СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 14. Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение".

Просмотр содержимого документа
«Урок 14. Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. 7 класс»


Урок 14

Тема. НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с понятием «наклонение глагола», с отличительными признаками глагольных форм в изъявительном, условном и повелительном наклонении, со значениями глагольных форм в изъявительном наклонении, с образованием и изменением формы прошедшего времени изъявительного наклонения;

  2. формировать умение определять вид, время, наклонение глагольной формы, умение изменять глаголы в изъявительном наклонении по временам; уместно употреблять глагольные формы в зависимости от речевой ситуации;

  3. воспитывать самостоятельность.

Этапы урока

  1. Организационный этап.


  1. Проверка домашнего задания.

§ 8, 9, 16, упр. 77.

77. 1. Спишите. Найдите и обозначьте в предложениях словосочетания «перех. глагол + сущ.». Определите падеж зависимых имён существительных, подчеркните их как члены предложения.

О б р а з е ц. Только гудение пчёл нарушало (ч т о?) безмолвие (В. п.).

1. В море вспыхнул светлый мост, ярко дыш__т брызги звёзд. Месяц ночь осв__бодил, месяц море п__бедил. 2. За морем з__ря погаса__т, слива__тся с синею далью. Последние искры бр__са__т с какою-то тайной печалью. 3. Кто здесь рылся? Может, гномы строят царские х__ромы? 4. Фее платье п__двенечное дал к__л__кольчик п__левой, сулил* ей счастье беск__нечное, зв__нил в цветок свой голубой. 5. Со(?)нце утре(н/нн)им светит светом, чистый снег с__ребрит окно... (К. Бальмонт).

  1. Определите значение выделенных слов. Подберите к ним сло­ва-синонимы.

  2. Сформулируйте правила, которые вы использовали, вставляя в слова пропущ. буквы.


  1. Этап актуализации изученного материала.

Прием «Шагающая пешка».

Два учащихся должны пройти определенное количество шагов, отвечая на вопросы учителя. Вопросы учащимся задаются поочередно. Если ответ верный, ученик делает шаг вперед, аргументирует свой ответ, если ошибается — остается на месте. В случае затруднения можно воспользоваться помощью команды (учащихся со своего ряда).

— Согласны ли вы, что глагол в начальной форме:

  1. называется инфинитивом;

  2. представляет глагол в словаре;

  3. изменяется по лицам;

  4. имеет постоянный признак вид;

  5. может быть возвратным/невозвратным;

  6. может быть в прошедшем, настоящем или будущем времени;

  7. может быть переходным/непереходным;

  8. имеет формообразовательные суффиксы -ть, -ти, -чь;

  9. имеет склонение;

  10. имеет спряжение?

Игра «Покажи действие».

Я буду называть глаголы. Когда вы услышите глагол в неопределенной форме, выполните то действие, которое он называет.

Учусь, улыбнуться, бережет, верим, моргать, держу, нахмуриться, рисуешь, мяукать, слушаете.

Экспресс-тест.

Вариант 1

  1. Выпишите из предложения подлежащее: С обрыва открывается чудесный вид.

  2. К полученному слову добавьте безударную гласную сказуемого: Зимой светает поздно.

  3. Допишите формообразоват. морфему глагола петь.

  4. Возьмите приставку от сказуемого: Зимний лес удивляет своей красотой.

Вариант 2

Выделите следующие морфемы:

  1. приставку в слове написать;

  2. корень в слове переход;

  3. словообразовательный суффикс в слове клеить;

  4. формообразовательную морфему в слове веселить.

— Какие слова у вас получились? (Увидеть и находить.). Определите постоянные признаки инфинитива. Составьте с получившимся словом предложение, подчеркните как член предложения (форму изменять нельзя).


III. Изучение нового материала.

Анализ лингвистической сказки.

— Ребята, вы любите ходить в гости? И я люблю. Не так давно я была в гостях у друзей и стала свидетелем одного случая. Хочу вам о нем рассказать. У моих знакомых есть три сына, они ваши ровесники. Мама попросила их помочь навести порядок в своих комнатах. Старший сын сказал: «Я бы сделал, я бы смог, если б кто-нибудь помог». А средний в это время говорил младшему брату: «Принеси ведро! Намочи тряпку! Протри пыль!» Младший сын, видя, что мама совсем расстроилась, сказал: «Я помогу, мамочка». Он быстро убрал не только в своей комнате, но и во всем доме, помог приготовить обед.

— Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? Почему не понравились осталь­ные? Давайте вспомним, какие глаголы в своей речи употребляют мальчики. По какому признаку можно их рас­пределить?

Старший сын

Средний сын

Младший сын

Сделал бы, смог бы, помог бы

Принеси, намочи, протри

Помогу

Обозначают действия, жела-емые или возможные при определенных условиях

Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу

Обозначают действия, которые происходят, происходили или бу-дут происходить на самом деле

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

  • Что обозначают глаголы из каждой группы? Какие глаголы называют действия, к которым гово­рящий побуждает своего собеседника? Какие глаголы обозначают действия, которые могут произойти при определенных условиях? Кто из сыновей действительно помог маме? Какие из этих глаголов обо­значают реальные действия? Все глаголы употреблены в значении определенного наклонения: изъ­явительного, условного и повелительного. В форме какого наклонения употреблены глаголы первой группы? второй? третьей?

  • На какие главные вопросы мы будем отвечать, изучая тему «Наклонение глагола»? (Какие бывают наклонения, что обозначают, как различать, как образуются.)

Рассмотрите схему в упр. 98, охарактеризуйте знач-е глаголов в формах разных наклонений.


IV. Закрепление.

а) Выполнение упражнения «Перепутаница».

— Исправьте ошибки, объяснив принцип размещения слов в столбцах.

№ 1

играли

поиграешь

играйте

играем

№ 2

летел бы

поиграл бы

засмеются

выучил бы

№ 3

пусть бежит

пробегите

улетите

ушел бы


б) Изучение нового материала. Работа с учебником на с. 60.

— Сегодня мы подробно остановимся на глаголах в форме изъявительного наклонения.

Заполните таблицу, используя теорет. сведения на стр. 60, схему, предложенную в упр. 101.

Изъявитель-ное наклонение

Значение

Изменение

Примеры

действие, которое реально происходило, происходит или будет происходить

по временам

ходил, смотрю, бежит


в) Закрепление изученного материала.

Рассмотрите схемы образования форм прошедшего времени в упражнении 104, теоретиче­ских сведениях на стр. 63. Как образован глагол прошедшего времени в стихотворении?

Сказал[о] ← сказа-(ть) + -л-; желтел[и] ← желте-(ть) + -л-.


г) Упражнение 107. точки зрения образования формы прошедшего времени лишними являются глаголы: 1) вырасти (нулевой суффикс); 2) ждать (суффикс -л-); 3) утонуть (суффикс -л-, сохранение суффикса -ну-); 4) устать (суффикс -л-).)


д) Упражнение 111. (Можно образовать формы простого будущего времени от глаголов совершенного вида: заявить, лечь, осложнить, разбить, вымыть, заплести, защитить, принести, перепахать.)


е) игра «Задачки Григория Остера»

Попробуйте решить понравившуюся задачку известного создателя «Вредных советов» Григо­рия Остера. Найдите глаголы, определите их время, укажите, как образованы глаголы про­шедшего времени.

1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой
девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

2. Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.

Ответ: врага нокаутировало его собственное оружие массой в 4 кг. Кто к нам с чем придет — от того и упадет.

3. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления и может ли транспортная милиция с ними справиться?

Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские, вооруженные до зубов силы не справятся.



V. Контрольно-оценочный этап.

Выполнение контрольного упражнения.

Измените данные глаголы по временам (по одной форме пр., настоящего и будущего времени).

Вариант 1: оклеить, пройти, отвыкать, возникнуть, ждать.

Вариант 2: защищать, зацвести, оглохнуть, взять, петь.


VI. Рефлексивный этап.

Прием «Светофор».

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью слайда: наклониться вперёд — недоволен, сделал не все, что мог; поднять руку — неплохо поработал, но мог бы лучше; аплодисменты — добился успеха, доволен своим результатом.


VII. Этап предъявления домашнего задания.

§ 11—12, выполнить упражнение 112 или найти стихотворение, где употреблены глаголы всех трех временных форм (на выбор).

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!