СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикуемый урок русского языка по теме "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение" можно использовать при изучении новой темы в 6 классе, при морфологическом разборе глагола и при повторении признаков глагола  в 7 классе при изучении темы "Причастие". При подготовке к ЕГЭ мы тоже касаемся этой темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение"»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение

Цель: познакомить учащихся с новым грамматическим признаком — наклонения глаголов. Изъявительное наклонение.

Задачи:

  • тренироваться в определении гамматических признаков глагола;

  • отрабатывать понятия постоянные и непостоянные признаки;

  • уметь правильно определять наклонения глаголов, образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения и находить их в тексте.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться определять наклонение глагола, конструировать синтаксические единицы с глаголами изъявительного наклонения.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции,.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на разноспрягаемые глаголы.

Формирование навыков обобщения и систематизации дидактического материала;

воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним очень важным грамматическим признаком глагола — наклонением.

Тему пишут в тетради.

  1. Целеполагание. ( Цели называют сами учащиеся).

    Сформулируйте цель урока, опираясь не его тему. Используйте опорные фразы:

    1. Познакомиться с …

    2. Узнать виды.... и их виды отличительные ...

    Учитель дополняет.

2.Актуализация знаний

  • С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?

  • Какой признак не назвали?

  • Почему?

    Словарный диктант с грамматическим заданием

    Прибыть в гостиницу, приготовить кофе, прийти в себя, присутствовать на торжестве, преогромное пламя6 приобрести пианино, преодолеть препятствие, пренеприятное известие.

    - Указать вид и переходность глаголов;

    3.Постановка учебной задачи:

- А какие задачи мы должны поставить перед собой? (Называют сами учащиеся). Учитель дополняет.

4. Новый материал

Учитель. Сегодня мы познакомимся с наклонениями глаголов.

Работа по таблице

Наклонения глаголов

Изъявительное

Условное

Повелительное

Русские спортсмены устанавливают новые мировые рекорды

Если бы мы систематически тренировались, то участвовали бы в спартакиаде

Ребята! Занимайтесь спортом!

    Запишите предложения.

    1) Знайте, берегите и любите свою землю.

    2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя.

    3) Люблю до боли сердечной Россию.

    - В каком предложении содержится побуждение к действию? (В нём употреблены глаголы повелительного наклонения).

  • Во втором предложении действие возможно при определённом условии ЛЮБИЛ БЫ.

  • В третьем предложении глагол употреблён в настоящем времени, но может употребляться и в прошедшем и будущем временах. Это глагол изъявительгного наклонения

    Учитель.

  • Какие наклонения глаголов есть в русском языке?

  • В каком предложении глагол обозначает реальное действие? Это глагол изъявительного наклонения.

  • В каком предложении глагол обозначает возможное действие при определённом условии? Это глагол условного наклонения.

  • В каком предложении глагол обозначает побуждение к действию? Это глагол повелительного наклонения.

    Сегодня мы рассмотрим изъявительное наклонение.

  • Найдите корень в слове изъявительное и подберите однокоренные слова.

  • Поставьте глагол устанавливает в прошедшее и будущее время.

  • Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? ( по временам)

    5.Работа по учебнику. Параграф 91, прочитаем правило.

    6. Закрепление.

    1) Упражнение 538. Выразительно прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы, что делалаТанюша весь день и была ли она помощницей. Выписать выделенные глаголы и определить их вид, время и наклонение.

    2) Работа по сайту «Школьный помощник»

    Задание 1.

    Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.
    1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.
    2. Ласточки летают над самой землей.
    3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома и будет холодно посвечивать до тех пор, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.
    4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.

    Задание 2
    Выберите глаголы в изъявительном наклонении.
    1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
    2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.
    3. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи.
    4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
    5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.
    6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.

    9. Итоги урока

    Учитель:

    - Какие наклонения глаголов есть в русском языке?

    - Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

    - В каком времени бывают глаголы в изъявительном наклонении?

    10. Рефлексия учащихся (методика неоконченных предложений)

    (Листочки розданы до урока)
    - Я вспомнил, что...

    - Вызвало затруднение...

    - Я узнал...

    - Было сложно...

    - Я понял...

    - Было интересно...

    11. Домашнее задание. 1. Параграф 91 , упр. 540 ( подготовка к ВПР)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!