1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД Уметь слушать собеседника |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (8 мин.) Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; повторить определение «Причастие», морфологические признаки глагола. | Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с причастием. Давайте попробуем восстановить в памяти определение. Словарный диктант: Распределите причастия, прилагательные, глаголы в таблице. причастие | глагол | Прилагательн. | Зеленеющий луг | Луг зеленеет | Зеленый луг | Стареющий человек | Человек стареет | Старый человек | Синеющее небо | Небо синеет | Синее небо | Темнеющий вдали лес | Лес темнеет | Темный лес | Сегодня на уроке мы выясним морфологические признаки глагола у причастия и попробуем составить с ними словосочетания и предложения. -Какие вы знаете морфологические признаки глагола?(настоящее, прошедшее, будущее время; совершенный и несовершенный вид; возвратный/невозвратный;) Откройте упр№74.Определите время, вид, возвратность/невозвратность причастий. Светлеющий (н.в)-светлевший (прош.в) Светлевший (несов.в)-посветлевший (сов.в) -Какие признаки глагола есть у причастия? (настоящее и прошедшее время, сов/несов. вид, возвратное/невозвратное) Давайте запишем этот вывод в тетрадь. | Один ученик излагает правило у доски. Учащиеся пишут диктант, затем проверяют диктант соседа, выставляют оценку. Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся выполняют упражнение. Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся записывают вывод в тетрадь. | Познавательные УУД Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь оценивать, сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу. |
3. Этап закрепления (15 мин.) Цель: формирование навыка определять морфологические признаки глагола у причастия. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы. Задания:1.Запишите данные причастия, указывая их грамматические признаки: Например: Колеблющийся (колеблются)-несов.вид, наст.в, возвр. Строящий(строят) Приобретаемый(приобретают) Тронутый(тронул) Засеянный(засеял) Позабытый(позабыл) Умывавшийся(умывался) Играющий (играет) 2.Составьте с данными причастиями словосочетания и предложения. | Учащиеся выполняют задания. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные УУД. Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. Познавательные УУД Уметь работать с разными по уровню заданиями |
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Речевая игра «Кто быстрее»: надо подобрать к существительным ветер, тучи, листья, осень причастия. | Учащиеся принимают активное участие в игре. | Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний.(10 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. Составить со словосочетаниями, написанными на доске (из игры «Кто быстрее») небольшой текст и озаглавить его.
| Учащиеся выполняют задание. При проверке оценивают себя. | Познавательные УУД Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия -Давайте вспомним морфологические признаки глагола у причастия. - Что было трудным? - Что вызвало интерес? - Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?
| Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы | Личностные УУД Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?») |