Просмотр содержимого документа
«Мотивация и стимулирование педагога»
Стимулы и мотивация педагогов
В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.
При этом главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты вопрос о профессионализме педагога стоит наиболее остро.
Любой руководитель заинтересован в повышении эффективности и деятельности образовательного учреждения, достижении им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг через грамотно разработанную систему действий по мотивации профессионального развития педагогов.
Работа будет эффективной, если:
- педагоги хорошо понимают, каких результатов и когда от них ожидают;
- педагоги заинтересованы в получении результатов;
- социально-педагогический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы;
- педагоги испытывают удовлетворение от своей работы.
Но способности и профессионализм сотрудников не принесут результата, если у них не будет главного – желания работать.
Мотивация — внутреннее побуждение к деятельности, исходящее от желаний, интересов, позиции работника. В педагогической деятельности этот компонент очень важен. Он же является самым сложным компонентом, так как он взаимосвязан с остальными.
Как показывает практика, в нашем коллективе главной выступает нефинансовая мотивация - потребность в работе с детьми, привлекательность учительского труда по содержанию, возможность для творчества, признание и одобрение; личностное развитие; безопасные и комфортные условия для работы; значимость деятельности; справедливость в оценке результатов в работе; выполнение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности.
Стимулы, которые использует администрация нашей школы: направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности; помощь в обобщении опыта и подготовке материалов для аттестации; содействие педагогу в разработке и утверждении собственной авторской программы; участие в конкурсах, соревнованиях; благодарность в приказе; включение в резерв руководящих кадров; подчеркивание значимости работы педагога для всего коллектива; представление к наградам; поздравление со знаменательными событиями в жизни педагога; поощрение педагога за вклад в коллективную деятельность (объявление благодарностей, вручение грамот); совместное проведение досуга.
Что же касается материальных стимулов - они не являются ведущими в нашем коллективе. Конечно же заработная плата, включающая стимулирующие выплаты и социальный пакет имеют немаловажное значение, а стимулирующие выплаты будут приятным мотивирующим сюрпризом - все же это вторично. Заработная плата педагога, работающего на 1 ставку достаточно низкая и для достойного проживания педагогу приходится брать 1,5 или даже 2 ставки, но педагоги не уходят с работы, испытывая перегрузки моральные и физические продолжают работать в образовательном учреждении - значит дело не в деньгах.
Таким образом, активность педагогов мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.