Просмотр содержимого документа
«Москва - третий Рим.»
Москва — Третий Рим
Выполнила: Азбукина Е.В.
«Здесь конец нашему рабству» Н.М. Карамзин
Победа на Угре означала конец ига и восстановление полного национального суверенитета Русской земли .
Это крупнейшее событие ХV века, а 12 ноября 1480 года — первый день полностью независимого Русского государства
Концепция «Москва – третий Рим»
Нач.XVI в .- выдвинута монахом Филофеем
Москва
Рим
Константинополь
В письме к Василию III Филофей называет его «охранителем церковного престола» и «царем всех христиан» , а Москва с подачи монаха становится «царством», духовным православным центром — «Ромейским царством», вбирающем в себя все христианские земли.
Свое обращение Филофей подытоживает фразой, ставшей крылатым выражением:
«Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать»
Первый Рим — это древний Вечный город, разрушенный кочевниками в IX веке. Отец Филофей связывает падение Рима непосредственно с церковным расколом, разделившем империю на западную и восточную, и с «ересью Аполинариевой», в которой погрязла западная церковь. В результате этого Ромейское царство перешло в Константинополь.
Второй Рим — Константинополь — город, обладавший богатством как физическим, так и духовным, был разрушен в XVI веке турками-османами в наказание за религиозное предательство. Флорентийская уния считалась ересью, от которой царь должен был охранять древнерусское государство.
Москва – Третий Рим ; приняла на себя титул преемника Рима и стала единственной хранительницей православной веры и Христа.
Суть и цель
Концепция основывается на том, что русское государство, в том числе и его столица, являются богоизбранными преемниками Римской империи, существовавшей с пришествия Христа, но потерявшей былое величие
Целью теории была культурная и политическая централизация русских земель в одной точке — Москве
Суть идеи - только Московское княжество после падения Рима и Константинополя становится единственным государством, сохранившим истинную веру — православие, поэтому Москва должна стать «третьим миром» до «скончания мира»
К основным положениям теории Филофея относятся:
- церковное (церковные дела отныне должны перейти под руководство великого князя)
- миссионерское (Московский государь должен объединить все языческие народы в его царстве под флагом христианства)
Значение
Повышение международного авторитета
Провозглашение полной свободы Русского государства
Москва – культурный центр государства
Государь всея Руси становился политическим лидером, а также гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов