Дата «10» октября 2018 г. Класс 7 Предмет русский язык
Тема урока: Морфологический разбор причастия
УУД в соответствии с КТП
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: карточки, учебник
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулировка темы.
Целеполагание.
3. Диф ДЗ п18 повт упр 127(по одному разбору краткое и полное прич) Проверка ДЗ:107.
4. Актуализация знаний. Орфогр диктовка по цепочке (у каждого причастия назвать по 1 признаку, без повтора. Например, подтаявший – действительное причастие, освещена – краткое причастие и т.д.).
Подтаявший снег, поляна освещена, книга, прочитанная мной; скачущие кони, борющиеся народы, размешанные краски, замешенное тесто, рассматриваемый проект, расстрелянные патроны, шаги, услышанные издалека, вещи разбросаны; герой, овеянный славой, вырубленный дес, режущий инструмент.
5. Подчеркните члены предложения, объясните пунктограммы. (Блиц-ответ на вопрос: сколько в предложении причастий? 3)
Он зашел, так сказать, с тыла и, никем не замеченный, затерялся в большой толпе, окружавшей два битком набитых автобуса, что стояли у парадного подъезда.
6. Морфологический разбор любого причастия с комментирование.
7. Теория в учебнике, стр 64.
8. Практикум.
1. Запись предложения с объяснением знаков препинания. Выбрать краткое причастие, сделать морфологический разбор
Поездка для художников организована в осенний лес, расписанный самой природой золотыми, багряными красками.
2. Работа с текстом
Прочитайте отрывок из фельетона В. Ардова «Суконный язык». Какая особенность причастий остроумно использована в этом шуточном объявлении?
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и мусорящие, являются штрафующими.
Попытайтесь отредактировать текст.Какой вывод можно сделать?
Очень метко о вреде такой перенасыщенности речи причастиями писал М. В. Ломоносов:
«Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов». ( М. В. Ломоносов «Российская грамматика»)
7. Рефлексия. Думаем, когда используем причастия и причастные обороты.
8. Подведение итогов.