Учитель: Соломина Алла Александровна
ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12»
Тема: Моря, озера и реки России
Предмет: Окружающий мир
УМК «Школа России», АООП вариант 4.1
Класс: 4 А
Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением;
Задачи:
Формировать умение работать по карте;
Развивать память, связную речь, мышление, воображение; умение работать с учебником, другими источниками; умение анализировать и делать выводы.
Воспитать интерес к родной страны, любовь к родине.
Коррекция развития зрительного восприятия через работу с Физической картой России.
Планируемые результаты: познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: личностно -ориентированный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: беседа, проблемный метод, работа с книгой, компьютером, справочным материалом, картой.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, физическая карта России, план выступления для каждой группы, карточка, рабочая тетрадь, учебник.
Литература и ресурсы сети Интернет:
Окружающий мир. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 4 ч. Ч.1/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2020.- 110с.: ил.- (Школа России).
Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях - Плешаков А.А., Крючкова Е.А. М.: Просвещение, 2020
https://nauka.club/fizkultura/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoly.html
https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-853067.html
Ссылки для работы индивидуальной учащихся:
http://мегафакты.рф/интересные-факты-о-реке-волга/ Волга
https://zen.yandex.ru/media/lovitut/reka-ob--opisanie-pritoki-ryby-5e9d3af5b6e0833eb9ee547d - Обь
https://zen.yandex.ru/media/id/5ccf10d2fd2dc300af7bf6fd/10-interesnyh-faktov-o-kaspiiskom-more-5d389a78bc228f00ad56b905 Каспийское море
http://russiantrips.ru/ozero-bajkal-interesnye-fakty-dlya-detej/ Байкал
https://zen.yandex.ru/media/lovitut/ladojskoe-ozero--opisanie-priroda-rybalka-i-otdyh-5e29303a98fe7900ade9fb6d - Ладожское озеро
https://zen.yandex.ru/media/tourjournal/onejskoe-ozero-5b5746a346ece700aacde5d6 - Онежское озеро
https://zen.yandex.ru/media/gotonature/reka-lena-5d9afcb535ca3100b08231c0 - Лена
https://zen.yandex.ru/media/etnostories/reka-iset-5e4397e1338f3513f5ea094d - Исеть
Ход урока
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учится,
Не ленится, а трудится
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация опорных знаний
- Покажите на карте и назовите горы на территории России.
- Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.
- Какие из известных вам равнин России относятся к холмистым равнинам, а какая к плоским?
- Откройте рабочие тетради на с. 27, проверяем задание 4, обменяйтесь тетрадью с одноклассником.
-Там вам было предложено воспользоваться дополнительной информацией, заполнить таблицу и записать сведения о горах России. (дети в паре зачитывают ответы таблицы, остальные дополняют)
— О каких географических объектах вы подготовили дома сообщение? Поделитесь новыми знаниями. (Ученики, отвечая у доски, пользуются своими записями выполнения задания 5 на с. 28 рабочей тетради.)
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня вы поделены на 2 группы, работать должны, слажено, слушать друг друга, распределять обязанности в группе.
— О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное...
А с виду — зеленое, серое, синее,
Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То... (река).
- Вспомним, какие моря, озёра, реки России вы уже знаете?
— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)
— Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
- Какие моря омывают Россию?
- Какие крупные озера есть на территории России?
- Какие крупные реки протекают по территории?
IV. Открытие нового знания
Откроем физическую карту России.
- Назовите и покажите, какими океанами омываются берега России? (Северным Ледовитым океаном, Тихим Океаном, Атлантическим океаном)
- Найдите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана, которые омывают берега России? (дети перечисляют)
- Найдите и покажите на карте моря Атлантического океана, которые омывают берега России? (дети перечисляют)
- Найдите и покажите на карте моря Тихого океана, которые омывают берега России? (дети перечисляют)
— Чтобы на уроке многое успеть поработаем в группах. Наши группы назовем «Озера», «Реки». Группу «Моря» разберем вместе (Ученики делят обязанности в группе, самостоятельно выбирают роли: выступающий (по количеству докладов), ответственный за запись ответов по плану, контролирующий время выступления, руководитель группы.)
План выступления
1. Название моря (озера, реки).
2. Местонахождение (показ на карте).
3. Интересные сведения.
Ребята, вы самостоятельно работать по учебнику будете: группа «Озера» — с. 68—69, группа «Реки» — с. 70-71, кроме этого вам будет разрешено пользоваться справочной литературой и компьютером
Во время работы будем заполнять таблицу
Название моря (озера, реки). | Местонахождение (показ на карте). | Интересные сведения. |
| | |
Как вы будете работать, рассмотрим сейчас вместе на группе «Моря» — с. 68,
V. Первичное закрепление
Мы из изучения карты о морях узнали. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Северного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.
(Во время рассказа идет показ слайдов.)
— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
— Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)
— Сколько же морей омывает российские берега? ( 11 морей.)
В таблицу запишем название моря (Коллективное заполнение)
Название моря (озера, реки). | Местонахождение (показ на карте). | Интересные сведения. |
Чёрное море | Расположено на юге России. Впадает в Атлантический океан. | Море теплое, никогда не замерзает. В водах Черного моря плавают два вида дельфинов. «Негостеприимное море» - так называли Черное море древние греки. Семь мировых держав омываются водами Черного моря: Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния, Болгария и Абхазия. |
-Приступаете к самостоятельному изучению информации об географических объектах ваших групп.
VI. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!
VII. Работа над темой урока
Сообщения учащихся
(Обратить внимание на правильный показ объектов.)
Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.
Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.
На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.
(Сопровождается показом слайдов.)
Название моря (озера, реки). | Местонахождение (показ на карте). | Интересные сведения. |
Каспийское озеро(море) | Расположено на юге России. | Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. В Каспийское море впадает более 130 рек, самая большая из которых – Волга. |
Байкал | Озеро расположено на юге Восточной Сибири в России | Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал. Вода в Байкале холодная. Температура даже летом не превышает +8…+9 °. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. |
Ладожское и Онежское озера | крупнейшие в Европейской части России | Крупнейшие озёра Европы – Ладожское и Онежское. В Ладожском озере берёт своё начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны между собой: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озёра с пресной водой. |
О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины - Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.
(Сопровождается показом слайдов.)
Название моря (озера, реки). | Местонахождение (показ на карте). | Интересные сведения. |
Волга | река Восточно-Европейской равнины | В длину она достигает 3530 километров, а до постройки водохранилищ она была ещё на 160 километров длиннее. Река Волга приносит так много воды в Каспийское море, что в районе её дельты вода в нём почти пресная. среди всех рек Европы Волга занимает 1 место по длине. |
Обь | река Западно-Сибирской равнины | Река Обь одна из крупных и полноводных рек Западной Сибири, пересекающих Россию с юга на север. Река Обь не только транспортная артерия Зауралья, но и водоем, который дарит любителям хорошую рыбалку. |
Лена | река Средне-Сибирского Плоскогорья | Река Лена протянулась на 4 400 километров. Питание преимущественно снеговое и дождевое. Сеть состоит из более 800 притоков. Достопримечательности реки Лена Байкало-Ленский заповедник. |
Исеть | река Урала | Река Исеть – приток многоводного Тобола. Она протекает по территории Свердловской, Курганской и Тюменской областей. Водная артерия вытекает из Исетского озера, отрегулированного плотиной. Река Исеть – важная часть природы Урала, во многом её и формирующая. |
VI. Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глаза по кругу побегут.
Много –много раз моргнут.
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки всё!
VII. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
Сейчас откройте тетради рабочие на стр. 27, задание 1.
Прочитайте задание. 1 группа наносить на контурную карту моря, 2 группа наносит –озёра и реки
Работа в парах
— Выполним задание 2 на с. 28 рабочей тетради. (Ученики работают по карте.)
Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантического - Балтийское море, Черное море, Азовское море.
- Проверка.
Игра «Да — нет»
— Прочитайте утверждения задания 3 на с. 28 рабочей тетради. Обведите ответ «да» или «нет». Если «нет», напишите правильный ответ.
- Проверка: а — да; б — нет, Байкал; в — да; г — да.
Игра «Буквы спрятались»
— Выполним задание 4 на с. 29 рабочей тетради.
Проверка: Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур.
Игра « Четвертый лишний»
— Выполним задание 6 на с. 35 рабочей тетради.
(Проверка: а) Каспийское море. Это озеро. Остальное — названия морей; б) Байкал. Это озеро. Остальное - названия рек; в) Свирь. Это река. Остальное — названия озер.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие три океана омывают берега России?
— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.
— Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)
Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
IX. Рефлексия
— Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.)
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 67—71учебника, выполнить задания для домашней работы.
2. Рабочая тетрадь: задание 5, 6 на с. 29
3. Дополнительно: подготовить сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.