СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Москва и Тверь -борьба за лидерство"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Москва и Тверь -борьба за лидерство"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г.Вилючинск

Русские земли в середине XIII – XIV в. Урок 5. Москва и Тверь: борьба за лидерство

История 6 класс. учебник «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019


Гудзишевская Нина Валентиновна





Конспект





Конспект

Цель: проследить процесс возвышения Москвы в ходе соперничества с Тверью.

Задачи:

  • характеризовать этапы соперничества Москвы и Твери; выяснить причины поражения Твери в борьбе за лидерство;

  • оценивать деятельность князей московской и тверской династий в борьбе за лидерство, роль русской православной церкви, политику ханов Золотой Орды в данном процессе;

  • развивать навыки анализа исторической информации, умения формулировать аргументированное мнение по проблемам урока, участвовать в дискуссии.

Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной практической работы с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, технологии коллективного обучения (парная работа), ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019, «Методическое пособие к учебнику «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- Е.В.Симонова- М: Дрофа.; рабочие материалы.


Ход урока:

1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

Письменная проверка знаний.

Дата:___________Работу выполнил)-а):_________________________________________

1.Установить соответствие

Проявления зависимости

Формы зависимости

А.выгодные условия для монгольских купцов

Б. террор по отношению к непокорным русским князьям

В. содержание монгольских чиновников и гарнизонов в русских землях

Г. система повинностей и отработок в пользу Орды

Д. карательные походы монголов на русские земли

Е. «запросы» монгольских ханов

Ж. участие русских воинов в походах монголов

З. уплата ордынского «выхода»

И. получение ярлыков на княжение

1. политическая

2. экономическая

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И










2.Что такое «запись в число»? С какой целью она производилась? К каким последствиям привела? ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Ответ:

1.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2. «Запись в число» - перепись населения русских земель. (1 балл) Цель – установить точное число людей, которые должны уплачивать ордынский выход. (1) Последствия – народные восстания, их жестокое подавление, передача права сбора дани русским князьям. (3 балла).

Всего 14 баллов: «3» - 6-8, «4» - 9-11, «5» - 12-14


3.Мотивационно-целевой этап.

Слайд 1. Интеллектуальная разминка.

  1. Этот древнерусский город стоит на семи холмах, центральный и самый высокий из них называли «Маковицей» (Москва, Боровицкий холм).

  2. Основателем города считается князь, который получил свое прозвище за «алчность к приобретению» (Москва, Юрий Долгорукий)

  3. В центре этого города до сих пор находится самая большая средневековая действующая крепость (Московский Кремль).

  4. Популярные эпитеты, данные этому городу: Порт пяти морей, Третий Рим, Белокаменная, Златоглавая (Москва)

Обобщение учителя: все эти характеристики относятся к Москве.


Слайд 2. Москва стала столицей нашей Родины неслучайно.

Русский историк Н.М.Карамзин писал: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века…возвысил главу и спас отечество».

Как это произошло, почему именно Москва станет объединительной силой, которая избавит русские земли от ордынского ига?

Сегодня на уроке мы начнем разговор об этих событиях.

Я формулирую проблему урока: Москва или Тверь?

Учащиеся формулируют задачи урока.


4.Изучение нового материала.

Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.


Слайд 4. План:

  1. Соперничество Москвы и Твери – первый этап объединения русских земель вокруг Москвы.

  2. Роль Русской православной церкви в возвышении Москвы.

  3. Победа Москвы в борьбе за лидерство.


Слайд 5. Соперничество Москвы и Твери – первый этап объединения русских земель вокруг Москвы.

Первый этап объединения русских земель вокруг Москвы охватывает период с конца XIII до 80-х гг. XIVв. и связан с противостоянием Московского и Тверского княжеств.

Начнем заполнение таблицы (продолжается на протяжении всего урока). § 22, п.1

Москва

Тверь

Начало самостоя-тельного княжения


Начало самостоя-тельного княжения


Основатель княжеской династии


Основатель княжеской династии


Основные события

Основные события




Проверка выполнения задания.


Слайд 6. Вариант заполнения таблицы.

Москва

Тверь

Начало самостоя-тельного княжения

1283г.

Начало самостоя-тельного княжения

1247г.

Основатель княжеской династии

Даниил Александрович, младший сын Александра Невского

Основатель княжеской династии

Ярослав Ярославович, младший брат Александра Невского

Основные события

Основные события

1302г. присоединение земель по завеща-нию Ивана Переяславского, усиление Москвы

1304г. получение ярлыка на великое княже-ние, право сбора ордынской дани

Какое событие послужило причиной разрыва отношений между тверской и московской династией? (обсуждение вопроса).


Слайд 7. Роль Русской православной церкви в возвышении Москвы.

Русская православная церковь и священнослужители, как и весь русский народ, разделили все ужасы Батыева нашествия. Сохранившиеся летописи сообщают, что завоеватели «много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша». В Рязани монахов и монахинь монголы безжалостно расстреливали из луков и рубили мечами и «во огонь метаху».

В дальнейшем захватчики проявляли уважение к служителям церкви. Причина довольно проста – ханы Золотой Орды быстро поняли как можно использовать церковь в своих интересах. Православие проповедовало идеи смирения и покорности перед любой властью, ибо: «нет власти не от Бога».


Слайд 8. Московские князья так же прекрасно понимали роль Русской православной церкви в жизни общества и в сохранении духовного единства раздробленной Руси, тем более в условиях ордынского господства.

Церковь переживало не лучшие времена. Комментарии к схеме:

Задание: стр. 154, 2 абз сверху. Выясните, чем закончилась борьба за митрополичий престол, выводы запишите в таблицу.

Проверка выполнения задания.


Слайд 9. Вариант заполнения таблицы

Основные события

Основные события

1302г. присоединение земель по завеща-нию Ивана Переяславского, усиление Москвы

1308 г. – переезд митрополита Петра в Москву, поддержка московских князей

1304г. получение ярлыка на великое княже-ние, право сбора ордынской дани

- Тверь утратила возможность стать духовным центром Руси


Слайд 10. Победа Москвы в борьбе за лидерство.

Задание: продолжаем заполнение таблицы. Стр. 154- 156, п.3


Слайд 11. Вариант заполнения таблицы

Основные события

Основные события

1302г. присоединение земель по завеща-нию Ивана Переяславского, усиление Москвы

1308 г. – переезд митрополита Петра в Москву, поддержка московских князей

1317г. ярлык на великое княжение получил Юрий Данилович

1304г. получение ярлыка на великое княже-ние, право сбора ордынской дани

- Тверь утратила возможность стать духовным центром Руси

Отказ русских князей признать тверского князя «великим князем всея Руси»

1318г. Михаил Тверской убит после обвинения в преступлениях перед Ордой

Какие обвинения были выдвинуты против тверского князя? (утаивание части ордынского выхода, намерение бежать в Ливонию, пленение и смерть жены Юрия Московского – сестры хана Узбека, обвинение в её отравлении).

Почему Орда поддержала московского князя? (умелое стравливание хана Узбека и Михаила Тверского московским князем).


Слайд 12. Громадную роль в противостоянии Москвы и Твери сыграла борьба за ярлык на великое княжение Владимирское. Ордынские ханы сознательно использовали ярлык для стравливания русских князей и ослабления Руси.

На завершающем этапе противостояния Москвы и Твери ярлык в очередной раз стал причиной обострения противостояния княжеств.

Задание: стр. 157, п.4. определите основные события завершающего этапа, выводы оформите в таблице (проверка выполнения задания).


Слайд 13. Вариант заполнения таблицы. На слайде отражены события последнего этапа.

Основные события

Основные события

1302г. присоединение земель по завеща-нию Ивана Переяславского, усиление Москвы

1308 г. – переезд митрополита Петра в Москву, поддержка московских князей

1317г. ярлык на великое княжение получил Юрий Данилович

1327 г. Иван Данилович возглавил подавление восстания в Твери, получил в награду ярлык на великое княжение и право собирать дань с русских земель


1304г. получение ярлыка на великое княже-ние, право сбора ордынской дани

- Тверь утратила возможность стать духовным центром Руси

Отказ русских князей признать тверского князя «великим князем всея Руси»

1318г. Михаил Тверской убит после обвинения в преступлениях перед Ордой

1325г. казнь Дмитрия Грозные Очи за убийство Юрия Московского

1326г. ярлык у тверского князя

1327г. восстание в Твери


5.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

6. Обсуждение домашнего задания.


Слайд 14. Домашнее задание:

§ 22, стр. 160, итоги главы.

Слайд15. Источники:

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1

https://w.histrf.ru/articles/article/show/moskovskoie_kniazhiestvo

https://history-thema.com/istoki-moskovskogo-knyazhestva/

https://istoriarusi.ru/udel/vozvishenie-moskvi.html

Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 20-21.