СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфология и орфография.6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфология и орфография.6 класс»

Четырнадцатое сентября.  Классная работа.

Четырнадцатое сентября. Классная работа.

МОРФОЛОГИЯ  и ОРФОГРАФИЯ Систематизация знаний о правописании частей речи!

МОРФОЛОГИЯ

и

ОРФОГРАФИЯ

Систематизация знаний о правописании частей речи!

Четвёртое лишнее? Свалился, передатчик, легкий, тоже. Неужели, именно, степенно, из-под. Пятёрка, пятак, пятачок, пятый. Строят, клеит, зависеть, стелется. Фальшь, в пути, весло, со ступеньки. Тоже (союз, служебная часть речи) Степенно (наречие, самостоятельная часть речи) Пятый (числительное). Стелется (глагол I спряжения) Путь (разносклоняемое существительное)

Четвёртое лишнее?

  • Свалился, передатчик, легкий, тоже.
  • Неужели, именно, степенно, из-под.
  • Пятёрка, пятак, пятачок, пятый.
  • Строят, клеит, зависеть, стелется.
  • Фальшь, в пути, весло, со ступеньки.
  • Тоже (союз, служебная часть речи)
  • Степенно (наречие, самостоятельная часть речи)
  • Пятый (числительное).
  • Стелется (глагол I спряжения)
  • Путь (разносклоняемое существительное)
Орфографическая разминка  (Не)весёлый взгляд, (не)широкая, но глубокая река, (не)ра…бежались, (не)взлюбить, собака ла…т, папа стро…т дом, они мел…т кофе, врачи леч…т, плеч…, пахуч…, туш… (?!), плач… (?!).  Проверим себя!  Невесёлый взгляд, неширокая, но глубокая река, не разбежались, невзлюбить, собака лает, папа строит дом, они мелют кофе, врачи лечат, плеч, пахуч, тушь(сущ. 3 скл.), туш (сущ 2 скл.), плач (сущ. 2 скл.), плачь (гл.)  Что объединяет все эти слова?

Орфографическая разминка

(Не)весёлый взгляд, (не)широкая, но глубокая река, (не)ра…бежались, (не)взлюбить, собака ла…т, папа стро…т дом, они мел…т кофе, врачи леч…т, плеч…, пахуч…, туш… (?!), плач… (?!).

Проверим себя!

Невесёлый взгляд, неширокая, но глубокая река, не разбежались, невзлюбить, собака лает, папа строит дом, они мелют кофе, врачи лечат, плеч, пахуч, тушь(сущ. 3 скл.), туш (сущ 2 скл.), плач (сущ. 2 скл.), плачь (гл.)

Что объединяет все эти слова?

Вспомним… Что такое морфология?  Морфология – это раздел языкознания, который изучает слово как часть речи /его грамматические свойства/ . На какие группы делятся части речи? Самостоятельные, служебные, междометия. Какие самостоятельные части речи не изменяются? Наречие + ? Какие части речи изменяются по падежам? Прилагательное, существительное, местоимение, числительное. В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? Не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членами предложения. Назовите служебные части речи. Для чего они служат? Предлоги, союзы, частицы

Вспомним…

  • Что такое морфология?

Морфология – это раздел языкознания, который изучает слово как часть речи /его грамматические свойства/ .

  • На какие группы делятся части речи?

Самостоятельные, служебные, междометия.

  • Какие самостоятельные части речи не изменяются?

Наречие + ?

Какие части речи изменяются по падежам?

Прилагательное, существительное, местоимение, числительное.

  • В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных?

Не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членами предложения.

  • Назовите служебные части речи. Для чего они служат?
  • Предлоги, союзы, частицы

 Служебные части речи

Служебные части речи

 Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи

ЧАСТИ РЕЧИ

ЧАСТИ РЕЧИ

Общее грамматическое значение частей речи – это значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи. Определите, какой частью речи являются предложенные слова, докажите правильность своего ответа:  ДВОЙНОЙ, ДВОЙКА, ДВА, ДВАЖДЫ, ПО ДВОЕ, ДВОЙСТВЕННЫЙ, ДВОИТСЯ, ДВОЙНЯШКИ, ДВОЯКИЙ, ДВОЕ.

Общее грамматическое значение частей речи – это значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи.

Определите, какой частью речи являются предложенные слова, докажите правильность своего ответа:

ДВОЙНОЙ, ДВОЙКА, ДВА, ДВАЖДЫ,

ПО ДВОЕ, ДВОЙСТВЕННЫЙ, ДВОИТСЯ, ДВОЙНЯШКИ, ДВОЯКИЙ, ДВОЕ.

Проверьте себя ДВОЙНОЙ /ПРИЛ./, ДВОЙКА /СУЩ./, ДВА/ КОЛИЧ. ЧИСЛ. /, ДВАЖДЫ / НАРЕЧИЕ /, УДВОИТЬ / ГЛ ./,, ПО ДВОЕ / НАРЕЧИЕ /, ДВОЙСТВЕННЫЙ / ПРИЛ. /, ДВОИТСЯ / ГЛ. /, ДВОЙНЯШКИ / СУЩ./, ДВОЯКИЙ / ПРИЛ. /, ДВОЕ / СОБИР. ЧИСЛИТ./.

Проверьте себя

ДВОЙНОЙ /ПРИЛ./, ДВОЙКА /СУЩ./, ДВА/ КОЛИЧ. ЧИСЛ. /, ДВАЖДЫ / НАРЕЧИЕ /, УДВОИТЬ / ГЛ ./,,

ПО ДВОЕ / НАРЕЧИЕ /, ДВОЙСТВЕННЫЙ / ПРИЛ. /, ДВОИТСЯ / ГЛ. /, ДВОЙНЯШКИ / СУЩ./, ДВОЯКИЙ / ПРИЛ. /, ДВОЕ / СОБИР. ЧИСЛИТ./.

Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки (постоянные и непостоянные) К каким частям речи вы отнесёте данные морфологические признаки:  род, падеж, склонение, время, число, возвратность, лицо, спряжение? Определите склонение существительных: ночь, улица, фонарь, Вася, свидание, чувство, племя, кашне… Определите вид и спряжение глаголов: стелется, клеят, мелют, рокотать, держать, смотреть… Четвёртое лишнее: навстречу, напротив, легко, ввиду…*

Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки (постоянные и непостоянные)

  • К каким частям речи вы отнесёте данные морфологические признаки: род, падеж, склонение, время, число, возвратность, лицо, спряжение?
  • Определите склонение существительных: ночь, улица, фонарь, Вася, свидание, чувство, племя, кашне…
  • Определите вид и спряжение глаголов: стелется, клеят, мелют, рокотать, держать, смотреть…
  • Четвёртое лишнее: навстречу, напротив, легко, ввиду…*

Определите часть речи:   Кавалерия, тут же, общенародный, слегка, мумия, перцовый, понимаю, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь, в смысле.  Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:  а) -ик, б)-ок-, в)-ен- г)-чив- д)-ев- е) -а.

Определите часть речи:

Кавалерия, тут же, общенародный, слегка, мумия, перцовый, понимаю, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь, в смысле.

  • Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик, б)-ок-, в)-ен- г)-чив- д)-ев- е) -а.

Синтаксические признаки частей речи – это их свойства быть определёнными членами предложения, это особенности их связи с другими словами.   Проведите синтаксический разбор предложения:  В наши дни шпаргалка является образцом усовершенствованности, хитроумия и человеческой находчивости. /А. Аверченко/

Синтаксические признаки частей речи – это их свойства быть определёнными членами предложения, это особенности их связи с другими словами.

Проведите синтаксический разбор предложения:

В наши дни шпаргалка является образцом усовершенствованности, хитроумия и человеческой находчивости. /А. Аверченко/

 Спишите текст, укажите части речи выделенных слов.  После звонка прошло уже м…нут десять , все уже давно с…дели за партами, а учитель географии ( не) являлся. Сла…кая надежда стала закрадыва(ть,т)ся в сердца некоторых  – именно тех, которые и (не)разворачивали вчера истрёпанные учебники географии… Сла…кая надежда:  –  А вдруг ( не)придёт ( со)всем.  Учитель пр…шёл на д венадцатой м…нуте.  /А. Аверченко/ Синтаксический разбор первого предложения!

Спишите текст, укажите части речи выделенных слов.

После звонка прошло уже м…нут десять , все уже давно с…дели за партами, а учитель географии ( не) являлся. Сла…кая надежда стала закрадыва(ть,т)ся в сердца некоторых  – именно тех, которые и (не)разворачивали вчера истрёпанные учебники географии… Сла…кая надежда: 

–  А вдруг ( не)придёт ( со)всем.

Учитель пр…шёл на д венадцатой м…нуте.

/А. Аверченко/

Синтаксический разбор первого предложения!

 После звонка прошло уже минут десять , все уже давно сидели за партами, а учитель географии не являлся. Сладкая надежда стала закрадываться в сердца некоторых  – именно тех, которые и не разворачивали вчера истрёпанные учебники географии… Сладкая надежда:  –  А вдруг не придёт совсем.  Учитель пришёл на д венадцатой минуте.   Проверьте написанное !

После звонка прошло уже минут десять , все уже давно сидели за партами, а учитель географии не являлся. Сладкая надежда стала закрадываться в сердца некоторых  – именно тех, которые и не разворачивали вчера истрёпанные учебники географии… Сладкая надежда: 

–  А вдруг не придёт совсем.

Учитель пришёл на д венадцатой минуте.

Проверьте написанное !

Домашнее задание п.6, упр.35​

Домашнее задание

п.6, упр.35​

Части речи

Имя существительное

Постоянные признаки

Имя прилагательное

1)одушевлённое – неодушевлённое

2)собственное – нарицательное

3)род

4)склонение

Непостоянные признаки

Имя числительное

1)разряд: качественное, относительное, притяжательное

2)полное или краткое (у качественных)

3)степень сравнения (у качественных)

1)число

2)падеж

1)простое, составное или сложное

2)количественное или порядковое

3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)

1)число

2)род

3)падеж

Местоимение

1)падеж

2)род (у порядковых)

3)число (у порядковых)

1)разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное

2)лицо (у личных)

Глагол

1)вид

2)спряжение

3) возвратность

4) переходность

1)падеж

1)число, род (имеют не все местоимения)

1)наклонение: изъявительное, условное, повелительное

2) время (в изъявительном наклонении)

3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)

4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)

5)число

Д/З п.6,упр.36

Д/З

п.6,упр.36