СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моря, озера и реки России. 4 класс. конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моря, озера и реки России. 4 класс. конспект»

Учитель: Соломина Алла Александровна

ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12»

Тема: Моря, озера и реки России

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России», АООП вариант 4.1

Класс: 4 А

Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озе­рах и реках России, ознакомить с их местонахождением;

Задачи:

  1. Форми­ровать умение работать по карте;

  2. Развивать па­мять, связную речь, мышление, воображение; умение работать с учебником, другими источниками; умение анализировать и делать выводы.

  3. Воспитать интерес к родной страны, любовь к родине.

  4. Коррекция развития зрительного восприятия через работу с Физической картой России.

Планируемые результаты: познавательные - воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: личностно -ориентированный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: беседа, проблемный метод, работа с книгой, компьютером, справочным материалом, картой.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, физиче­ская карта России, план выступления для каждой группы, карточка, рабочая тетрадь, учебник.

Литература и ресурсы сети Интернет:

  1. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 4 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2020.- 110с.: ил.- (Школа России).

  2. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях - Плешаков А.А., Крючкова Е.А. М.: Просвещение, 2020

  3. https://nauka.club/fizkultura/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoly.html

  4. https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-853067.html

Ссылки для работы индивидуальной учащихся:

  1. http://мегафакты.рф/интересные-факты-о-реке-волга/ Волга

  2. https://zen.yandex.ru/media/lovitut/reka-ob--opisanie-pritoki-ryby-5e9d3af5b6e0833eb9ee547d - Обь

  3. https://zen.yandex.ru/media/id/5ccf10d2fd2dc300af7bf6fd/10-interesnyh-faktov-o-kaspiiskom-more-5d389a78bc228f00ad56b905 Каспийское море

  4. http://russiantrips.ru/ozero-bajkal-interesnye-fakty-dlya-detej/ Байкал

  5. https://zen.yandex.ru/media/lovitut/ladojskoe-ozero--opisanie-priroda-rybalka-i-otdyh-5e29303a98fe7900ade9fb6d - Ладожское озеро

  6. https://zen.yandex.ru/media/tourjournal/onejskoe-ozero-5b5746a346ece700aacde5d6 - Онежское озеро

  7. https://zen.yandex.ru/media/gotonature/reka-lena-5d9afcb535ca3100b08231c0 - Лена

  8. https://zen.yandex.ru/media/etnostories/reka-iset-5e4397e1338f3513f5ea094d - Исеть


Ход урока

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учится,

Не ленится, а трудится

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Актуализация опорных знаний

- Покажите на карте и назовите горы на территории России.

- Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

- Какие из известных вам равнин России относятся к холмистым равнинам, а какая к плоским?

- Откройте рабочие тетради на с. 27, проверяем задание 4, обменяйтесь тетрадью с одноклассником.

-Там вам было предложено воспользоваться дополнительной информацией, заполнить таблицу и записать сведения о горах России. (дети в паре зачитывают ответы таблицы, остальные дополняют)

— О каких географических объектах вы подготовили дома со­общение? Поделитесь новыми знаниями. (Ученики, отвечая у доски, пользуются своими записями вы­полнения задания 5 на с. 28 рабочей тетради.)

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня вы поделены на 2 группы, работать должны, слажено, слушать друг друга, распределять обязанности в группе.

— О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное...

А с виду — зеленое, серое, синее,

Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То... (река).

- Вспомним, какие моря, озёра, реки России вы уже знаете?

— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)

— Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассу­ждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

- Какие моря омывают Россию?

- Какие крупные озера есть на территории России?

- Какие крупные реки протекают по территории?

IV. Открытие нового знания

Откроем физическую карту России.

- Назовите и покажите, какими океанами омываются берега России? (Северным Ледовитым океаном, Тихим Океаном, Атлантическим океаном)

- Найдите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана, которые омывают берега России? (дети перечисляют)

- Найдите и покажите на карте моря Атлантического океана, которые омывают берега России? (дети перечисляют)

- Найдите и покажите на карте моря Тихого океана, которые омывают берега России? (дети перечисляют)

— Чтобы на уроке многое успеть поработаем в группах. Наши группы назовем «Озера», «Реки». Группу «Моря» разберем вместе (Ученики делят обязанности в группе, самостоятельно выбирают роли: выступающий (по количеству докладов), ответственный за запись ответов по плану, контролирующий время выступления, руково­дитель группы.)

План выступления

1. Название моря (озера, реки).

2. Местонахождение (показ на карте).

3. Интересные сведения.

Ребята, вы самостоятельно работать по учебнику будете: группа «Озера» — с. 68—69, группа «Реки» — с. 70-71, кроме этого вам будет разрешено пользоваться справочной литературой и компьютером

Во время работы будем заполнять таблицу

Название моря (озера, реки).

Местонахождение (показ на карте).

Интересные сведения.





Как вы будете работать, рассмотрим сейчас вместе на группе «Моря» — с. 68,

V. Первичное закрепление

Мы из изучения карты о морях узнали. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Се­верного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледови­того океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суро­вые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берин­гово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.

(Во время рассказа идет показ слайдов.)

— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лапте­вых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

— Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)

— Сколько же морей омывает российские берега? ( 11 морей.)

В таблицу запишем название моря (Коллективное заполнение)

Название моря (озера, реки).

Местонахождение (показ на карте).

Интересные сведения.


Чёрное море

Расположено на юге России. Впадает в Атлантический океан.

Море теплое, никогда не замерзает.

В водах Черного моря плавают два вида дельфинов. «Негостеприимное море» - так называли Черное море древние греки. Семь мировых держав омываются водами Черного моря: Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния, Болгария и Абхазия.

-Приступаете к самостоятельному изучению информации об географических объектах ваших групп.

VI. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

VII. Работа над темой урока

Сообщения учащихся

(Обратить внимание на правильный показ объектов.)

Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.

Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.

На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.

(Сопровождается показом слайдов.)

Название моря (озера, реки).

Местонахождение (показ на карте).

Интересные сведения.


Каспийское озеро(море)

Расположено на юге России.

Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. В Каспийское море впадает более 130 рек, самая большая из которых – Волга.

Байкал

Озеро расположено на юге Восточной Сибири в России

Самое глубокое озеро

в мире – озеро Байкал.

Вода в Байкале холодная. Температура даже летом не превышает +8…+9 °. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м.

Ладожское и Онежское озера

крупнейшие в Европейской части России

Крупнейшие озёра Европы – Ладожское и Онежское.

В Ладожском озере берёт своё начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны между собой: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озёра с пресной водой.


О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равни­ны - Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.

(Сопровождается показом слайдов.)

Название моря (озера, реки).

Местонахождение (показ на карте).

Интересные сведения.


Волга

река Восточно-Европейской равни­ны

В длину она достигает 3530 километров, а до постройки водохранилищ она была ещё на 160 километров длиннее. Река Волга приносит так много воды в Каспийское море, что в районе её дельты вода в нём почти пресная. среди всех рек Европы Волга занимает 1 место по длине.

Обь

река Западно-Сибирской равнины

Река Обь одна из крупных и полноводных рек Западной Сибири, пересекающих Россию с юга на север. Река Обь не только транспортная артерия Зауралья, но и водоем, который дарит любителям хорошую рыбалку.

Лена

река Средне-Сибирского Плоскогорья

 Река Лена протянулась на 4 400 километров. Питание преимущественно снеговое и дождевое. Сеть состоит из более 800 притоков. Достопримечательности реки Лена Байкало-Ленский заповедник. 

Исеть

река Урала

Река Исеть – приток многоводного Тобола. Она протекает по территории Свердловской, Курганской и Тюменской областей. Водная артерия вытекает из Исетского озера, отрегулированного плотиной. Река Исеть – важная часть природы Урала, во многом её и формирующая.

VI. Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу побегут.

Много –много раз моргнут.

Глазкам стало хорошо.

Увидят мои глазки всё!

VII. Включение нового знания в систему знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради

Сейчас откройте тетради рабочие на стр. 27, задание 1.

Прочитайте задание. 1 группа наносить на контурную карту моря, 2 группа наносит –озёра и реки

Работа в парах

— Выполним задание 2 на с. 28 рабочей тетради. (Ученики работают по карте.)

Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовито­го океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантическо­го - Балтийское море, Черное море, Азовское море.

- Проверка.

Игра «Да нет»

— Прочитайте утверждения задания 3 на с. 28 рабочей тетра­ди. Обведите ответ «да» или «нет». Если «нет», напишите правильный ответ.

- Проверка: а — да; б — нет, Байкал; в — да; г — да.

Игра «Буквы спрятались»

— Выполним задание 4 на с. 29 рабочей тетради.

Проверка: Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур.

Игра « Четвертый лишний»

— Выполним задание 6 на с. 35 рабочей тетради.

(Проверка: а) Каспийское море. Это озеро. Остальное — на­звания морей; б) Байкал. Это озеро. Остальное - названия рек; в) Свирь. Это река. Остальное — названия озер.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие три океана омывают берега России?

— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запо­мнили.

— Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)

Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

IX. Рефлексия

— Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, де­лать выводы. А чем вам запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.)

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 67—71учебника, выполнить задания для домашней работы.

2. Рабочая тетрадь: задание 5, 6 на с. 29

3. Дополнительно: подготовить сообщения о путешественни­ках, чьим именем названы моря.