СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 4 классе "Морфологический разбор глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок усвоения новых знаний Основная деятельность: учебно-поисковая Цель урока: развитие умения определять признаки глагола, производить морфологический разбор глагола. Задачи урока:  Учить определять морфологические признаки глагола;  Определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора;  Формировать умения анализировать изучаемые факты и понятия;  Развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;  Обогащать словарный запас школьников.  Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь Познавательные УУД 1. Представлять информацию в виде схемы, таблиц. 2.Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 4 классе "Морфологический разбор глагола"»

Тема: Морфологический разбор глагола

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС

Основная деятельность: учебно-поисковая

Цель урока: развитие умения определять признаки глагола, производить морфологический разбор глагола.

Задачи урока:

  • Учить определять морфологические признаки глагола;

  • Определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора;

  • Формировать умения анализировать изучаемые факты и понятия;

  • Развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

  • Обогащать словарный запас школьников.

  • Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь

Познавательные УУД

1. Представлять информацию в виде схемы, таблиц.

2.Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

  1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

Организацион-

ный момент.


Мотивация учебной деятельности.

Детям предлагается блиц:

- выражать своё мнение, доказывать несмотря на правоту;

- мужественно переносить боль;

- обратиться к кому-либо с вопросом;

- подвергаться опасности, риску;

- относиться с уважением к людям.


Слова, какой части речи вы записали? О чём пойдёт речь на уроке? Что общего у этих слов?

Ответы в тетрадь:


Спорить,

терпеть,

спросить,


рисковать,

уважать.


Глагол

В н. ф., выделяют суффикс

Познаватель-

ные

Постановка цели и задачи

Тема урока: Морфологический разбор глагола.

- Какова цель урока?

Развитие умения определять признаки глагола, производить морфологический разбор глагола.


- Чему должны научиться?


- Что мы сейчас делали?

- Что ещё нужно сделать?

- Расставьте пункты плана по порядку:

1. Составление общего алгоритма морфологического разбора.

2. Обобщение знаний о глаголе.

3. Составление алгоритма морфолог. разбора глагола.

4. Упражнение в разборе.

5.Рефлексия.

- чему мы учились?


Следуем этому плану:








Разбирать глагол, как часть речи.

Формул. тему и цель

Составить план

Расставляют пункты по порядку.








Планировать свою деятельность

Регулятивные

Личностные

Актуализация знаний

1. Каким общим алгоритмом мы пользуемся при разборе?


2. Теперь вспомним всё, что уже знаем о глаголе. Предлагаю заполнить кластер.

- у меня есть ещё два признака: род и лицо, где их место на кластере? От чего это зависит?

-назовите время глагола.

Тогда у меня возникает вопрос:

Слово, вопрос, н.ф, ч.р, морф.признаки, роль в предложении

Дети заполняют кластер (работа в парах)Кто первый сделал идёт к доске.


От времени

П.в н.в б.в

Регулятивные


Познаватель-

ные


Коммуника-

тивные

Проблемный вопрос

Будут ли различия в морфологическом разборе глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени?


Проведём исследование и составим таблицу(обсуждаются признаки)






Выдаётся таблица

(работа в парах)

Познавательные


Коммуникативные

Первичное усвоение знаний

Задания:

  1. Образуйте от данных слов однокоренные глаголы и измените их по временам:

Выражение, жёлтый, фантазия

Вывод: все глаголы изменяются по временам.


  1. Род. Выясните в каком времени глаголы изменяются по родам?

Вывод: по родам изменяются глаголы в прошедшем времени.


  1. Лицо. В каком времени глаголы изменяются по лицам?

Вывод: по лицам изменяются глаголы в настоящем и будущем времени.


  1. Число. В каком времени глаголы изменяются по числам?

Вывод: в прошедшем, настоящем и будущем.


Итог: Так есть ли различия в морфологическом разборе глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени?


Вернёмся к кластеру и подставим РОД и ЛИЦО


В тетрадь, работа по рядам.

П.в. н.в. б.в.



В таблице выставляются +


Тетрадь, слова те же,

М.р ж.р с.р

Результат в таблицу



Тетрадь,

1л 2л 3л


Результат в таблицу




Ед.ч

Мн.ч


Результат в таблицу.



Различия между п.в и н.в

Различий нет между н.в и б.в


Познавательные


Коммуникативные

Первичная проверка понимания

Давайте попробуем сделать морфологический разбор глагола.

Слова: лежит, плакать

Учебник упр. №244,

в тетрадь, один у доски.



Первичное закрепление

Слова: поломала, плачу, припасает

Дети разбирают самостоятельно по рядам, сравнивают с эталоном.


Итог урока и


Рефлексия



Домашнее задание.

Какая тема урока? Какая была цель урока? Мы её выполнили?


Метод «Лист самооценки»

Отвечают


Заполняют и зачитывают.


Регулятивные



































Приложение 1.







Глагол - это



Морфологические признаки:

Число:

Время:

Обозначает

Роль в предложении

Вопросы:





















































Приложение 2.


Время


Прошедшее время


Настоящее время


Будущее время


Род





Лицо





Число







Время


Прошедшее время


Настоящее время


Будущее время


Род





Лицо





Число







Время


Прошедшее время


Настоящее время


Будущее время


Род





Лицо





Число







Время


Прошедшее время


Настоящее время


Будущее время


Род





Лицо





Число







Время


Прошедшее время


Настоящее время


Будущее время


Род





Лицо





Число






Приложение 3.

Лист самооценки.

Узнал



Научился

Удивился



Получил удовольствие

Не понял



Расстроился

Лист самооценки.

Узнал



Научился

Удивился



Получил удовольствие

Не понял



Расстроился

Лист самооценки.

Узнал



Научился

Удивился



Получил удовольствие

Не понял



Расстроился

Лист самооценки.

Узнал



Научился

Удивился



Получил удовольствие

Не понял



Расстроился



Самоанализ.

На уроке были использованы:

  1. Технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, компьютерные технологии.

  2. Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный

  3. Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

  4. Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

  5. Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

  6. На уроке организована самостоятельная работа, фронтальная и работа в парах

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Глагол» курса «Русский язык». Данный урок 4 по теме «Что мы знаем о глаголе». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение морфологических признаков глагола.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4 «А» класса.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.

Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. Использовала блиц опрос для обогащения словарного запаса учеников, и для повторения неопределённой формы глагола.

2 этап: Постановка цели и задачи.

Цель: учить детей планировать свою деятельность. Развитие регулятивных УУД.

3 этап: Актуализация знаний.

Цели этого этапа – обобщение знаний по теме и выявление того, что не знаем по теме урока. Постановка проблемного вопроса.

4 этап: Первичное усвоение знаний.

Цель: учить детей приёмам умственной деятельности: анализу, синтезу, обобщению, умению делать выводы и находить ответ на поставленный вопрос.

5 этап. Первичная проверка понимания.

Цель: Используя алгоритм, сделать морфологический разбор глагола.

6 этап: Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой.

Цель: проверка уровня сформированности знаний полученных за урок.

7 этап. Рефлексия.

Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети осознали новые для себя знания Научились выполнять морфологический разбор глагола.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях и



© 2017 1865 24