СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологические нормы имён существительных ( практика)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит практические задания по употреблению имён существительных. К заданиям даны ответы.

Просмотр содержимого документа
«Морфологические нормы имён существительных ( практика)»

Морфологические нормы ( образование форм слова)


Задание 1. Образуйте от данных имён существительных форму Именительного падежа множественн-ого числа. Распределите слова на две группы. Торт, профессор, директор, катер, порт, округ, свитер.

Формы на –Ы/-И

Формы на –А/-Я



Задание 2. Образуйте от данных имён существительных форму Родительного падежа множественного числа. Апельсин, банан, яблоко, ватт, сапог, чулки, одеяльце, вафля, застолье, спальня, грамм, дно, туфля, блюдце, боярин, оладья, полено.

Задание 3: В каком случае форма слова не соответствует нормам современного русского литературного языка? Выпишите слово в исправленном виде. 1) (мн.ч) 1) адреса 2) торты 3) слесаря 4) договоры 2) (много) 1) ботинок 2) сапогов 3) чулок 4) баклажанов 3) (нет) 1) яблонь 2) свечей 3) платьев 4) блюдцев 4) 1) палец с мозолью 2) лазерные принтеры 3) двое грузин 4) опытные тренера

Задание 4: Вставьте в текст пропущенные словоформы. Отправляя меня на рынок, мать, кроме всего прочего, велела мне купить пару новых (простыни) ___, праздничных ( платья) __, резиновых ( сапоги) __, шерстяных (чулки)__ и (носки) __. По дороге мне встретилось много (грузины) ___, (туркмены) __, (узбеки) __, (цыгане) __, (осетины) __, (башкиры)__. На рынке я не нашла ни ( апельсины) __, ни (мандарины) __, ни (баклажаны) __, но купила пять (кило-граммы)__ (помидоры)__ и пятьсот ( граммы) __ (яблоки) __. Продавцы предлагали ассортимент (кочерга) __ и ( грабли) __. Только они мне были не нужны. Зато мой знакомый из Самарканда продал мне несколько (дыня) __. Я возвращалась домой довольной. Вот уже на горизонте показался наш сад, в кото-ром десятки (яблони) __ и (вишни).

Задание 5: Определите родовую принадлежность имён существительных. Составьте с ними словосоче-тания, учитывая их род. Бандероль, толь, плацкарта, домина, топори′ще ( рукоятка топора), топо′рище ( большой топор), задира, молодчина, сирокко, иваси, месье, грамзапись, Онтарио, Хуанхэ, Улан- Удэ, торгпредство, АЭС, ЗАГС.

Задание 6: В одном из данных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) 1.тонких запястий 2. вкусных макарон 3. доброжелательных армянов 4. восемь гектаров 2) 1. шерстяных носок 2. трудовых будней 3. красивых блюдец 4. детских гольфов 3) 1. много румын 2. нарядных башкиров 3. подписанные договоры 4. болезненная мозоль 4) 1.капроновых чулок 2. раненых солдат 3. весёлых свадеб 4. радостных новосельев 5) 1.традиции эскимосов 2. долгожданных каникул 3. опытные инструктора 4. ароматных ананасов 6) 1. купленных сапогов 2. волшебных зеркалец 3. поздравили киргизов 4. пушистых бакенбард 7) 1. жемчужных ожерелий 2. известных певуний 3. ректоры университетов 4. гнусных сплетней 8) 1. связанные свитеры 2. ароматный шампунь 3. накормили кур 4. танцы осетинов 9) 1. вызвали минёров 2. атаки партизан 3. инженера работают 4. консервированных томатов 10) 1. упрямый пони 2. выставка кухонь 3. разогнали курей 4. танцы узбеков 11) 1. нет валенок 2. много бананов 3. железнодорожное депо 4. звонких гусель 12) 1. сваренная кольраби 2. острых копьёв 3. внимательные доктора 4. жилища калмыков 13) 1. чтение комментариев 2. казачьих сабель 3. нарядный тюль 4. тяжёлые якори 14) 1. добрые хозяева 2. тёплых вёсен 3. зимние месяца 4. отправленная бандероль 15) 1. широкая Миссисипи 2. сорты семян 3. подвиги солдат 4. знаменитые снайперы



Морфологические нормы ( образование форм слова)

Задание 1.

Формы на –Ы/-И

Формы на –А/-Я

торты, порты, свитеры

профессора, директора, катера, округа



Задание 2.нет АпельсинОВ, бананОВ, яблок, ватт, сапог, чулок, одеялец, вафель, застолИЙ, спален, граммОВ, дно – днА, доньЕВ, туфель, блюдец, боярин - боя, оладИЙ, поленьЕВ.

Задание 3: 1) слесари 2) сапог 3) блюдец 4) опытные тренеры

Задание 4: просты′нь, простыне′й, платьев, сапог, чулок, носков, грузин, туркмен, узбеков, цыган, осетин, башкир, апельсинов, мандаринов, баклажанов, килограммов, помидоров, граммов, яблок, кочерёг, грабель, дынь, яблонь, вишен.

Задание 5: Бандероль ж.р - тяжёлая, толь –мр - прочный, плацкарта –жр - удобная, домина –мр привлекательный, топори′ще ( рукоятка топора) – ср.р -удобное, топо′рище ( большой топор) – мр удоб-ный, задира – общего р, молодчина - общего, сирокко ( сухой, знойный ветер) –м.р, иваси(сельдь) -жр, месье - мр, грамзапись –ж.р, Онтарио (озеро) великое, Хуанхэ –река - живописная, Улан- Удэ -город, торгпредство- ср.р, АЭС –ж.р, ЗАГС –м.р запись актов гражданского состояния ( склоняемое сущ-ное загс- загса –загсу- загсом о загсе).

Задание 6: 1) 3. доброжелательных армян 2) 1. шерстяных носков 3) 2. нарядных башкир 4) 4. радостных новоселий 5) 3. опытные инструкторы 6) 1. купленных сапог 7) 4. гнусных сплетен 8) 4. танцы осетин 9) 3. инженеры работают 10) 3. разогнали кур 11) 4. звонких гуслей 12) 2. острых копий 13) 4. тяжёлые якоря 14) 3. зимние месяцы 15) 2. сорта семян












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!