Урок №43
Дата 21.11.16, 22.11.16
Класс: 7-Б, 7-А
Тема: Морфологические признаки причастия
Цель: ознакомить учащихся с морфологическими признаками причастия; повторить падежные окончания прилагательных, время, вид и переходность глагола; формировать умения различать причастия и прилагательные. Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Чёткость слога у Чехова и динамизм рассказов
А. Толстого — это заслуга глагольных слов, точно
И верно отражающих потребности мысли и речи.
В. Колесов
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. анализ контрольной работы
2. Беседа
• Какая часть речи называется глаголом?
• Каковы его морфологические признаки?
• Что такое прилагательное?
• Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?
• Какую роль выполняют глаголы? прилагательные?
III. Мотивация учебной деятельности
1. слово учителя
— Сегодня, ребята, мы начинаем знакомство с удивительным феноменом грамматики — причастием. м. В. ломоносов говорил о причастиях так: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Какую же силу имени и глагола заключает в себе причастие?
IV. Изучение нового материала
1. объяснение учителя
— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательного и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. м. Шанский считает, что причастие — это часть речи, а другой учёный, Т. м. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.
• Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. (Учащиеся называют имена прилагательные: маленький, круглый, теннисный.)
• Что мы можем сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Постоянные.)
• Произведём с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? (Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые мы с ним совершаем.)
• Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
Запись на доске и в тетрадях:
Маленький мяч летящий мяч — мяч, который летит (наст. вр.)
Какой? какой?
Теннисный мяч упавший мяч — мяч, который упал (прош. вр.)
Какой? какой?
2. работа с таблицей (с комментариями учителя)
Прилагательные Причастия
Общие признаки
1. Обозначают признак предмета.
2. Зависят от существительных.
3. Изменяются по числам, родам и падежам.
4. Имеют полную и краткую форму.
5. В полной форме, как правило, употребляются как определения, иногда являются именной частью составного сказуемого; в краткой форме — только сказуемым
1. Обозначает признак предмета по цвету, форме, назначению, запаху, свойству, местонахождению, материалу, из которого изготовлено, и т. д.: серый, круглый, читальный, слабый, московский, стеклянный, пахучий.
2. Обозначает признак предмета, постоянно свойственный этому предмету: белое (платье), читальный (зал), покатые (плечи), горбатый (человек), тощий (щенок), большущий (дом).
3. Имеет свойственные прилагательным суффиксы: - н-, -ин-, - ан-, - ян-, - к-, - ск-, - ческ-, - чив-, - лив-, - чат-, - ов-, - ев-, - оват-, -еват-, - еньк-, - ок-, - ив-, - л-, - енн-, - онн - и др.
1. Обозначает признак предмета по действию: белеющий, закруглённый, читающий, слабеющий, пахнувший, остекленевший.
2. Обозначает признак, протекающий во времени: белеющий (парус), белевшее (вдали платье), читающий (человек), прочитавший (книгу студент).
3. Обозначает признак с указанием на совершенность или несовершенность действия: ученик, решавший задачу; ученик, решивший задачу.
4. может быть возвратным: народ, строивший социализм; дом, строившийся рабочими.
5. Сохраняет способность управления падежом существительного: рисовать что? картину — рисующий что? картину; рисовать чем? карандашом — рисующий чем? карандашом; рисовать на чём? на доске — рисующий на чём? на доске.
6. Имеет свойственные причастиям суффиксы: -ущ-(-ющ-), - ащ-(-ящ-); - ем-, - им-, - ом-, - нн-, - енн-, - т-
3. ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Практическая работа
А) Спишите, указывая в скобках род, число, падеж причастий и прилагательных.
Широкое звёздное небо, посеребренная звёздным светом туманная даль лугов прояснились и стали зримыми. Даже смутное очертание холма, нависшего над рекой, угадывалось хотя бы по одному тому, что зияло там беззвёздное, чёрное место.
Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звездами, долго ещё слушали ночь с криком коростеля, бегающего поблизости у самого изголовья. (В. Солоухин)
Б) Определение общих грамматических признаков причастия и глагола. Пользуясь текстом, докажите, что причастия, как и глаголы, имеют вид (совершённый и несовершённый), время (настоящее и прошедшее). Определите вид и время глаголов.
Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Паруса, туманно видимые из-за бакборта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. (А. С. Грин)
2. работа с упражнениями учебника
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Что обозначает причастие?
• От какой самостоятельной части речи образуется причастие?
• Что общего у причастия с прилагательным и глаголом?
• Каким членом предложения может быть причастие?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, сегодня вы узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. Такие слова в грамматике называются причастиями. Они образуются от глаголов и сохраняют некоторые их признаки. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника
2. Выполнить упражнение (письменно).
Тема «Причастие как часть речи»
1 уровень
Задание 1.
Найдите в каждой строчке причастие, выпишите его и укажите его отличительный признак.
Зрячий, зрелый, зреть.
Отвиснуть, висячий, отвисший.
Сумев, умеючи, умеющий, умелый.
Будущий, бывалый, бывший.
Лежачий, лежалый, залежавшийся.
Охранный, охраняемый, охранявший, охранять.
Играющий, игривый, игравший, играл.
Певучий, певчий, певший, напев.
Задание 2.
Определите время и вид следующих причастий:
ночующий (на обочине)
включенный (телевизор)
предусмотренный (правилами)
(случайно) встреченный
2 уровень
Задание 1.
Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.
Решивший – решать, решаться, решить, решиться.
Отведенный – отводить, отвести, отвезти, отвозить.
Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.
Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.
Учитывающий – учесть, зачесть, учитываться, учитывать.
Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.
Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.
Мелющийся – молоть, смолоть, молоться, смолоться.
Задание 2.
Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.
Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.
Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.
Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый.
Пугаться – пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающий.
Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.
Устраиваться – устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий.
Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающий.
Остаться – остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся.