Урок русского языка, 6 класс
Тема: Морфологический разбор глагола.
Место темы в системе обучения русскому языку: Данная тема является завершающей при изучении глагола, непосредственно связана с предыдущими, при изучении которых ученик познакомился с понятием «глагол», его местом в системе частей речи, морфологическими, синтаксическими особенностями и т.д. Некоторые авторы не выделяют тему в отдельный урок, а берут ее как элемент урока-повторения. Например, Бабайцева В.В. включает морфологический разбор в два последних урока по глаголу «Повторение и обобщение изученного о глаголе», Разумовская М.М. - в последние уроки «Морфологические признаки глагола». Отдельный урок по данной теме выделяет Ладыженская Т.А. , но дает его как урок изучения нового материала. Мы предлагаем при изучении данной темы акцентировать внимание на повторно-обобщающем аспекте, то есть всё, что будет дано на уроке, является систематизацией уже полученных знаний.
Тип урока: Повторно-обобщающий с элементами изучения нового материала.
Вид урока: Ток-шоу с приглашенными в качестве экспертов ребятами старших классов, которые уже хорошо владеют данной темой.
Цели занятия:
- обучающие: научить ребят делать морфологический разбор глагола, пользуясь планом разбора;
- развивающие: развитие навыков построения диалога, умение вести беседу на заданную тему;
- воспитательные: воспитание культуры общения, повышение интереса к предмету.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся: уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глаголов, определять их морфологические и синтаксические признаки.
Методы работы: беседа, сообщения учащихся, устное выполнение упражнения, письменная проверочная работа.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная работа. Класс – аудитория, зрительный зал.
Этапы занятия:
- организационный момент;
- постановка цели урока;
- актуализация знаний;
- основная часть урока (ток-шоу) – теоретическая часть – повторение изученного и изучение нового материала
- закрепление материала – практическая часть;
- рефлексия;
- проверочная работа;
- выставление оценок.
Оборудование: доска, карточки с планом морфологического разбора, которые учитель по ходу урока вывешивает на доске, мультимедийная презентация, проектор.
Сценарий урока
Учитель: Добрый день, ребята. В эфире ток-шоу «Пусть говорят»!
Постановка цели урока: Сегодня мы с вами побеседуем о глаголе, и тема нашей беседы «Морфологический разбор глагола». Мы обобщим весь теоретический материал об этой части речи, вспомним его определение, особенности, морфологические и синтаксические, поговорим о его месте в системе частей речи русского языка. И, самое важное, познакомимся с планом морфологического разбора, сделаем устные и письменные разборы, чтобы закрепить весь изученный материал.
Нашими гостями будут эксперты — специалисты в области глаголов, которые постараются разъяснить нам все пункты морфологического разбора. После нашей беседы на доске и в тетрадках должен появиться точный план разбора глагола. И в конце каждый должен будет заработать себе оценку, выполнив письменную работу.
Теоретическая часть: Наш первый гость – специалист в области морфологических разборов, человек, который знает всю теорию о построении планов любого разбора.
Эксперт №1: Я как специалист ответственно заявляю, что любой морфологический разбор начинается с определения части речи. Без этого немыслим дальнейший разбор слова.
Учитель: Итак, вопрос аудитории: как же мы будем узнавать глагол среди прочих частей речи?
Отвечают зрители в зале. Выслушиваем ответы.
Учитель: А теперь приглашаем в студию нашего второго гостя, специалиста по глаголу!
Эксперт№2: Всё, что было сказано зрителями, имеет право на существования. Но не стоит забывать, что морфология это точная наука, в ней не должно быть приблизительных ответов. Поэтому следует запомнить, что глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Учитель: Выяснили, что глагол среди остальных частей речи мы найдем благодаря вопросам и его общему значению. Что же будем делать дальше? Спросим эксперта №1.
Эксперт №1: Все просто. Найдем начальную форму нужного нам слова. Какая форма является начальной для глагола, предлагаю спросить у моего коллеги.
Эксперт № 2: Вы правы, коллега, все просто. У глаголов начальной формой является инфинитив, то есть неопределенная форма.
Учитель: Какая форма глагола является неопределенной?
Эксперт №2: В этой форме глагол не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.
Учитель: Поставили слово в начальную форму. Что же дальше?
Эксперт № 1: Вторым пунктом морфологического разбора всегда является определение морфологических признаков, у каждой части речи они свои.
Эксперт № 2: Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. Подробнее нам об этом может рассказать специалист по морфологическим признакам.
Учитель: Он у нас сегодня в студии!
Эксперт №3: Так как аудитория у нас более-менее подготовленная, я бы хотел услышать от нее, какие постоянные признаки есть у глагола.
Класс называет признаки, разъясняет их, после чего эксперт подводит общий итог.
Эксперт №3: Всего мы можем назвать четыре постоянных признака. Они были / не были названы сейчас. Это вид, переходность, возвратность, спряжение. Хочу вам еще раз напомнить, что же это такое.
Вид может быть совершенным и несовершенным. Определяется с помощью вопроса. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (говорить, думать, считать) и указывают на продолжительность и повторяемость действия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (сказать, подумать, пересчитать) и указывают на результат действия.
Переходность. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Возвратность. Глаголы, имеющие суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Соответственно, без этих суффиксов глаголы являются невозвратными. Например: умыть (невозвр.)/умыться (возвр.).
Спряжение. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Склоняются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. Сколько спряжений в русском языке?
Класс отвечает.
Эксперт №3: Правильно/неправильно. В русском языке два спряжения. Как их определять, все должны знать.
Класс рассказывает правило: Все глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ, второго спряжения, кроме глаголов брить, стелить и 11 глаголов исключений. Остальные глаголы с безударным личным окончанием относятся к 1 спряжению.
Эксперт №3: У нас очень подготовленная аудитория. Но нужно еще помнить про разноспрягаемые глаголы. То есть глаголы, которые частично спрягаются по первому склонению, частично — по второму.
Учитель: Спросим у зрителей, какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
Класс отвечает: Глаголы хотеть и бежать и образованные от них захотеть, расхотеть, побежать, вбежать, побежать, добежать и т.п. Также особо спрягаются глаголы есть и дать и образованные от них съесть, поесть, отдать, передать, создать и др.
Учитель: Итак, постоянные признаки мы определили: вид, возвратность, переходность и спряжение. Дальше идут непостоянные признаки?
Эксперт №3: Совершенно верно. Я опять хочу обратиться к залу: какие непостоянные признаки есть у глагола?
Класс называет признаки, разъясняет их, после чего эксперт подводит общий итог.
Учитель: Зрители называют множество различных признаков, их на самом деле так так много?
Эксперт №3: Как видим непостоянных признаков у глагола больше, всего их пять и с ними все немножечко сложнее. Наклонение. Число. Время. Лицо. Род. И я хочу передать слово коллеге, специалисту по морфологическим признакам.
Эксперт №1: Наклонение — морфологический признак, присущий только глаголам, поэтому будет правильнее, если о нем нам расскажет эксперт в области глаголов.
Эксперт №2: Спасибо, коллега. Наклонение выражает отношение действия к действительности. Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Кто мне скажет, чем характеризуется каждое наклонение?
Зрители поднимают руки и отвечают на вопрос:
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить.
Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.
Эксперт №2: У нас очень подготовленная аудитория. После того, как определили наклонение, переходим к остальным непостоянным признакам. О них я скажу кратко, потому что все их прекрасно должны знать.
Итак, число в современном русском языке может быть единственным и множественным, глаголы всех трех наклонений изменяются по числам.
Время — прошедшее, настоящее или будущее — есть только у глаголов в изъявительном наклонении.
Лицо может быть первым, вторым и третьим в зависимости от того, кто является субъектом (исполнителем) действия. Глаголы условного наклонения по лицам не изменяются, а глаголы повелительного наклонения обычно употребляются в форме 2-го лица. Здесь же стоит упомянуть безличные глаголы, то есть глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), например, смеркалось, вечереет.
Род. Помним, что род у нас бывает мужским, женский и средним. Далеко не во всех формах глагола его можно определить. Род есть только в единственном числе прошедшем времени изъявительного наклонения (пошел, пошла, пошло) и в единственном числе условного наклонения.
Учитель: Видим, что на доске у нас полностью заполнилось два пункта плана разбора. Остался последний. Уважаемые эксперты, напомните нам, что там должно появиться.
Эксперт №1: Конечно, как и в любом разборе самостоятельной части речи, в третьем пункте мы должны сказать о синтаксической роли глагола.
Эксперт №2: В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.
Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего инфинитив бывает сказуемым или его частью и подлежащим.
Учитель: Наши эксперты подробно рассказали нам о глаголе как части речи, а на доске появился план разбора. Но нужно убедиться, как хорошо мы поняли то, что было в ходе сегодняшней беседы сказано. Применим полученные знания на практике. Наши эксперты будут нас контролировать, а после дадут нам свою экспертную оценку.
Но прежде просмотрим небольшой рекламный ролик.
Практическая часть урока:
Эксперт №2: Мы приготовили несколько предложений, в которых нам надо найти глаголы и слать их устный разбор. Давайте сейчас попросим наших зрителей попробовать свои силы и рассказать нам их морфологический разбор по плану, который представлен на доске.
Кто много говорит, тот мало делает.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Устами младенца глаголет истина.
Учащиеся делают устный разбор, в презентации появляются ответы.
Рефлексия:
Учитель: Наши уважаемые эксперты дали исчерпывающие объяснения, как делать морфологический разбор, помогли нам сделать устный разбор. Но, может быть, у кого-нибудь в зале еще остались вопросы? (Если класс задает вопросы, эксперты стараются с помощью учителя на них ответить). Всё ли понятно? Может ли у кого-то разбор еще вызвать затруднения?
Когда в классе не остается вопросов, то можно переходить к проверочной письменной работе.
Учитель: Спасибо нашим экспертам за подробный рассказ о глаголе, его морфологических признаках. Давайте аплодисментами проводим специалистов из аудитории. (Эксперты уходят). А мы с вами проверим, как хорошо все слушали рассказы гостей, как смогли усвоить материал. Самостоятельно, пользуясь планом, каждый в своих тетрадках сделает морфологические разборы всех глаголов, встречающихся в тексте (в презентации).
Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Как говорит, так, следовательно, и думает.
Хотите быть образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не будьте самовлюблённым болтуном.
(По Д.С. Лихачёву)
Оценивание: оценки выставляются ребятам за активную работу на уроке и за правильное выполнение письменного задания (проверяется отдельно). Конечно, отдельную благодарность получают ребята, выступающие в роли специалистов.
