"Морфологический разбор причастия"
Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.
Задачи:
предметные УУД:
- повторить изученное о причастии, причастном обороте;
- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;
- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания, видеть основную мысль высказывания;
метапредметные:
способствовать формированию УУД:
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
личностные УДД:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- высказывать своё мироощущение;
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.
Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь, доска, карточки.
Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Используемая технология: технология деятельностного метода.
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Тип урока: открытие нового знания.
Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательное морозное, зимнее утро. И настроение у всех какое? Тоже морозное? Зимнее? Нет, замечательное!
- Откройте тетради, запишите число, классную работу.
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
- О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прослушав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.)
II. Актуализация знаний.
Задание: вспомнить, что такое п.о., найти его в предложении, выделить. Провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы. (записано на доске)
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)
Повторение. Проверка теоретических знаний.
- Продолжим работу: проверка домашнего задания. Вам нужно было повторить изученные сведения по теме «Причастие».
- Какая часть речи называется причастием?
- Что называется причастным оборотом?
- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
- На какие две группы делятся причастия?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия? (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш)
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные? (-ем, -ом, -им, -нн, -енн, -ённ, -т)
Определение темы урока.
- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаков причастия? Тема нашего урока... (учащиеся определяют тему урока: Морфологический разбор причастия)
Следовательно, какая основная цель нашего урока? (Научиться выполнять морфологический разбор причастия).
- Поскольку тема урока определена, переходим к её изучению.
Открываем § 25 посмотрите порядок морфологического разбора. Что такое морф. разбор? Вслух вместе смотрим образец устного и письменного разбора.
III. Открытие нового знания. Закрепление на практике.
Перед вами 4 конструкции предложения. Ваша задача замените выделенные конструкции причастиями.
Листва, которая пожелтела - пожелтевшая
Цветы, которые увяли - увядшие
Птицы, которые улетают - улетающие
Листья, которые шуршат - шуршащие
- О каком времени года идёт речь?
А теперь выделите у них суффиксы, найдите главное - слово, зависимое слово и задайте вопрос. Для того, чтобы вы приступили к работе, разберём первое словосочетание вместе (разбираем первое словосочетание и делаем запись в тетради). Оставшиеся словосочетания разберите в своих тетрадях и у доски.
IV. Физминутка. («Распределительный диктант»)
- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая прилагательные от причастий.
- По каким особенностям мы различаем эти части речи?
- Условия физминутки: я вам буду называть слова: причастия и прилагательные.
Назову прилагательное – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.
Причастие – приседаете.
- Деревянный, пустынный, отправленный, составленный, песчаный, отданный, забрать, засеянный, серебряный, отдаленный. (учащиеся выполняют физические упражнения.)
На магнитной доске расположены части предложений.
Составьте правильно предложения с причастным оборотом.( учащиеся подходят к доске и составляют предложения). Молодцы! Спишите понравившееся вам предложение в тетрадь для Д/з.
V. Пятиминутка «Устное высказывание»
Прослушать притчу (аудиозапись «О цели и смысле жизни»)
Помогите!!! мне сформулировать вопрос по данной притче.
Тема текста (целеустремлённость)
Основная мысль текста (идти к своей цели не смотря ни на что, и не слушая никого)
А почему к похвалам-то надо иногда быть глухим? (человек начинает зазнаваться, в нем появляется гордыня, завышенная самооценка)
Какой вывод вы сделали для себя?
VI. Рефлексия.
Давайте подведём итог урока и оценим свою работу на уроке.
Выбрать одно или несколько высказываний и продолжить его.
Достигли вы поставленной цели?
Таня, какую бы оценку ты поставила Данилу? А себе?
Кого сложнее оценивать себя или одноклассника?
Довольны ли вы работой на уроке?
VII. Домашнее задание. § 25, выучить план разбора причастия; выполнить разбор причастия в записанном предложении.
Среди деревьев петляла дорога, | освещённая бледной луной. |
Тишина изредка прерывалась звуками, | долетавшими издалека. |
Светились серебром луга, | припудренные утренним инеем. |
Дома смотрелись как новые, | выкрашенные к празднику. |