«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва»
Автор урока: учитель истории и обществознания Безрукова Ирина Леонидовна
Класс: 6
Тип урока:
Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Технологии, применяемые на уроке:
Коучинг - технология, технология критического мышления.
Тема урока: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва»
Цели урока:
Изучить причины возвышения Москвы. Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига.
Оборудование:
учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2009.
Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий».
Маршрутный лист учащегося.
Компьютер, проектор.
Наглядные пособия для работы у доски.
Структура урока (план, отражающий этапы урока):
1. Москва - центр борьбы за политическое первенство.
2. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
3 .Битва на поле Куликовом.
4. Набег Тохтамыша.
5. Значение Куликовской битвы.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте ребята! Садитесь! Давайте знакомиться. Меня зовут Ушакова Елена Николаевна, я - учитель истории и обществознания МБОУ Шаминская СОШ. Я очень рада сегодня вместе с вами провести занятие. Сегодня у нас необычный урок - «открытый», на уроке присутствуют гости. Я думаю, что от сегодняшнего занятия мы все приобретем не только прочные знания, но и зарядимся положительными эмоциями.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин обратил внимание всей страны на то, что каждый гражданин обязан знать историю своего народа. Вы - будущее нашей страны, поэтому вы обязаны знать свою историю, чтобы сохранить обычаи и традиции русского народа.
Учитель читает учащимся отрывок из стихотворения К.Ф. Рылеева «Димитрий Донской»
Эпиграф:
«Туда! За Дон!.. Настало время!
Надежда наша – бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел»
К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской»
(Слайд №1)
Учитель: Ребята, давайте проанализируем стихотворение К.Ф.Рылеева и попробуем определить тему сегодняшнего урока.
Учитель предлагает ученикам определить тему сегодняшнего урока.
Учитель обобщает ответы детей и сообщает тему урока.
Учитель:
Итак, тема нашего урока «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва». (Слайд №2) Я попрошу вас открыть ваши маршрутные листы и записать тему.
Сегодня на нашем занятии мы выясним, почему именно Москва стала центром борьбы с Золотой Ордой, мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.
Учитель: У каждого из вас перед глазами в рабочей тетради расположено колесо истории. (Слайд №3) Я попрошу закрасить цветными карандашами сегмент № 2 настолько, насколько вы владеете информацией по данной теме. Может вы просто слышали о данном историческом событии, а может быть читали, либо видел телепередачу или художественный фильм.
Ребята закрашивают сегмент.
Учитель:
Ребята, перед тем, как мы начнем изучать новую тему, я хотела бы вам задать вопрос: «Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока?» Запишите свои ожидания в тетрадях.
Рядом с записью, на шкале от 1 до 10, отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному результату?».
Учащиеся отмечают свое положение на шкале,
а учитель свое положение на шкале, расположенной на доске.
Учитель:
А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени. (Слайд №4) По словам историка Василия Осиповича Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова? Почему историк так считает? Я думаю, что к концу нашего занятия мы ответим на этот вопрос, но для этого мы должны как можно больше узнать об этих события.
Учитель:
В 1359 голу на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389), 9-летний внук Ивана Калиты. (Слайд №5)
Запишите, пожалуйста, годы правления Дмитрия Ивановича
Учащиеся записывают в рабочей тетради годы правления Дмитрия Ивановича
Учитель:
Назовите, пожалуйста, годы правления Ивана Калиты.
Примерный ответ учащихся:
1325-1340
Учитель:
Во второй половине 14 века разгорелась борьба между сильнейшими княжествами за политическое первенство на Руси, возобновились нападения Золотой Орды, а с запада вторгались войска великого князя литовского Ольгерда. В 1359 году ставший московским князем Дмитрий Иванович (внук Калиты), опираясь на поддержку митрополита Алексея, укрепил Московское княжество.
С помощью текста учебника, стр. 147, назовите основного противника Москвы в борьбе за великое княжение.
Примерный ответ учащихся:
Основным противником Москвы стал тверской князь Михаил Александрович.
Учитель:
С кем заключил союз Михаил Александрович?
Примерный ответ учащихся:
Михаил Александрович заключил союз с литовским великим князем Ольгердом.
Учитель:
Что сделал Михаил Александрович в 1371 году?
Примерный ответ учащихся:
Михаил Александрович в 1371 году с помощью богатых даров склонил на свою сторону Орду. Но жители Владимира не пустили тверского князя в город.
Учитель:
Как ответил на данное событие Дмитрий Иванович?
Примерный ответ учащихся:
Дмитрий Иванович заявил, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить ярлык у Дмитрия.
Учитель:
Что было сделано Дмитрием Ивановичем после этих событий?
Примерный ответ учащихся:
Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил признал поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско-тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе.
Учитель:
Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества.
Отрывок из летописи: (Слайд №6)
“Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: “Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим”.
Учитель:
Ребята, какую же цель преследовал Мамай?
Примерный ответ учащихся:
Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество
Учитель:
В рабочей тетради в таблице запишите цель Мамая.
Учащиеся заполняют 1 часть таблицы.
Цель Мамая | Цель Московского княжества |
| |
Учитель:
Что делать в этой ситуации русскому князю? Какая же цель стояла перед Московским княжеством?
Примерный ответ учащихся:
Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества
Учитель:
В рабочей тетради в таблице запишите цель Московского княжества.
Учащиеся заполняют 2 часть таблицы.
Цель Мамая | Цель Московского княжества |
| |
Учитель:
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.
Работа с документом
«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаянного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»
Учитель: Но что же в результате этого столкновения вышло?
Просмотр отрывка мультфильма. Сюжет о поражении на р.Воже.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
Примерный ответ учащихся:
Дмитрий иванович в этом сражении сам возглавил объединенное русское войско, организовал разведку, установил жесткую дисциплину.
Учитель:
С помощью учебника, стр. 150, определите союзников Московского князя Дмитрия Ивановича и союзников Мамая. Результаты занесите в таблицу, которая предоставлена у вас в маршрутном листе к уроку.
Учащиеся заполняют таблицу.
Подготовка к сражению
Союзники Московского князя | Союзники Мамая |
Князь Полоцкий | Литовский князь Ягайло |
Князь Брянский | Рязанский князь Олег |
Сыновья литовского князя Ольгерда | |
Ополчения большинства русских земель | |
Учитель: Давайте проверим ваши работы.
Учитель предлагает поочередно выйти к доске учащихся и с помощью заготовок заполнить таблицу на доске. В этот момент учитель проводит физминутку.
Учитель:
По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…
Учитель:
Собралось невиданное для того времени войско. В русской армии, по словам источников, были не только “князья русские”, “воеводы”, бояре, но “вся люди”, “народ”, т.е. крестьяне, горожане, дружинники.
Учитель:
Представьте себя русским князем. Что бы вы сказали своему народу, призывая его на бой с врагом.
В режиме одного микрофона учащиеся, представив себя Дмитрием Ивановичем, произносят речь от имени Московского князя.
Просмотр видеоролика «Выдвижение к Дону»
Учитель:
Как вы думаете, почему Дмитрий Иванович решил перейти реку?
Учащиеся высказывают свое мнение
Учитель:
Дмитрий Донской сказал: “Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу”.
Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения – Куликово поле.
Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем преимущество?
Учащиеся работают с картой. (Слайд №7)
С 3-х сторон: запада севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.
За р. Смолка находился лес, в который можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.
По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность для конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).
Учитель:
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. началась переправа главных сил. Пешие войска и обозы переходили через Дон по наведенным мостам, конница – вброд. После переправы князь Дмитрий приказал уничтожить мосты через Дон.
Переправа через Дон имела не только моральное, но и огромное военно-тактическое значение, предопределив дальнейший способ действий русской рати. На левом берегу реки можно было только обороняться. Переправившись же и уничтожив за собой мосты, необходимо было действовать наступательно. Кроме того, водная преграда в тылу русских обеспечивала их от возможного удара с тыла, где могли появиться литовцы и рязанцы. И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского. Здесь был использован принцип “щита и меча” (посмотреть на рисунок).
Просмотр видеоролика «Перед битвой».
Далее учитель предлагает посмотреть анимированную карту «Куликовская битва» Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий» (Момент 7-8, со слов «Перед битвой…» до момента 9).
Учитель:
На данном этапе я хотела бы вернуться к словам известного историка В. О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Вот сейчас, на данном этапе урока, как вы понимаете эти слова?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель:
А сейчас я предлагаю в хронологическом порядке расположить ход битвы. Для этого задания у вас в рабочей тетради в неправильной последовательности расположены события, соедините стрелками событие с цифрами.
Учащиеся выполняют задание, меняются друг с другом рабочими тетрадями и проверяют самостоятельно у своего соседа по парте.
Далее вместе с учителем проверяют на доске.
1 | Поединок Пересвета и Челубея (оба погибли) |
2 | Лобовая схватка противоборствующих сторон |
3 | Отступление русского полка левой руки, который заманивал конницу противника под удар засадного полка |
4 | Внезапный удар в тыл и флаг ордынцев |
5 | Паническое бегство войск Мамая |
Далее учитель предлагает посмотреть анимированную карту «Куликовская битва» Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий» (С момента 9 до момента 10).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, какое значение имела Куликовская битва?
Примерный ответ учащихся:
Крах ордынско-литовских планов ослабления Руси
Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы
Создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.
Учитель вместе с детьми делают выводы, и проверяют на доске.
(Слайд №9)
Учитель:
Давайте вернемся к словам историка и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока.
Учитель предлагает зачитать высказывание В.О. Ключевского и ответить на поставленный вопрос.
Вывод: Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников Русской земли.
Учитель:
Ребята, давайте вернемся к колесу истории. Сейчас на сегменте отметьте, насколько вы продвинулись по шкале? Что вам помогло двигаться по шкале? Что нужно еще сделать, чтобы продвинуться дальше?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Сегодня в начале урока мы все отвечали для себя на вопрос: «Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока? На шкале мы отметили, где мы находимся по отношению к этому результату. А сейчас я попрошу вас еще раз вернуться к шкале
Что наиболее ценное для тебя на уроке?
Как ты можешь пойти дальше?
Учащиеся высказывают свое мнение. На этом этапе урока можно применить технику «Режим одного микрофона».
Учитель: Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Сейчас н для России новое испытание – показать лучшие результаты на XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи. Я думаю, что в пятницу, 7 февраля, мы все с удовольствием посмотрим Торжественную церемонию открытия Олимпиады.
Мне очень приятно было с вами работать. Это занятие стало испытанием не только для меня, но и для вас.
Учитель оценивает работу детей.
Домашнее задание вы найдете в своих рабочих тетрадях. Спасибо большое за урок.