СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -изучение новой темы. Предполагает активное участие детей.

 

Просмотр содержимого документа
«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва»


Автор урока: учитель истории и обществознания Безрукова Ирина Леонидовна

Класс: 6


Тип урока:

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.


Технологии, применяемые на уроке:

Коучинг - технология, технология критического мышления.


Тема урока: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва»


Цели урока:

Изучить причины возвышения Москвы. Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига.

Оборудование:

  • учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2009.

  • Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий».

  • Маршрутный лист учащегося.

  • Компьютер, проектор.

  • Наглядные пособия для работы у доски.

Структура урока (план, отражающий этапы урока):


1. Москва -  центр борьбы за политическое первенство.

2. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

3 .Битва на поле Куликовом.

4. Набег Тохтамыша.

5. Значение Куликовской битвы.


Ход урока

Учитель:

Здравствуйте ребята! Садитесь! Давайте знакомиться. Меня зовут Ушакова Елена Николаевна, я - учитель истории и обществознания МБОУ Шаминская СОШ. Я очень рада сегодня вместе с вами провести занятие. Сегодня у нас необычный урок - «открытый», на уроке присутствуют гости. Я думаю, что от сегодняшнего занятия мы все приобретем не только прочные знания, но и зарядимся положительными эмоциями.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин обратил внимание всей страны на то, что каждый гражданин обязан знать историю своего народа. Вы - будущее нашей страны, поэтому вы обязаны знать свою историю, чтобы сохранить обычаи и традиции русского народа.


Учитель читает учащимся отрывок из стихотворения К.Ф. Рылеева «Димитрий Донской»

Эпиграф:


«Туда! За Дон!.. Настало время!

Надежда наша – бог и меч!

Сразим моголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!

Так Дмитрий, рать обозревая,

Красуясь, на коне гремел»


К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской»

(Слайд №1)


Учитель: Ребята, давайте проанализируем стихотворение К.Ф.Рылеева и попробуем определить тему сегодняшнего урока.


Учитель предлагает ученикам определить тему сегодняшнего урока.

Учитель обобщает ответы детей и сообщает тему урока.


Учитель:

Итак, тема нашего урока «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва». (Слайд №2) Я попрошу вас открыть ваши маршрутные листы и записать тему.


Сегодня на нашем занятии мы выясним, почему именно Москва стала центром борьбы с Золотой Ордой, мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.


Учитель: У каждого из вас перед глазами в рабочей тетради расположено колесо истории. (Слайд №3) Я попрошу закрасить цветными карандашами сегмент № 2 настолько, насколько вы владеете информацией по данной теме. Может вы просто слышали о данном историческом событии, а может быть читали, либо видел телепередачу или художественный фильм.

Ребята закрашивают сегмент.

Учитель:

Ребята, перед тем, как мы начнем изучать новую тему, я хотела бы вам задать вопрос: «Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока?» Запишите свои ожидания в тетрадях.

Рядом с записью, на шкале от 1 до 10, отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному результату?».


Учащиеся отмечают свое положение на шкале,

а учитель свое положение на шкале, расположенной на доске.


Учитель:

А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени. (Слайд №4) По словам историка Василия Осиповича Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова? Почему историк так считает? Я думаю, что к концу нашего занятия мы ответим на этот вопрос, но для этого мы должны как можно больше узнать об этих события.


Учитель:

В 1359 голу на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389), 9-летний внук Ивана Калиты. (Слайд №5)

Запишите, пожалуйста, годы правления Дмитрия Ивановича


Учащиеся записывают в рабочей тетради годы правления Дмитрия Ивановича


Учитель:

Назовите, пожалуйста, годы правления Ивана Калиты.


Примерный ответ учащихся:

1325-1340


Учитель:

Во второй половине 14 века разгорелась борьба между сильнейшими княжествами за политическое первенство на Руси, возобновились нападения Золотой Орды, а с запада вторгались войска великого князя литовского Ольгерда. В 1359 году ставший московским князем Дмитрий Иванович (внук Калиты), опираясь на поддержку митрополита Алексея, укрепил Московское княжество.

С помощью текста учебника, стр. 147, назовите основного противника Москвы в борьбе за великое княжение.


Примерный ответ учащихся:

Основным противником Москвы стал тверской князь Михаил Александрович.


Учитель:

С кем заключил союз Михаил Александрович?


Примерный ответ учащихся:

Михаил Александрович заключил союз с литовским великим князем Ольгердом.


Учитель:

Что сделал Михаил Александрович в 1371 году?


Примерный ответ учащихся:

Михаил Александрович в 1371 году с помощью богатых даров склонил на свою сторону Орду. Но жители Владимира не пустили тверского князя в город.


Учитель:

Как ответил на данное событие Дмитрий Иванович?

Примерный ответ учащихся:

Дмитрий Иванович заявил, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить ярлык у Дмитрия.


Учитель:

Что было сделано Дмитрием Ивановичем после этих событий?


Примерный ответ учащихся:

Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил признал поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско-тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе.


Учитель:

Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества.


Отрывок из летописи: (Слайд №6)

Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: “Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим”.

Учитель:

Ребята, какую же цель преследовал Мамай?

Примерный ответ учащихся:

Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество

Учитель:

В рабочей тетради в таблице запишите цель Мамая.

Учащиеся заполняют 1 часть таблицы.

Цель Мамая

Цель Московского княжества






Учитель:

Что делать в этой ситуации русскому князю? Какая же цель стояла перед Московским княжеством?

Примерный ответ учащихся:

Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества

Учитель:

В рабочей тетради в таблице запишите цель Московского княжества.

Учащиеся заполняют 2 часть таблицы.

Цель Мамая

Цель Московского княжества





Учитель:

Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.

Работа с документом

«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего  воеводу, окаянного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»


Учитель: Но что же в результате этого столкновения вышло?


Просмотр отрывка мультфильма. Сюжет о поражении на р.Воже.


Учитель:

Ребята, как вы думаете, почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?


Примерный ответ учащихся:

Дмитрий иванович в этом сражении сам возглавил объединенное русское войско, организовал разведку, установил жесткую дисциплину.


Учитель:

С помощью учебника, стр. 150, определите союзников Московского князя Дмитрия Ивановича и союзников Мамая. Результаты занесите в таблицу, которая предоставлена у вас в маршрутном листе к уроку.


Учащиеся заполняют таблицу.

Подготовка к сражению


Союзники Московского князя

Союзники Мамая

Князь Полоцкий

Литовский князь Ягайло

Князь Брянский

Рязанский князь Олег

Сыновья литовского князя Ольгерда


Ополчения большинства русских земель



Учитель: Давайте проверим ваши работы.

Учитель предлагает поочередно выйти к доске учащихся и с помощью заготовок заполнить таблицу на доске. В этот момент учитель проводит физминутку.


Учитель:

По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…

Учитель:

Собралось невиданное для того времени войско. В русской армии, по словам источников, были не только “князья русские”, “воеводы”, бояре, но “вся люди”, “народ”, т.е. крестьяне, горожане, дружинники.

Учитель:

Представьте себя русским князем. Что бы вы сказали своему народу, призывая его на бой с врагом.

В режиме одного микрофона учащиеся, представив себя Дмитрием Ивановичем, произносят речь от имени Московского князя.



Просмотр видеоролика «Выдвижение к Дону»

Учитель:

Как вы думаете, почему Дмитрий Иванович решил перейти реку?


Учащиеся высказывают свое мнение

Учитель:

Дмитрий Донской сказал: “Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу”.

Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения – Куликово поле.

Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем преимущество?



Учащиеся работают с картой. (Слайд №7)

С 3-х сторон: запада севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.

За р. Смолка находился лес, в который можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.

По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность для конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).





Учитель:

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. началась переправа главных сил. Пешие войска и обозы переходили через Дон по наведенным мостам, конница – вброд. После переправы князь Дмитрий приказал уничтожить мосты через Дон.

  • Почему?

Переправа через Дон имела не только моральное, но и огромное военно-тактическое значение, предопределив дальнейший способ действий русской рати. На левом берегу реки можно было только обороняться. Переправившись же и уничтожив за собой мосты, необходимо было действовать наступательно. Кроме того, водная преграда в тылу русских обеспечивала их от возможного удара с тыла, где могли появиться литовцы и рязанцы. И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского. Здесь был использован принцип “щита и меча” (посмотреть на рисунок).

Просмотр видеоролика «Перед битвой».

Далее учитель предлагает посмотреть анимированную карту «Куликовская битва» Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий» (Момент 7-8, со слов «Перед битвой…» до момента 9).

Учитель:

На данном этапе я хотела бы вернуться к словам известного историка В. О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Вот сейчас, на данном этапе урока, как вы понимаете эти слова?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель:

А сейчас я предлагаю в хронологическом порядке расположить ход битвы. Для этого задания у вас в рабочей тетради в неправильной последовательности расположены события, соедините стрелками событие с цифрами.

Учащиеся выполняют задание, меняются друг с другом рабочими тетрадями и проверяют самостоятельно у своего соседа по парте.

Далее вместе с учителем проверяют на доске.


1

Поединок Пересвета и Челубея (оба погибли)

2

Лобовая схватка противоборствующих сторон

3

Отступление русского полка левой руки, который заманивал конницу противника под удар засадного полка

4

Внезапный удар в тыл и флаг ордынцев

5

Паническое бегство войск Мамая





Далее учитель предлагает посмотреть анимированную карту «Куликовская битва» Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий» (С момента 9 до момента 10).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, какое значение имела Куликовская битва?

Примерный ответ учащихся:


  • Крах ордынско-литовских планов ослабления Руси

  • Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы

  • Создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.

Учитель вместе с детьми делают выводы, и проверяют на доске.

(Слайд №9)

Учитель:

Давайте вернемся к словам историка и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока.

Учитель предлагает зачитать высказывание В.О. Ключевского и ответить на поставленный вопрос.

Вывод: Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников Русской земли.


Учитель:

Ребята, давайте вернемся к колесу истории. Сейчас на сегменте отметьте, насколько вы продвинулись по шкале? Что вам помогло двигаться по шкале? Что нужно еще сделать, чтобы продвинуться дальше?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: Сегодня в начале урока мы все отвечали для себя на вопрос: «Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока? На шкале мы отметили, где мы находимся по отношению к этому результату. А сейчас я попрошу вас еще раз вернуться к шкале

  • Что наиболее ценное для тебя на уроке?

  • Как ты можешь пойти дальше?

Учащиеся высказывают свое мнение. На этом этапе урока можно применить технику «Режим одного микрофона».

Учитель: Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Сейчас н для России новое испытание – показать лучшие результаты на XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи. Я думаю, что в пятницу, 7 февраля, мы все с удовольствием посмотрим Торжественную церемонию открытия Олимпиады.

Мне очень приятно было с вами работать. Это занятие стало испытанием не только для меня, но и для вас.

Учитель оценивает работу детей.

Домашнее задание вы найдете в своих рабочих тетрадях. Спасибо большое за урок.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!