СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок в соответствии с реализацией ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор причастия»

"Морфологический разбор причастия"

Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии, причастном обороте;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания, видеть основную мысль высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

личностные УДД:

- воспитывать любовь к русскому языку;

- высказывать своё мироощущение;

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.


Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь, доска, карточки.

Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Межпредметные связи: обществознание, литература.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".


Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательное морозное, зимнее утро. И настроение у всех какое? Тоже морозное? Зимнее? Нет, замечательное!

- Откройте тетради, запишите число, классную работу.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прослушав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.)


II. Актуализация знаний.

  1. Задание: вспомнить, что такое п.о., найти его в предложении, выделить. Провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы. (записано на доске)

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)


Повторение. Проверка теоретических знаний.

- Продолжим работу: проверка домашнего задания. Вам нужно было повторить изученные сведения по теме «Причастие».

- Какая часть речи называется причастием?

- Что называется причастным оборотом?

- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

- На какие две группы делятся причастия?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия? (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш)

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные? (-ем, -ом, -им, -нн, -енн, -ённ, -т)


Определение темы урока.

- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаков причастия? Тема нашего урока... (учащиеся определяют тему урока: Морфологический разбор причастия)

Следовательно, какая основная цель нашего урока? (Научиться выполнять морфологический разбор причастия).

- Поскольку тема урока определена, переходим к её изучению.

Открываем § 25 посмотрите порядок морфологического разбора. Что такое морф. разбор? Вслух вместе смотрим образец устного и письменного разбора.


III. Открытие нового знания. Закрепление на практике.

Перед вами 4 конструкции предложения. Ваша задача замените выделенные конструкции причастиями.

Листва, которая пожелтела - пожелтевшая

Цветы, которые увяли - увядшие

Птицы, которые улетают - улетающие

Листья, которые шуршат - шуршащие

- О каком времени года идёт речь?

А теперь выделите у них суффиксы, найдите главное - слово, зависимое слово и задайте вопрос. Для того, чтобы вы приступили к работе, разберём первое словосочетание вместе (разбираем первое словосочетание и делаем запись в тетради). Оставшиеся словосочетания разберите в своих тетрадях и у доски.


IV. Физминутка. («Распределительный диктант»)

- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая прилагательные от причастий.

- По каким особенностям мы различаем эти части речи?

- Условия физминутки: я вам буду называть слова: причастия и прилагательные.

Назову прилагательное – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.

Причастие – приседаете.

- Деревянный, пустынный, отправленный, составленный, песчаный, отданный, забрать, засеянный, серебряный, отдаленный. (учащиеся выполняют физические упражнения.)

На магнитной доске расположены части предложений.

Составьте правильно предложения с причастным оборотом.( учащиеся подходят к доске и составляют предложения). Молодцы! Спишите понравившееся вам предложение в тетрадь для Д/з.


V. Пятиминутка «Устное высказывание»

Прослушать притчу (аудиозапись «О цели и смысле жизни»)

Помогите!!! мне сформулировать вопрос по данной притче.

  1. Тема текста (целеустремлённость)

  2. Основная мысль текста (идти к своей цели не смотря ни на что, и не слушая никого)

  3. А почему к похвалам-то надо иногда быть глухим? (человек начинает зазнаваться, в нем появляется гордыня, завышенная самооценка)

  4. Какой вывод вы сделали для себя?


VI. Рефлексия.

Давайте подведём итог урока и оценим свою работу на уроке.

Выбрать одно или несколько высказываний и продолжить его.

Достигли вы поставленной цели?

Таня, какую бы оценку ты поставила Данилу? А себе?

Кого сложнее оценивать себя или одноклассника?

Довольны ли вы работой на уроке?

VII. Домашнее задание. § 25, выучить план разбора причастия; выполнить разбор причастия в записанном предложении.



Среди деревьев петляла дорога,

освещённая бледной луной.

Тишина изредка прерывалась звуками,

долетавшими издалека.

Светились серебром луга,

припудренные утренним инеем.

Дома смотрелись как новые,

выкрашенные к празднику.