоятельному функционированию.
- Например, приставка у- имеет значение удаления (уехал, умчался, удрал), а суффикс -оват- значение неполноты качества (сероватый, темноватый, жидковатый).
Функции морфем
- Словообразовательная – морфемы используются для создания новых слов.
- Формообразующая –для создания форм слов.
- Смысловыразительная – для выражения лексического, грамматического или экспрессивно-эмоционального значения.
Корень слова
- Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
- Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными .
- Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо .
Корень слова
- Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными .
- Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов:
- 1) нос ить, от нос ить, пере нос , под нос , за нос , об нос ки, нос ильщик – корень - нос -
- 2) нос , нос овой, нос ик, нос ище, пере нос ица – корень - нос -.
- Упражнения
Корень слова
- При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков , в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня.
- Чередования гласных:
- 1) о/а: настроить – настраивать, выловить – вылавливать;
- 2) беглые гласные о и е: о/нуль звука, е/нуль звука : рот – рта, пень – пня.
Корень слова
- Чередование согласных:
- к/ч: жук – жучок, пеку – печет;
- к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий;
- г/ж: луг – лужок, могу – можешь;
- г/ж/з: друг – дружить – друзья;
- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл: рубить – рублю, копить – коплю, ловить – ловля, графить – графлю, корм – кормлю.
- Упражнения
Приставка
- Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
- Упражнения
Суффикс
- Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.
- Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими .
- Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими .
Формообразующие суффиксы
- С помощью формообразующих суффиксов образуются:
- некоторые глагольные формы:
суффикс -ть образует неопр. форму (чита ть ),
-л- – форму прошедшего времени (чита л ),
-я- – деепричастие несов. вида (чита я ),
-ющ- – действит. прич. наст. вр.(чита ющ ий).
- формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий:
нов ее , ярч е , нов ейш ий, высоч айш ий.
Упражнения.
Интерфикс
- Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями.
- Напр., нов о сел, верх о лаз, земл е коп, пыл е сос.
- Кроме того, к интерфиксам относится
-у- в словах с первой частью полу-: пол у мрак, пол у закрытый.
Постфикс
- Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов.
- Самый распространенный – - ся , служащий для образования глаголов (учишь ся , увлекаем ся , спрягает ся ).
- Кроме того, есть постфиксы -то, -либо, -нибудь: какой- то , чьи- либо , кому- нибудь ; как- то , где- либо , когда- нибудь .
Окончание
- Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа.
Окончание
- Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями.
- Его взгляд был устремлен вдаль .
- В слове вдаль окончания нет, т.к. это наречие.
- За далью – даль
- В слове даль нулевое окончание, т.к. это существительное.
Упражнения
Основа
- Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания.
- Основы делятся на производные и непроизводные .
- Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части).
- Производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.
Морфемный разбор
- Порядок морфемного разбора (разбор слова по составу):
- 1) определить слово как часть речи;
- 2) у изменяемого слова выделить формообразующие морфемы: окончание и суффиксы;
- 3) указать основу;
- 4) выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни, если слово сложное;
- 5) выделить, если есть, приставки, словообразующие суффиксы, интерфиксы, постфиксы; правильность выделения этих морфем доказать подбором других слов с такими же морфемами.
Морфемный разбор
Образец морфемного разбора.
Бесстрашная
1) Бесстрашная – имя прилагательное, изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам.
2) Окончание -ая выражает значение именительного падежа единственного числа женского рода. В других формах мы видим другие окончания: бесстрашной, бесстрашный, бесстрашных и т.д.
3) Основа – бесстрашн-.
4) Корень слова – -страш- (чередование х/ш). Однокоренные слова: страх, страшить, страшный, устрашить, неустрашимый.
5) Бес- – приставка (чередование з/с). Она есть в словах бестолковый, беспорядок, безликий, безрадостный. В слове также выделяется суффикс -н-, служащий для образования относительных прилагательных. Он есть в словах комнатный, бездарный, лесной.
Упражнения
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-. Разбейте их на два гнезда.
водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-. Разбейте их на два гнезда.
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Упражнения
1. Выделите корень в слове поздравление .
2. В скольких орфографических вариантах представлен корень слова отец ?
3. Посмотрите на список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено .
Сколько здесь представлено орфографических вариантов корня?
4. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
Упражнения
1. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой от- и с приставкой о-:
Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
2. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой под- и с приставкой по-:
Подагра, подарок, подвижный, подворотня, подлец, подливка, поднос, подоконник, подорожник, подрубить, подруга, подумать.
3.В каком из слов не такая приставка, как в остальных словах?
Вскрикнуть, вскочить, вскипеть, вспомнить, взмахнуть, встревожиться.
Упражнения
1. Разделите все приведенные существительные на две группы в зависимости от суффикса:
зайчик, ключик, костюмчик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик, рукавчик, стаканчик, супчик, талончик .
2. Выберите из списка все слова, в которых есть формообразующие суффиксы:
заявить, заявление, заявка, заявил, заявляя, заявивший, заявив, заявит, гореть, горелый, горючий, горящий, горевший, горел, новый, новехонький, новенький, новейший, новее.
Упражнения
1. В каком из слов не такое окончание, как в остальных?
аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей.
2. Распределите существительные на две группы в зависимости от окончания:
вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов.
3. В каком из перечисленных слов нет окончания?
герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой .
4. Распределите слова на две группы в зависимости от окончания:
взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь .