Морфологический разбор глагола
7 класс
Задачи:
Обобщить знания о глаголах, вывести алгоритм морфологического разбора глагола.
Развивать умения анализировать, обобщать; работать в паре.
Воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимовыручку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Систематизация уже имеющихся знаний.
1) Фронтальный опрос.
На какие вопросы может отвечать глагол?
Что обозначает глагол как часть речи?
Как изменяется глагол?
Каким членом предложения обычно бывает глагол?
2) Дифференцированное задание.
Дело мастера боит(?)ся.
Мир освещает(?)ся солнцем, а человек- знанием.
Умел ошибит(?)ся, умей и поправит(?)ся.
3) Распределите глаголы по 2 столбикам (I спряжение и II спряжение).
Почувствовать, смотреть, мыть, болеть, промокнуть, шептать, сушит, кашлять, распилить, зависеть, обогнать, извинить.
III. Основная часть урока
1. Целеполагание.
– Ребята, что написано на доске? (Пословица)
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
– Раскройте значение пословицы. О чем она? (О дружбе.)
– Назовите еще пословицы о дружбе. (Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга – ищи, нашел – береги.)
– Найдите в пословице, которая написана на доске слово, той части речи, над которой мы работаем на уроках русского языка. (Держится)
– Докажите свое мнение. (Глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает? и обозначает действие предмета. И мы работаем над глаголом.)
– Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Держится – несов. в. II спр., н.в., 3 л, ед.ч.)
– Хорошо.
– А мы знаем уже, как последовательно нам нужно рассказывать о глаголе? (Нет)
– Так, что нам сегодня нужно вывести? (Алгоритм разбора глагола)
– А кто уже догадался, какая будет тема урока? (Морфологический разбор глагола)
– А для чего нам нужно вывести алгоритм разбора глагола? (Чтобы делать последовательно морфологический разбор глагола и ничего не забыть)
2. Работа над алгоритмом
– Когда мы выполняем морфологический разбор существительного и прилагательного, то с чего начинаем? (С определения части речи)
– Итак, 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше? (Начальная форма.)
– Какая начальная форма у глагола? (Неопределенная форма – слова, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?)
– Значит, вторым шагом мы должны выяснить морфологические признаки глагола. По неопределенной форме, что можно определить? (Вид и спряжение)
– Вид и спряжение – это постоянные признаки глагола. А что умеет делать глагол неопределенной формы? (Изменяться по временам)
– Значит, определить время глагола. Вспомните, как путешествует глагол несовершенного вида во времени? (Бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени)
– А как путешествует глагол совершенного вида? (В прошедшем и будущем времени)
– Что мы можем определить у глагола настоящего и будущего времени? (Лицо и число)
– А у глагола, прошедшего времени? (Род и число)
– Значит, мы будем определять у глагола настоящего и будущего времени – лицо и число, а в прошедшем времени число и в единственном числе – род.
Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении. Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет? (Сказуемым, главную)
– Вот мы и построим алгоритм разбора глагола.
А теперь, сравним наш алгоритм с алгоритмом, который записан в учебнике.
Откройте учебник. Чем отличается?
3. Физминутка.
– Если вы услышите глагол прошедшего времени – топайте, услышите глагол настоящего времени – хлопайте, глагол будущего времени – молчите.
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит.
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
Укротительница львов
Удивит учеников.
Укрощает льва и львицу,
Ужас, как мышей боится.
4. А теперь поработаем в паре по алгоритму.
Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
– Как нужно работать в паре? (Дружно, не перебивать.)
Не разрубишь – гл., н.ф.– не разрубить, сов. в., 2 спр., б. в., 2 л., ед.ч., сказуемое.
5. Самостоятельная работа по уровням.
1-й уровень – сделать морфологический разбор глагола – распустилась.
2-й уровень – не таишься.
3-й уровень – подшучу.
6. Проверка самостоятельной работы (по приложению)
1-й уровень – распустилась – гл., н.ф.,– распуститься, сов. в., 2 спр., пр. в., 3 л., ед. ч., ж.р., сказуемое.
2-й уровень – не таишься – гл., н.ф.,– не таить, несов., в., 2 спр., н. в., 2 л., ед. ч., сказуемое.
3-й уровень – подшучу – гл., н.ф.,– подшутить, сов., в., 1 спр., 1 л., ед.ч., сказуемое.
– У кого есть проблемы? Какие?
III. Итог урока
– Над чем работали? (Над морфологическим разбором глагола)
– Мы достигли цели урока? (Да, потому что вывели алгоритм разбора глагола)
IV. Домашнее задание
Записать пословицу о дружбе, из неё выписать глагол, и выполнить морфологический разбор.